В Бруклинском музее искуств проходит выставка под названием «Фрида Кало: внешность бывает обманчива».
В Нью-Йорке это не первая выставка, посвящённая творчеству и жизни знаменитой мексиканки. В 2015 году в городском Ботаническом саду проходила выставка «Фрида Кало: Искусство – Сад - Жизнь». Это стало тогда важным событием для нью-йоркских любителей искусства. В репортаже о той выставке, опубликованном в журнале «Чайка» в июне 2015 года под названием «Природа Фриды Кало», я писал:
«Куратор Ботанического сада Джоанна Гроарк рассказала, что с ростом интереса к искусству Фриды Кало и ростом цен на её картины появился интерес и к тому, что питало творчество этой уникальной художницы. И здесь внимание привлекают мексиканский фольклор и природа Мексики, которые так или иначе присутствуют во всех картинах Фриды Кало... Вообще Фрида Кало была во всём неординарной...
В её жилах смешались еврейская и мексиканская кровь. Её отец-фотограф был евреем из Германии. Мать - мексиканка. Фрида Кало всю жизнь страдала от множества болезней, попала в аварию с тяжёлыми последствиями. В конце жизни лишилась ноги. При этом она очень любила жизнь во всех её проявлениях. Будучи замужем за великим мексиканским художником Диего Риверой, могла увлекаться как мужчинами, так и женщинами, стала на короткое время любовницей Льва Троцкого, которого вместе с мужем приютила в своём доме.
Можно сказать, её с Троцким идейная близость переросла в физическую: она и муж Диего Ривера были активными членами Коммунистической партии Мексики, и они сочли за честь поселить у себя идеолога мировой революции Льва Давыдовича Троцкого с его женой. Кстати, именно жене Троцкого Наталье Седовой удалось оторвать мужа от страстной мексиканки и настоять на переезде в другой дом в том же пригороде Мехико - Койоакане. В тот самый дом, в котором Троцкого и убили в августе 1940 года. Любовные страсти, измены, ссоры, страдания, вакханалии - всё это факты биографии Фриды Кало».
Её действия можно, пожалуй, объяснить невероятной жаждой жизни женщины, постоянно находящейся на грани смерти, живущей вопреки всем предсказаниям врачей, превозмогающей постоянную боль, любящей и любимой, несмотря ни на что.
...И ещё желанием понять себя. Может быть, поэтому среди её работ так много автопортретов. В Бруклинском музее выставлено более 300 картин и набросков, любимые мексиканские платья Кало, украшения, расписанные ею ортопедические корсеты, которые она вынуждена была носить из-за страшных болей в повреждённом позвоночнике, протез ноги, который она прятала под длинными, широкими мексиканскими юбками.
В одном зале выставлены картины и предметы под общим названием «Искусство и революция». Там можно увидеть документы, свидетельствующие о вере художницы в идеи коммунизма.
В другом зале собрание называется «Инвалидность и творчество», то есть как в её работах отражалось то, что она в детстве страдала от полиомиелита и потом хромала всю жизнь, а затем мучилась от последствий страшной аварии, когда автобус, в котором она была пассажиром, столкнулся с трамваем, и в результате катастрофы Фрида пролежала два года в больнице из-за повреждённого позвоночника.
Следующий зал посвящён Лазурному дому, в котором Фрида жила с мужем-художником Диего Риверой. Этот зал, стены которого соответственно выкрашены в синий цвет, обставлен предметами мексиканского фольклора, столь любимого Фридой.
Ещё один зал «Gringolandia» рассказывает об истории посещения Фридой Кало трёх городов США: Сан-Франциско, Детройта и Нью-Йорка. В Нью-Йорке она впервые побывала в 1931 году. Этот город Фрида в своих записях сравнивала с Вавилоном. В Нью-Йорке она была с мужем. Диего Ривера должен был расписать стену в Рокфеллеровском центре.
Выполняя заказ Нельсона Рокфеллера, он решил добавить изображение Ленина как лидера мировой революции. В эскизах, которые были одобрены Рокфеллером, Ленина не было. Просьбу убрать Ленина Диего Ривера выполнить отказался. Контракт был аннулирован, и незаконченная стенная роспись была стёрта.
В ноябре 1938 года в Нью-Йорке, в галерее Джулиена Леви в центре Манхеттена, на 57-й Стрит, прошла первая персональная выставка Фриды Кало. Леви выставлял у себя, в основном, сюрреалистов. Соответственно этому были отобраны картины. Тогда было сделано несколько фотографий, отображающих короткую связь Кало с галерейщиком.
Эти фотографии теперь можно увидеть в Бруклинском музее. Выставка 1938 года в Нью-Йорке сделала Фриду Кало знаменитой. Её признали и уже не называли просто женой знаменитого художника Диего Риверы. А в наше время творчество Фриды Кало привлекает намного больше внимания любителей живописи, чем плакатное творчество Диего Риверы, о котором всё чаще вспоминают как о муже Фриды.
Есть художники, узнаваемые моментально. Их ни с кем не спутаешь. Такой, не похожей ни на кого, является Фрида Кало. Это и есть уникальность. Можно не любить её творчество, можно не понимать. Но ошибиться в авторстве картин невозможно. Есть в работах Кало нечто мистическое, загадочное. И есть некое послание, иногда более явное, иногда менее. Желание разгадать тайное заставляет подолгу стоять возле её полотен, вглядываться, рассматривать детали, отходить и возвращаться.
Кажется, мы Фриду разгадали, нам ясно, что в её работах главное - боль и любовь. Впрочем, не только. А что ещё? И опять вопросы, и опять попытки понять. Вот в чём притягательность её творчества.
Выставка открыта в Бруклинском музее по адресу 200 Eastern Parkway по 12 мая 2019 года.
Добавить комментарий