Азарт в игре сильнее страсти в любви
(Японская пословица)
Давненько я не захаживала в БДТ (Большой драматический театр, что в Санкт-Петербурге). «Имперское» здание, которое он занимает, расположено в центре города и смотрит фасадом на Фонтанку. От Невского до театра можно дойти по набережной Фонтанки или «срезать угол» через проходной двор за новой сценой Александринки.
БДТ считается одним из театральных брендов нашей Северной столицы. Славу, и заслуженную, ему принес Георгий Александрович Товстоногов. Как правило, драматический театр вызывает острый интерес массового зрителя или, другими словами, находится на пике моды лет шесть. После этого публика к театру несколько охладевает. БДТ Товстоногова стал исключением, в течение многих лет оставаясь театральной Меккой как для зрителей, так и для артистов. Народная любовь к детищу гениального режиссера не угасла и после его смерти.
В студенческое время мне несказанно повезло. Учась в «Большом» университете, как-то раз проходя по Главному зданию, что на «Ваське», я увидела объявление о театральной студии, набор в которую должен был начаться буквально через полчаса здесь же, в актовом зале. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств, я, можно сказать, стала «внучатой племянницей» Георгия Товстоногова. Не удивляйтесь. Занятия с нами вели замечательные актеры его театра и его школы: Евгений Николаевич Соляков и Ирина Эдуардовна Комарова. Необычайно страстные в своем деле и неизменно порядочные в жизни люди. Очень хорошие педагоги. Они занимались с нами и учили нас по «школе» Товстоногова. Актеров его школы принято называть его «детьми». Ну а мы - студийцы, стало быть, стали «внучатыми племянниками».
Но вернемся в настоящее время. Один из наиболее дискутируемых спектаклей, что идет на сцене театра, который теперь носит имя легендарного режиссера, это «Игрок», поставленный Романом Мархолиа по одноименному роману Достоевского. Спектакль спорный. Одни зрители принимают на «ура», другие не со всем согласны в этой постановке.
Объединяет и тех, и других одно – спектакль никого не оставляет равнодушным. Этим и поддерживается традиция Товстоногова, блестящие постановки которого сим качеством и славились. «Игрока» я и пошла посмотреть. Лучше один раз увидеть и выработать собственное мнение, чем сто раз услышать чужие рассказы и отзывы.
Одним прекрасным осенним вечером я вошла в двери театра. Уже при входе ощутила ту особую атмосферу, что окружает зрителей в БДТ. Пообщалась с приятными служащими – билетершами и администраторами, одетыми в одинаковую униформу – темные платья, отделанные по воротнику и манжетам золотым шитьем. По красной ковровой дорожке, что покрывала ступени широкой лестницы, поднялась в просторный холл, обрамленный колоннами и зеркалами.
В ожидании начала спектакля, скажу несколько слов о сюжете. Действие происходит в Рулетенбурге, курортном городе, этаком центре игорного бизнеса. Происходящие события так или иначе связаны с игрой. Ожидающие наследства после смерти богатой барыни Антониды Тарасеевичевой - «Бабуленьки» (ее играет великолепная Светлана Крючкова) вместо долгожданного известия о ее кончине имели удовольствия встретиться непосредственно с Бабуленькой, которая живенькая и здоровехонькая почтила своим визитом этот - то ли курорт, то ли игорную Мекку. И надо же, расчетливая и властная Бабуленька оказалась во власти рулетки. И проиграла. К величайшему огорчению своих потенциальных наследников и их заимодавцев.
Автор романа, по которому поставлен спектакль, и сам был «запойным» игроком. Ряд своих произведений писал ради денег, дабы расплатиться с проигрышами. Некоторые его философские размышления, столь любимые читателями, уж очень созвучны с рассуждениями Бабуленьки о планах возведения каменной церкви во спасение души. Мысли ей эти пришли в голову аккурат после проигрыша в большой игре. Так что «Игрок» для автора – роман о наболевшем, о «своем-родном». О клубке человеческих страстей, закрученном круговым движением рулетки. Знал Достоевский, о чем писал. И не понаслышке.
Но уже прозвенел третий звонок. Поспешим занять свое место в зрительном зале. Действие, происходившее на сцене, поначалу вызвало у меня некоторое недоумение. Эклектичность происходящего. Нелогичная организация сценического пространства. Декоративные колонны, что вынесены на передний план, не позволяли увидеть все происходившее на сцене. А у меня было хорошее место в партере с весьма неплохим обзором. Некоторые сцены почему-то разыгрывались не у рампы, а в глубине, у задника. Но через какое-то время вся эта эклектичность и нелогичность стали понятны.
В азарте игроков и нет логики. Ими движут яркие эмоции с их перепадами. Свет и звук дополнили действие, помогли создать яркий мозаичный узор, демонстрирующий состояние игрока, впавшего в «неконтролируемый задор». В спектакле много разнообразных музыкальных номеров, используются фрагменты симфоний, музыка из кинофильмов, музыкальные хиты разных лет.
Для игроков два самых больших удовольствия – выигрывать и проигрывать, играют не ради денег, а ради очередной мощнейшей дозы адреналина. И главный герой спектакля не Бабуленька, не ее партнер по игре Алексей и не его возлюбленная, а сама Игра. Игра – это бог. У нее свои почитатели, любящие ее ради нее самой, а не ради того, что она обещает. Даже Бабуленька, которой окружающие подчиняются и перед которой лебезят, и та не смогла устоять перед чарами этого Бога. Это и показали на сцене.
На мой взгляд, успехом спектакль обязан главным образом игре Светланы Крючковой и правильной организации звукового и светового оформления. Яркий, живой талант актрисы заставил верить ей беспрекословно. А современные технологии работы со звуком и светом дали возможность зрителям окунуться в атмосферу происходящеего, ощутить на себе всю глубину эмоций, во власти которых находятся герои. Ведь человек реагирует, прежде всего, на свет и звук. Чуть не забыла - звукорежиссер спектакля Роман Бромич. В вечер, когда я смотрела «Игрока», Бромич непосредственно занимался компьютерным моделированием звукового оформления.
Довольно сложно уловить и передать в немногих словах те живые, характерные эмоции, которые возникли под влиянием светового и музыкального воздействия. Но попытаюсь. Музыка и звук позволили прочувствовать тот спектр чувств и перепады настроения, которые испытывает «запойный» игрок.
Нет ничего страшнее и упоительнее этой всепоглощающей страсти. Особенно, когда ставка на зеро. Крутится рулетка. Игроки окружили ее, сосредоточенно следят за ней. Боже мой! Сколько лет этому развлечению, этому всепоглощающему человеческому развлечению, сопровождаемому набором эмоций от надежды до безысходности. Ты проигрался в пух и прах, но в кармане затерялся последний гульден. Черт с ним – с обедом, ты ставишь - и выигрываешь. Спектакль взбудоражил зрителя. Что касается меня - «зацепил», «запал» в душу.
В заключение хочу сказать, что следуя традиции легендарного Товстоногова, постановщики, которые пришли ему на смену, не боятся новых, новаторских решений. Не сомневаюсь, живи Георгий Александрович в эпоху мультимедийных технологий, он не преминул бы воспользоваться ими для более полного раскрытия своих творческих замыслов.
Добавить комментарий