Старая новая "Матросская тишина"

Опубликовано: 9 февраля 2019 г.
Рубрики:

Двадцать седьмого января 2019 года  в Театре Табакова состоялась грандиозная премьера. Но начну издалека. В 1958 году Александр Галич, потрясающий поэт и драматург с крайне трагичной судьбой, написал пьесу "Матросская тишина". Примерно в то же время открылся "Современник". Группа молодых талантливых актеров театра во главе с Олегом Ефремовым принялась репетировать новую пьесу. "Матросская тишина" всех зацепила, взяла за живое ‒ наверное, в первую очередь, потому что это произведение о любви. Всеобъемлющей. Безусловной. Чистейшей. 

Первое действие происходит в Тульчине, мы видим сцены из грустной и веселой жизни Абрама Шварца и его сына Давида. Отец из-под палки учит ребенка музыке. Маленький Давид страдает от суровости и беспринципности своего отца. Проходит порядка десяти лет. Давид живет в Москве и учится в консерватории. Он весел, бодр и настроен на успех. В какой-то момент отец приезжает к нему в гости. Но Давид стесняется своего происхождения и прогоняет его. Однако отец не обижается на сына. Он спокойно оставляет ему накопленные деньги и уходит. И тут становится ясно: все, что делал Абрам, было по любви. Он учил своего сына музыке по любви. Он не позволял ему воровать по любви. Он жестоко с ним обращался по любви. В этом главный контраст пьесы. Тот, кто поначалу кажется странным, диким и даже немного жестоким, любит своего сына абсолютной любовью. 

Потом начинается война. Старый мир рушится. А вот удастся ли построить новый, неизвестно. Абрам Шварц является Давиду уже после своей смерти. Его расстреляли. Пораженный контузией Давид лежит в горячке и полубреду. Трансцендентный диалог отца и сына -  квинтэссенция любви, чистосердечности, душевности и трагизма. (В пьесе есть еще четвертое действие, но его изначально убрали из инсценировки, что внесло в спектакль таинственность и недосказанность и стократ усилило зрительские эмоции).    Эта история затронула как Олега Ефремова, так и актеров. Каждый нашел в ней что-то свое.

В спектакле должны были принимать участие Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков. Но в самый последний момент случилось непредвиденное: пьесу запретили к показу (согласно одной из версий, потому что Галич в ней преувеличил роль евреев в Великой Отечественной войне). Коллектив театра оказался в безвыходном положении. Решили играть пьесу Розова "В поисках радости". Запрет пьесы "Матросская тишина" стал личной трагедией для каждого, кто был причастен к ее постановке. Для Галича. Для Ефремова. И конечно, для Олега Табакова. С тех самых пор он мечтал поставить "Матросскую тишину". 

Прошло тридцать лет. Олег Павлович преподавал в Школе-студии МХАТ. В 1988 году он решается на постановку спектакля по пьесе, затронувшей его  душу в глубокой молодости, и отдает роль старого еврея Абрама Шварца тогда еще совсем молодому Владимиру Машкову. Если честно, я не могу понять, как, каким образом Олегу Павловичу пришло в голову это феноменальное решение. Пожалуй, все дело в том, что он был гениальным педагогом. Он разглядел в своем студенте яркого, характерного актера. Поначалу Машков был в шоке. Ведь как можно в двадцать четыре года, когда в самую пору играть молодых, красивых и дерзких героев, вживаться в роль комичного, малоприятного старика? Но Машков вжился. Потрясающе. Фантастически. Истово. Всей душой. Со временем его увлек не только сам образ Абрама Шварца, но и подбор костюмов, грима, работа над движениями и речью. Олег Павлович с удовольствием принимал участие в процессе удивительного перевоплощения и был невероятно рад успехам своего ученика. Он в него верил. 

Спектакль прошел на ура и, спустя пару лет, в тысяча девятьсот девяностом году, перекочевал в уютное театральное пространство на Чаплыгина. Разумеется, роль Абрама Шварца осталась за Машковым. К тому моменту было очевидно, что вряд ли кто-то будет играть ее более рьяно и страстно. 

Именно с ролью Абрама Шварца взошла звезда Владимира Машкова. И, пожалуй, именно этот образ вдохновил его на постановку таких  вещей, как "Звездный час по местному времени", "Смертельный номер" и "Страсти по Бумбарашу". Роль Абрама Шварца стала для Машкова судьбоносной. Впрочем, и сам спектакль открыл новую веху в истории "Табакерки". Он стал звездным часом (по всемирному времени) не только для Владимира Львовича, но и для всех других, задействованных в спектакле актеров. Яркую и колоритную роль Розы Гуревич мастерски, виртуозно сыграла актриса Ольга Блок-Миримская. Александр Марин предстал в образе молодого, искреннего, немного наивного Давида Шварца (впоследствии его заменил Евгений Миронов). Эпизодическую роль Мити Жучкова великолепно и красочно исполнил Сергей Беляев. Михаил Хомяков был очень убедителен в образе Мейера Вольфа. За всю историю существования спектакля в нем играли десятки  артистов (в том числе сам Табаков),  и каждый вложил в эту удивительную феерию частичку себя.

С постановки "Матросской тишины" "Театральный подвал" зажил новой жизнью. Случилось чудо. Настоящее театральное чудо. Трудные времена сменил неиссякаемый праздник. Зрители спешили на премьеры, критики писали восторженные статьи, актеры проживали жизни своих героев, с каждым годом Олег Павлович открывал для себя новые имена.

Спектакль играли девять лет. Каждый показ был исполнен энергии, силы, волнения и удивительной теплоты. Зрители теряли дар речи, смеялись и плакали. Но все хорошее  когда-нибудь заканчивается. Спектакль сняли с репертуара. Он остался главным событием в истории театра и превратился в легенду. Впоследствии Олег Павлович как-то написал: "Наша "Матросская тишина" явно заслуживает жизни, а не забвения". И эта его фраза удивительно точно характеризует судьбу спектакля. 

Был и промежуточный вариант «Матросской тишины, где играли Федор Лавров и Павел Табаков, он был довольно живым и органичным, но как-то быстро сошёл со сцены.

Прошло еще двадцать лет. В  2018 году, после смерти Олега Табакова, театр возглавил Владимир Машков. Я верю, что с его приходом в истории "Табакерки" начнется новый виток. Нас ждут яркие события и громкие премьеры. Потому что Машков ‒ ученик и преемник великого Олега Павловича. Потому что он талантливый театральный режиссер. Потому что он уникальный человек. 

Первое, что решил сделать Машков, став художественным руководителем Театра Табакова, ‒ заново поставить, оживить "Матросскую тишину" и сыграть свою законную, «священную» роль -  Абрама Шварца. Я считаю, что это театральное событие года.  В каком-то смысле новый спектакль энергетически даже сильнее, чем старый, поскольку у него очень красивая, очень мощная предыстория. 

Впервые сыграв роль Абрама Шварца, молодой Владимир Машков фантастически предстал перед публикой в образе старого еврея. Спустя почти тридцать лет он снова играет ту же роль и делает это так же талантливо, так же ярко, как и тогда, но теперь с большей осознанностью и мудростью. Он же занимался постановкой новой "Матросской тишины". Этот спектакль исполнен трепета. Это дань великому Олегу Табакову, великой пьесе и великой любви. Машков задействовал в спектакле  прекрасных актеров.  Сергей Беляев (который когда-то исполнял роль Мити) играет Мейера Вольфа, Андрей Смоляков ‒ Чернышева, Яна Сексте ‒ Розу Гуревич, Сергей Угрюмов ‒ Митю Жучкова. Также в спектакле принимают участие молодые, но уже успевшие заявить о себе актеры: Владислав Миллер, Наталья Попова, Никита Уфимцев и др. По правде говоря, я не представляла, каким может быть состав после «легенды», оставившей след в сердцах миллионов. Я ждала этого события несколько месяцев. И вот этот день настал. Волнение. Трепет. Предвкушение чуда. Сказочное фойе с потрясающими, невероятно красивыми витражами. Зал. Приглушенный свет. Все взволнованы. Буквально через несколько минут состоится  театральное Событие. И с каждой секундой напряжение все возрастает. Занавес поднимается. На сцене Владимир Машков. Его не было здесь двадцать лет. Но он вернулся. В родной театр, на новую, преображенную сцену. Это счастье, что он снова пришел туда, где его так долго ждали

В пьесе «Матросская тишина» есть несколько ключевых сцен. И в каждой из них задействован Шварц.  Абрам Шварц  в исполнении Машкова - это стержень спектакля. Все остальные герои выстроены вокруг него. С Машковым этот спектакль заново приобретает особый смысл.

Мейер Вольф изменился. У Сергея Беляева свой Мейер Вольф. Другой. Не такой, как у Хомякова. Более гротескный и более курьезный. И он прекрасен. 

Митя Жучков остался таким же простодушным и веселым. Но теперь его играет Сергей Угрюмов. Эта роль его. Он исполняет ее с задором и характером. Хотя она и эпизодическая.

Роза Гуревич осталась Розой Гуревич. Она  комична, неистова, энергична и шумна. Эта роль очень подходит Яне Сексте. Она справляется с ней просто блистательно.

Первое действие живо и динамично. Здесь каждая фраза, каждое движение - это маленькая история, анекдот, вызывающий у зрителя непроизвольный смех.

Быстрая смена декораций. Москва. Общежитие. На сцену выходят молодые актеры «Табакерки». Владислав Миллер играет юного Давида Шварца и смотрится на сцене весьма убедительно. Он полон энергии и сил. Именно таким должен быть юный Давид Шварц. К нему захаживает Таня (актриса Ангелина Пахомова). Совершенно внезапно в Москву приезжает Абрам. Ключевой момент спектакля. Шварц проявляет к сыну совершенно искреннюю заботу. Но сын его отвергает. И это первая сцена, выбивающая у зрителя слезу. Абрам потерян, немного смущен, меняется его тон, его образ. Одно остается неизменным: он от всей души желает Давиду счастья. Машков играет эту сцену искреннее, от чистого сердца. Он ее проживает.

И вот война. Поезд. Вагон. Давид ранен. Ему является отец. Тот самый диалог. Развязка спектакля. И здесь просто невозможно не плакать. Это одна из лучших сцен спектакля.  

Вот и все. Занавес. Конец. Хотя, нет, это только начало. Начало новой жизни, новой эпохи. Нам предстоит пережить еще немало эмоциональных потрясений. И это здорово.

В пьесе Абрам Шварц говорит своему сыну Давиду: "Дальше, милый, начинается твое "дальше"". У спектакля "Матросская тишина" есть свое "дальше". И это "дальше" наступило двадцать седьмого января 2019 года, в день памяти жертв Холокоста. И я хочу, чтобы это "дальше" длилось долгие годы, чтобы оно было ярким и красивым, чтобы оно приносило артистам воодушевление и восторг, а зрителям ‒ самые яркие, неповторимые, незабываемые эмоции.  Думаю, что  Театр объездит со старой новой «Матросской тишиной» весь мир. Ее будут играть во многих странах, и каждый раз зрители будут испытывать самый настоящий, самый глубокий катарсис. Когда-нибудь спектакль обязательно доберется и до славных американских городов – и, верю, что вызовет у публики те же эмоции, что и у зрителей «Табакерки!.

 

Комментарии

Молодец Анна Филлипова. Статья замечательная.

Аватар пользователя Михаил Гаузнер

Прекрасная статья! Я слышал о постановке "Матросской тишины" в1988г., и при упоминании об этом восстановленном Табаковым спектакле мне сразу вспомнилось,как партийная дама высокого ранга выкрикнула Галичу на приёмке этого спектакля в "Современнике":«Вы хотите, чтобы шёл спектакль, в котором говорится, что во многом евреи выиграли войну? Это евреи-то?!!» (об этом он написал в повести «Генеральная репетиция»). О возобновлении постановки в "Табакерке" не знал, т.к., живя в Украине, оторван от культурной жизни Москвы не только "очно", но и по телевидению.Спасибо и весьма почитаемому мною В.Машкову, и автору статьи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки