«В Киеве состоится концерт с участием всемирно известного мастера игры на гитаре Энвера Измайлова. На концерте будут собирать средства семьям политзаключенных».
(из объявления)
По данным американских изданий, этот человек, единственный из СНГ, входит в десятку лучших гитаристов мира. Об этом уровне игры на гитаре говорят: «Многие пробуют, но не у многих получается». Его зовут Энвер Измайлов. Его имя переводят как «лучезарный». Фамилию часто пишут как Is my love.
Я спросила у муллы:
- Играют ли законопослушные мусульмане на гитаре?
- Нет, что ты! Там, где этот инструмент – там водка, сигареты, женщины.
- Как Вы, Энвер, согласовываете свою жизнь добропорядочного мусульманина со своей исполнительской карьерой? – поинтересовалась я у Звезды.
- Я грешный мусульманин. Но стараюсь соблюдать основные постулаты Корана. Считаю это не книгой заповедей. А книгой – напоминанием. Многого из его глубин я не знаю. И считаю, что это даже лучше. Потому, что зная все, нарушать осознанно – неправильно и опасно для собственной души.
- Вы родились в семье татар, депортированных из Крыма?
- Да. Мой отец из Судака, мама из соседней местности.
- Вы помните депортацию?
- Почти нет. Это коснулось родителей.
- Вы приезжаете на родину?
- Я здесь уже живу!
- У Вас здесь дом?
- У меня дом в Симферополе. Там живет моя семья. Две дочери.
- Я слышала, что одна из них занимается вокальным исполнительским искусством, близким к фольклорному. Имеет свою группу.
- Да. Недавно мы с Ление выступали в Германии. Она лауреат ряда международных конкурсов.
- Во Франции на радио Парижа вы выступали вместе?
- Нет, это было мое сольное выступление.
- Она переняла у Вас секреты владения гитарой?
- Нет, дочери не хотели учиться моему инструменту. Они искали свой путь в жизни. И я понимал, что женские судьбы и гитара с ее гастрольным графиком могут войти в противоречие. Сына я бы обучил.
- Как и где этому научились Вы?
- А меня никто этому не учил. И в этом – то лучшее, что получилось. Получилось:
- любовь к инструменту,
- свобода импровизаций,
- отсутствие жестких правил.
Учился я в Ферганском музучилище игре на фаготе. Поступил – куда были места. Хотел зарабатывать профессией музыканта. А на гитаре играл во дворе с пацанами. Этот инструмент был любимым.
- Ваш стиль – это синтез фольклора вашего народа, джаза, тайпинга был найден самостоятельно или были советчики?
- Совершенно самостоятельно. В условиях полной свободы личности в искусстве и приходят такие идеи. Думаю, их у тех, кто творил свои экспромты во дворах, было много. Мои, благодаря Аллаху, больше некому – были услышаны обществом. А когда появились интересующиеся моими экспромтами любители и даже фаны – стала приходить помощь. Очень много мне помог бывший саксофонист, позднее клавишник, живший в Фергане москвич. Позднее в Москве ставили его мюзиклы, в которых играли многие известные артисты, такие, как Николай Караченцев.
- Вы только что получили звание Народного артиста Украины?
- Да. Готовлю по этому случаю сольник.
Наш разговор в джаз-клубе накануне концерта для друзей подходил к концу, когда к нам подошел художник в очках кота Базилио, кепке с околышком и каком-то военном пиджаке без знаков отличия. Он предложил Энверу посмотреть в его самодельной деревянной установке типа первых фотоаппаратов кукольный театр. Энвер согласился. Сев на маленький стульчик, он сунул голову под синюю бархатную занавеску, как ему указали. При этом малышка – дочь художника все время дергала отца и кричала: «Не надо! Не надо!». Менеджер Измайлова, стоявший рядом, напрягся и пошутил:
- Там не гильотина?
Из аппарата пошел дым. Энвер, как ребенок долго смотрел это действо.
Мне он потом пояснил – это талантливый человек. Серьезный художник. Правда, с особенностями. Недавно, например, так напился, что «мы нашли его на ступеньках джаз-клуба. Никак не могли привести в чувства и даже отливали водой».
Человечность – наверное, этим отличается Измайлов в этом бесчеловечном мире и за это любит его, грешного мусульманина, Аллах. Это возможно для тех, кто живет искусством.
Начался концерт – путешествие. Обычно эти импровизации Энвер Измайлов строит как путешествие по миру. Начиная со своей страны, он умеет музыкально нарисовать любую. «А сейчас мы поедем в…» - обычно так объявляет он номер. Мы следовали за звуками, путем, которым вел нас Маэстро. Он играл вроде бы не на гитаре, а на фантастическом инструменте из струн своей души. Обычно зал завороженно следит за руками на грифе, почти не касающимися гитары и выделывающими чудеса тайпинга.
Монотонно, как голос над минаретом, умеет звучать его струна от легкого прикосновения.
Вокруг расстилались видения гор его кавказских композиций с цоканьем копыт осликов по головокружительному серпантину горных дорог.
При исполнении композиции «Памяти Биттлз» все встали.
В его финальной шуточной композиции «Утро на море» - заводились моторы машин, под танец маленьких лебедей выходили первые купальщики, мычали коровы, кричал петух и даже взлетал легкий планер. И все это делала гитара и его «вокальное сопровождение».
Наверное, на эти звуки в зал ворвалась собака. Она делала круги вокруг музыканта. Его менеджер пытался ее выгнать. Энвер успел на это музыкально отреагировать с улыбкой. Когда порядок был восстановлен, я услышала чей-то сердитый шепот, обращенный к хозяевам джаз-клуба:
- Ну зачем вы так назвали собаку? Что я отвечу ребенку, который спрашивает: как ее зовут?
Оказалось, собаку назвали «Сиська».
Добавить комментарий