В отличие от многих стран Европы, не говоря уже о России, в Соединённых Штатах не отмечают Международный день солидарности трудящихся 1 Мая.
У американцев есть свой День труда, Labor Day, который празднуют в первый понедельник сентября. Хотя его и называют Днём труда, в этот день положено отдыхать, ибо это общенациональный праздник в честь всех тех, кто своим трудом создал богатое, сильное, процветающее государство – США, в которое сотнями тысяч эмигрировали и продолжают эмигрировать рабочие из разных стран, особенно из тех, где социалисты и коммунисты пытались построить с помощью диктатуры пролетариата государство, в котором «от каждого по способностям, каждому по потребностям».Хотя в США довольно много эмигрантов из бывшего СССР, Кубы, Камбоджи, Никарагуа, Вьетнама, Китая и других стран «победившего социализма», их опыт, к сожалению, не учитывает большинство американцев. Город Нью-Йорк, которым правят крайне левые либералы, губернатор одноимённого штата с гордостью назвал столицей американского прогрессизма.
Накануне Дня труда я решил побольше узнать об американских социалистах и коммунистах.
Нью-Йоркский штаб Социалистической рабочей партии - СРП или SWP (USA) - находится в центре Манхеттена. Я решил уточнить адрес у рабочих. Уж они-то должны знать адрес своей партии.
- Скажите, пожалуйста, - обратился я к дорожному строителю, - вы слышали о том, что в этом году отмечается 101-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции в России? И, может быть, вы знаете, где здесь Нью-Йоркский городской комитет Социалистической рабочей партии Соединённых Штатов?
Мой собеседник, оказавшийся эмигрантом из Италии, задумался. Затем сказал, что понятия не имеет о существовании такой партии. Про революцию в России слышал и не прочь поздравить тех, кто отмечает этот день.
Я несколько раз спрашивал у разных прохожих, где здесь горком Социалистической рабочей партии – никто не знал. Честно говоря, у меня был адрес, который я обнаружил в Интернете. Зашёл. Меня встретил член руководства партии Стив Кларк. В комнате не было ни красных флагов, ни транспарантов с коммунистическими лозунгами. Несколько книг о Ленине, о Кубе, книга Троцкого, экземпляры партийной газеты «Милитант». Убранство более чем скромное.
- Мы, - сказал Кларк, – коммунисты, следуем учению Маркса, Энгельса, Ленина, почитаем Троцкого, считаем наилучшей моделью государственную систему, созданную на Кубе Фиделем Кастро и Че Геварой. Мы каждый год отмечаем годовщину Великого Октября, но не демонстрациями, а рабочими собраниями и митингами в разных городах.
- Мистер Кларк, сколько членов в вашей партии?
- Мы небольшая организация. Я не хочу указывать число.
- Каковы ваши отношения с Компартией Соединенных Штатов и связаны ли вы как-то с Коммунистической партией России?
- С Компартией России у нас нет никаких отношений. Мы не обмениваемся делегациями. Вообще мы считаем, что сейчас в России нет партии, которая защищала бы интересы рабочих. Нынешние коммунисты - это партийная бюрократия, порожденная Сталиным. Сталин создал систему, противоречащую истинному Марксизму-Ленинизму, поэтому советский вариант коммунизма шел к саморазрушению, начиная с 30 х годов прошлого века. Сейчас идея создания человека новой формации осуществляется лишь на Кубе. Мы также сочувствуем народу Северной Кореи в его стремлении к объединению страны.
- Можно ли считать, что идеи свободного рынка, то есть капитализма, победили, если развалился Советский Союз и весь его социалистический лагерь?
- Нет. Капитализм переживает очередной кризис. Посмотрите, терпят крах фондовые биржи и финансовые системы в странах, отказавшихся от социализма. В России с приходом капитализма происходит обнищание рабочих. И всё же не думаю, что российские рабочие будут спокойно отдавать завоевания социализма, за которые надо благодарить Ленина, Троцкого и других большевиков досталинской эпохи.
- Чем объяснить то, что коммунистические идеи не слишком популярны в Соединенных Штатах?
- На это есть исторические причины, но мы не теряем надежды и активно поддерживаем профсоюзное движение. Социалистические идеи резко набирают сторонников и среди студентов, и среди рабочих.
Выйдя из штаба СРП, я подошёл к пожилому темнокожему рабочему, который в свой перерыв пил кофе из бумажного стаканчика.
- Знаете ли вы, что в этом году Октябрьской революции в России исполняется 101 год?
- Нет.
- Разделяете ли вы коммунистические идеи?
- Нет.
- Хотите ли поздравить тех, кто отмечает очередную годовщину революции в России?
- Нет.
С такими же вопросами я обратился еще к нескольким прохожим в рабочей одежде.
- Идеям коммунистов сочувствую, а практике - нет, - ответила мне женщина средних лет, стоявшая возле прачечной.
- О революции слышал, чужие праздники не отмечаю, только американские, коммунистам и социалистам не сочувствую, - сказал молодой афроамериканец.
Один человек средних лет в чёрном берете все же поздравил тех, для кого годовщина большевистской революции - праздник. В знак приветствия он поднял над собой сжатый кулак.
Итак, мой маленький опрос общественного мнения показал, что в рабочей среде Нью-Йорка, одного из самых либеральных городов страны, коммунистическая доктрина хотя и известна, но всё ещё не популярна. Но это, повторяю, в рабочей среде.
Иная картина в кругах студенчества и университетской профессуры, в артистических кругах и среди тех, кто живёт на госудственные субсидии. Поэтому так называемые «демократические социалисты» и «прогрессисты», использующие коммунистические лозунги, но опасающиеся открыто называть себя коммунистами, всё чаще побеждают на выборах в Нью-Йорке.
Что ж, призрак коммунизма продолжает бродить и по Европе, и по Америке. Кстати, в этом году исполнилось 170 лет со дня выхода Манифеста Коммунистической партии. Это послужило мне поводом для посещения нью-йоркской штаб-квартиры Коммунистической партии США.
Для тех, кто не в курсе: Манифест был написан Марксом и Энгельсом. Маркс-Энгельс - это не один человек по имени Маркс и по фамилии Энгельс, и не человек с двойной фамилией типа Броненосец-Потёмкин, а два разных, но очень близких человека.
Они писали вместе, как братья Гримм сказки, или как Ильф и Петров «Золотого телёнка». Но у Маркса и Энгельса золотым телёнком был Энгельс. Манифест вышел в Лондоне отдельной брошюркой. Куда же прийти поговорить о Манифесте, как не в Комитет Коммунистической партии Соединённых Штатов.
Председатель Комитета КП США Джон Бактелл впервые взял эту брошюру в руки, когда ему было восемнадцать, и с тех пор заболел марксизмом.
- Вы считаете, что марксизм жил, жив и будет жить? – спросил я.
- Абсолютно! Идеи Маркса-Энгельса, их Манифест и сегодня - руководство к действию. Мы видим только одну альтернативу капитализму – социализм. А средством переустройства мира и установления диктатуры рабочих остается революция с ее насильственными методами национализации частных предприятий. Частное имущество должно быть отобрано у богатых и передано государству, то есть народу.
Далее Джон Бактелл погрузился в историю:
- Компартия Соединенных Штатов всегда была верна Коммунистической партии Советского Союза. Во время Великой депрессии и особенно в годы Второй мировой войны и союзничества с СССР Компартия США приобрела определенный вес, но после войны политика президента Трумэна и действия сенатора Маккарти нанесли коммунистическому движению тяжелый удар. Во время антикоммунистической чистки, устроенной сенатором Маккарти, немало людей пострадали, даже не будучи членами Компартии, а лишь из-за своих левых взглядов и симпатий к Советскому Союзу.
- Как вы относитесь к советскому варианту коммунизма и к тому, что в СССР во имя коммунизма были уничтожены миллионы людей? – спросил я.
- Советский Союз, как первое в мире социалистическое государство, своим опытом обогатил марксизм. Я не слишком верю, что именно социализм ведет к массовому уничтожению людей. Здесь много дезинформации с целью изобразить социализм как империю зла. Смотрите на это сбалансированно и в контексте истории.
- В 1889 году Второй Социалистический интернационал объявил Первое мая праздником труда. Но у американцев есть свой День Труда, который отмечается с 1884 года. Почему Первое мая не прижилось в Америке?
- Первое мая практически не отмечалось американцами с начала Холодной войны. Годы маккартизма тому виной. Но в последние годы популярность праздника стала расти по мере роста популярности идей социализма.
Хотя, действительно, идеи социализма-прогрессизма-демократического социализма получили в последние годы в Америке серьёзное распространение, Компартия США насчитывает всего несколько тысяч членов. Правда, кое-какую подпитку, как ни странно, партия получила в лице некоторой части эмигрантов из бывшего Советского Союза. Я встретил одного такого в нью-йоркском Комитете. Он отказался назвать себя и место своего рождения, но на вопрос, что привело его в Компартию США, ответил:
- Я в общем-то целенаправленно искал контакты с коммунистами, потому что, хотя я в Союзе не был коммунистом, но достаточно хорошо изучил марксизм-ленинизм в институте, в аспирантуре, и я считаю, что идея коммунизма далеко не исчерпала себя, просто она была опорочена.
Эта неожиданная встреча показала, что ряды американских коммунистов сейчас пополняются, в том числе, за счёт наших эмигрантов.
Перед уходом я спросил у Председателя национального комитета компартии США Джона Бактелла, помнит ли он, с чего начинается Манифест?
- Конечно! «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма».
...Да. Призрак покойника, которого, словно вампира в фильмах ужаса, пытаются оживить, вливая в него свежую кровь.
Добавить комментарий