Жизнь — театр, а люди — в нём актёры…
Сколько раз мы слышали эту знаменитую фразу Шекспира!
Именно с неё начинается большинство размышлений о роли искусства в нашей жизни, о его месте в пространстве и времени…
В театре люди смотрят на людей, а не на спецэффекты, которыми заполнен кинемaтограф, вышедший из театра. Насколько же сильным должен быть посыл актёра к людям, сидящим в зале, что его не только слушают — его понимают, хотят слушать и приходить ещё и ещё раз в этот волшебный мир под названием «театр».
Сегодня мы, Ирина Рогозина — художественный руководитель и Сергей Островский — директор, хотим рассказать о театре «Эксперимент» и о людях, которые создают этот волшебный мир.
Я не перестаю им удивляться и восхищаться ими. И каждый раз я благодарю «театр моих людей» за то, что они превращают мои мечты и чаяния в реальность. Люди замечательные! Умные, интересные, с богатой фантазией, с желанием узнавать новое, неизведанное для них, и, самое главное - раскрывать свою душу, что, согласитесь, в наше время - дар бесценный!
Наш театр — это такое пространство, которое даёт тебе возможность прийти к себе, узнать себя и открыть новые грани своего существа. Путь, по которому мы идём, тернист, но, считаю, очень полезен для человека. В современном мире мы бежим, ускоряя шаг, не успевая оглядываться по сторонам и уж тем более «повернуть глаза зрачками в душу». А в театре всё остаётся за скобками и мои студийцы превращаются в детей с открытым сердцем и душой. Я очень хорошо помню их первые шаги в этюдах и упражнениях и могу с уверенностью сказать, что многие выросли в профессиональном плане и ещё удивят нас своими новыми ролями.
Будет правильнее, если о том, как зарождался театр «Эксперимент», расскажет его старожил и «отец-основатель» — Сергей Островский.
Сергей Островский: история нашего театра
«В 2009 году после 3-х лет постановки совместно с Евгением Белым домашних одноактных спектаклей для друзей и выступления в них, я задумал показать что-то широкому зрителю. Я решил пригласить других товарищей, имеющих опыт выступлений на сцене и организовать — представляете нахальство? —- новый русский драматический театр. Первыми, кто откликнулись, были Александр и Габи Тульчинские и Леонид Сапронов, поддержали нас также Александр Грайновский и Леонид Бродский, затем Геннадий Гололобов и Марина Цидулько.
В качестве пробного шара мы выбрали трагикомедию малоизвестного автора «Дорога», в которой было болеее десяти сцен с одним сквозным и многими непересекающимися персонажами, что позволяло каждому из нас сыграть по нескольку ролей и удобно репетировать. В качестве режиссера пригласили Дмитрия Шахова, ранее игравшего в театрах Андрея Бабеля и Бориса Казинца. Потом к нам присоединились Юрий Маслюков и Майя Цидулько.
Когда спектакль был почти готов, мы стали подбирать название для театра и после долгих дебатов остановились на «Эксперименте».
Декорации к первому спектаклю сделал Александр Горохов, со светом работала Анна Тульчинская, а со звуком — Анна Чулюкина. Премьера спектакля состоялась 18 декабря 2010 года на сцене мэрилендского театра Олни (Olney Theater Center). Зрители очень хорошо приняли наше появление, и мы, воодушевленные успехом, стали обсуждать наши дальнейшие шаги.
После первой постановки разгорелись споры по поводу нового проекта. Мы остановили свой выбор на пьесе А. П. Чехова «Чайка». В театр пришли новые силы: Гарик Поляков, Дмитрий Савранский, Ирина Шахова, причем одни — с большим театральным опытом, а другие — совсем без него.
Особое положение заняла появившаяся у нас профессиональная актриса Ирина Рогозина, сыгравшая ключевую роль Аркадиной и оказавшая неоценимую помощь в постановке. Фактически, она стала вторым режиссером спектакля. Ирина привела в театр Елизавету Янович, которая сыграла главную женскую роль – Нину Заречную, и, впоследствии, роль Агафьи Тихоновны в «Женитьбе», о которой так мечтают актрисы. Надо сказать, Лиза прекрасно справилась с трудным рисунком роли. Их театральный дуэт в «Женитьбе» с Юрием Маслюковым очень запомнился зрителям.
«Чайка» была выпущена осенью 2012 года и прошла несколько раз на сцене Randolf Road Theater в Роквилле, шт. Мэриленд, который с этого времени стал нашей постоянной сценической площадкой».
Продолжает рассказ Ирина Рогозина:
«После 15 лет службы в профессиональном театре было сложно решиться работать с любителями. И не из-за высокомерия, а из-за того, что я не очень понимала, как это всё будет происходить. То и дело вспоминалась фраза персонажа Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля»: «Есть мнение, что народный театр вскоре вытеснит профессиональный… И это естественно, что актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением… Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка…».
Признаюсь, это очень смешило меня, но это был смех сквозь слёзы, так как мне было очень тоскливо без своей профессии, которую я очень люблю. Но когда я познакомилась с ребятами, которые собрались на читку пьесы «Чайка», на меня они произвели приятное впечатление и я подумала, что попробую, ведь уйти я всегда успею. Опыта в режиссуре у меня не было, но потихоньку, методом проб и ошибок, мы стали работать. Я понимала: необходимы тренинги, и это было моим условием для продолжения сотрудничества. Я остаюсь, сказала я, но все обязаны посещать театральные тренинги , которые я буду проводить для вас. И всё завертелось .... вот уже 7 лет, как я с ЭКСПЕРИМЕНТОМ. Начались регулярные тренинги по актерскому мастерству, и любительский театральный коллектив преобразовался в театр-студию.
В 2014 году были параллельно взяты в работу две пьесы: пьеса Евгения Гришковца «Зима», где были задействованы Габби и Александр Тульчинские и Дмитрий Шахов, и пьеса Жана Ануя «Пассажир без багажа». В «Пассажире» Гарик Поляков и Дмитрий Шахов работали в режиссёрском тандеме.
Театр стал пополняться новыми актерами. В это время к нам пришли Ирина Ибрагимова, которая впоследствии сыграет главную роль в пьесе «Бешеные деньги», Лариса Моисеева, Илья Свиридюк, сыгравший в «Женитьбе» роль Кочкарёва в паре с Евгением Белым. Влились в нашу семью Юлия Тевелов и прекрасная семейная пара Евгений и Елена Семёновы - наши «Семёнушки», как мы их ласково называем, которые тоже спустя некоторое время отлично справились с главными ролями в спектакле «Бешеные деньги».
Следующими вехами творческого пути стали постановка по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» в 2015 г. и пьеса А. Н. Островского "Бешеные деньги» в 2018-м.
В течение этого периода театр обзавелся новыми талантами: к нам пришли Андрей Вовк и Николя Записочный - он всем запомнился образом Телятева, так точно сыгранным Николаем, Мария Гетахун и Светлана Васильченко.
Важное место в спектаклях занимают декорации, созданные богатой фантазией, талантом и золотыми руками Екатерины Буровой, нашей Катюши. По профессии Екатерина – потомственный архитектор, продолжатель династии. Если Катюша берётся за дело, то мы знаем: это будет незаурядно, достойно и профессионально. Особо стоит отметить и наших «бойцов невидимого фронта» - Светлану Васильченко и Инну Белую, хотя, почему, собственно, невидимого? Прекрасные, созданные - «пошитые», как любят говорить у нас в театре, их руками костюмы - неотъемлемая и весьма заметная часть каждого нашего спектакля! Это всё они - наши мастерицы! Светлана, помимо других талантов, еще и прекрасный фотограф, создавшая галерею актёрских портретов, которые вы можете увидеть на сайте нашего театра. Её прекрасные фотографии становятся визитной карточкой нашего театра. Мария Гетахун обновила и усовершенствовала наш сайт, который отвечает всем требованиям современности.
Театр сотрудничает с музыкантом Александром Никитиным. В подготовке и проведении спектаклей заняты и другие члены театра: Дана Преображенская, Леонид Сапронов, Юлия Тевелов.
В театре постоянно проводятся театральные тренинги, которые позволяют нам постигать это непростое ремесло. Мы стараемся привлекать профессионалов для проведения тренингов и консультациӣ.
Одним из профессионалов стала Любовь Путилова – режиссер, член Союза театральных деятелей, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, художественный руководитель лингвистического театра УрФУ «Лингва-Т», заведующая творческой лаборатории инновационных педагогических технологий при кафедре иностранных языков ФТИ УрФУ, автор и ведущий тренингов «Психология и культура движения».
Стоит отметить и вклад таких мастеров своего дела, как Наташа Мирны, художественный руководитель театра Happy Theater, а также выпускника ГИТИСа актёра и режиссера Олега Голуба.
Процесс подготовки спектаклей — довольно длительный. Некоторые актёры уходят в творческий отпуск, а потом возвращаются. Вот и в новый спектакль вернулся Юрий Маслюков, который блестяще сыграл Подколесина в «Женитьбе», а Евгений Белый, который на протяжении всех лет покорял наши сердца, и его последняя работа в «Бешеных деньгах» показала высокий актёрский рост, напротив — взял перерыв, но я так полагаю, это затишье ненадолго. Ведь желание самораскрытия и творческого общения перевешивает затраты времени, нервов и физических сил. Процесс постановки спектакля мучителен и порой болезнен для актёра и режиссёра, он требует полной отдачи и дисциплины! Да-да — дисциплины. А в наших непростых условиях — это краеугольный камень. Как я уже говорила, мои студийцы едут после рабочего дня на репетицию. Я не скажу, что это подвиг. Но вообще, что-то героическое в этом есть. Основа театра – это живой человек, актер. Театральное искусство – это то, что происходит здесь и сейчас. Как пройдет репетиция, спектакль? В этом и плюс, и минус живого театра, потому что всё может пройти хуже, чем задумано. И от этого никто не застрахован, так как мы имеем дело с живыми людьми. Великие режиссёры говорят, что не так важен успех, как провал, что на провалах ты учишься, поэтому мы не боимся пробовать, ошибаться и начинать всё сначала. Порой от замысла, который был вначале, не остаётся и следа. Для меня очень важно идти от актёра, не ломать его, а направить; ведь наш театр — это своего рода и терапия, терапия от повседневной рутины, паутиной которой мы все опутаны.
Очень важна для нас поддержка зрителя
Пришел понимающий и чувствующий зритель – и актер иногда играет лучше, чем он может сыграть. Пришел «мертвый» зрительный зал – и актер, что называется, падает. Но, так или иначе, вот это ощущение живого человека, которого ты видишь со всеми его оттенками, с его сегодня, сейчас, на твоих глазах рождающейся импровизацией — это и заставляет зрителя бежать в театр раз за разом, а актёров выходить и выходить на сцену за живой эмоцией.
В настоящее время в театре «Эксперимент» 20 актеров. Осенью 2018 мы приступили к новому проекту. Уже прошли читка новой пьесы, углубленный разбор и обсуждение. Мы всегда начинаем подготовку к новому спектаклю с тренингов и так называемого «этюдного метода». Очень надеюсь, что новая работа будет для всех интересна и мы поднимемся на новый уровень. Мы пытаемся осваивать разные виды театра: от вокала до теневого театра и театра кукол, что из этого получится — судить тебе, наш дорогой зритель.
У нас далеко идущие планы. Поскольку 2019 год объявлен Годом Театра, нам нужно провести ряд мероприятий, включая «Театральные встречи» на День театра 27 марта — следите за рекламой на ФБ! Мы дали согласие на участие в международном фестивале любительских и профессиональных театров «Смешно до слез», который состоится в апреле 2019 г. в Торонто. Осенью того же года планируем участвовать во втором театральном фестивале «Ваш выход!» Для расширения аудитории планируем использовать титры на английском языке.
У театра есть в планах организовать подростковую группу — это становится необходимостью для связи поколений, как ни пафосно это звучит. Вообще, театр — это живой организм. Всегда было так: пришел Островский, и родилась целая плеяда актеров, пришел Чехов – и потребовался новый тип театра. Кто знает? Кто знает, придут новые таланты - и «Эксперимент» засверкает новыми гранями.
Добавить комментарий