Очень вовремя, когда еще не начался суд над обвиняемыми работниками театра (как-то сразу вспоминается «дело Мейерхольда»!), два журналиста-кинодокументалиста, Катерина Гордеева и Роман Супер, сняли фильм о Кирилле Серебренникове и «театральном деле» («Театральное дело. Как Кирилл Серебренников потратил 218 млн.», 2018).
Молодцы ребята! Поддержали товарищей и их близких в мучительные для них месяцы ожидания «неправого суда» (на правый, увы, надеяться трудно!).
Документальная эта картина показалась мне очень человечной. Показан в ней сам Кирилл, неподвижно, словно в трансе, сидящий в своей маленькой московской квартирке и отмечающий карандашом каждый прошедший день своей многодневной пытки.
В кадре мы видим и его 84-летнего отца, не сумевшего сдержать слез, но Семен Серебренников верит, что доживет до реабилитации сына... Родители Серебренникова (мать уже не встает) живут в Ростове-на-Дону, оттуда же родом Кирилл.
В передаче на ЭХЕ МОСКВЫ одна из создателей картины, Катерина Гордеева, сказала, что тоже ростовчанка и дружна с Кириллом со школы. Какие однако дальние связи просматриваются, как много разнообразных людей объединил вокруг себя этот человек и, похоже, мало кого потерял, ибо в картине мы видим людей очень несхожих взглядов – Захара Прилепина, Александра Калягина, Евгения Миронова – с одинаковым восхищением говорящих о Серебренникове.
На экране «дней Александровых прекрасное начало». Идут документальные кадры. Время президента Медведева, еще такого молодого и энергичного, он призывает с трибуны к новаторству и поиску в театре и кино.
И в стык предложение молодого режиссера, прибывшего в Москву после интенсивной и очень успешной работы в родном Ростове-на –Дону, - настроенного на «завоевание Плассана», то бишь на покорение театрально-киношной Москвы. От режиссера исходит предложение о создании проекта «Платформа».
Оно благосклонно принимается и удостаивается положительной президентской резолюции. И на все указанные в проекте спектакли, концерты, диспуты и обсуждения из бюджета выделяются деньги. По счету 218 млн. На этом стоит остановиться. Мне показалось, что авторы картины пошли по неверному пути.
Они пытаются доказать, что Кирилл и его товарищи невиновны, что деньги они не крали и преступного замысла не было, как и создания преступной группы в целях обворовывания государства. Но обвинение само по себе абсурдно. Ему изначально никто не поверил. И стоит ли доказывать то, что в доказательствах не нуждается? Проект был осуществлен? Был. Притом с невероятным размахом и успехом.
Спектакли были поставлены (и даже «Сон в летнюю ночь», который обвинители провозгласили несостявшимся)? Да, спектакли были поставлены.
Диспуты и обсужения были проведены? Да, были. Концерты состоялись? О да.
Выполнил режиссер свои обещания? Выполнил. Сполна. Ну так почему вы обвиняете его в том, что он «освоил» выделенные на проект деньги?
Обе стороны выполнили свои обязательства – вот и все. И все эти придирки крючкотоворов с выдвижением обвинений в обезналичивании денег, при том, что по-другому в театрах не делается, ей-богу, вызывают только смех и недоумение. А еще чувство, что принимаешь участие в Театре абсурда.
Всем давно все понятно. Был бы человек, которого нужно в чем-то замарать или изъять из общества. Обвинение – всегда под рукой. Не то, так другое. Вот недавно Алексея Навального посадили на 30 суток за проведение акции, которая случилась аж в январе 2018 года. И ежу понятно, что властям было ну просто необходимо изолировать Алексея, возглавлявшего подготовку демонстрации против повышения пенсионного возраста 9 сентября этого года на Тверской.
В наше время призыв на так называемые «несанкционированные акции» стал беспроигрышным поводом для ареста. Напомним, что Конституция России запрещает лишь вооруженные выступления, а обычные мирные демонстрации должны, по Основному Закону, носить уведомительный характер.
Но беззаконные задержания уже никого не удивляют, народ с ними свыкся и тупо взирает на то, как безоружных и не сопротивляющихся оппозиционеров до зубов вооруженная современная охранка хватает, тащит и помещает в автозак. Присовокуплю к сему похвалу команде Алексея Навального, которая, в отсутствие вожака, один за другим выпускает прекрасные ролики, в которых разоблачает разъевшихся на кровных народных денежках коррупционеров из пенсионного фонда.
В приснопамятные сталинские времена легче всего было обвинить по 58 статье за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Ну, еще за измену родине... Мейерхольда взяли по той же 58 – за измену и за связь с иностранными разведками (не помню их точного числа!). В наши дни, если человек не явный оппозиционер, как тот же Серебренников, то власть предпочитает на голубом глазу предъявить ему какую-нибудь финансовую статью. И плевать ей на то, что Серебренников не занимался финансами!
Что был увлечен творчеством. Ради какового, собственно, все и затевалось. Еще раз для лучшего осмысления. Ежу понятно, что затевалось все Серебренниковым и его командой – совсем не ради корысти и извлечения некой «финансовой прибыли», а ради творчества. Поразительно, как власти все последнее время ищут наворованное исключительно у деятелей культуры. Словно и нет других воров в царстве-государстве, окромя режиссеров и работников музеев.
Словно не по «остаточному принципу» всю дорогу кормилась болезная российская культура, подбирая от остатков того, что потрачено на войну и зарплаты всем охранительным структурам и номенклатуре. Нет, Кирилл в этом смысле был бессеребреником, типичным российским интеллигентом, вызывающим у власти чувство досады и дискомфорта – все же не свой брат, витает в каких-то высших сферах.
Узнать бы еще, кому Кирилл Серебренников так катастрофически насолил, так круто перешел дорогу, так глобально не понравился... К сожалению, фильм, зациклившись на бухгалтерии, на темы более глубокие и нас интересующие не выруливает.
Очень мне понравился в ленте Евгений Миронов. Понравился искренним неверием в то, что все кончится хорошо. Он говорит о Серебренникове как о новом режиссере, заставившем театр жить не так, как он жил до него, повернувшем его в какую-то свою сторону. И одновременно, зная наши порядки, не выражает надежды на победу справедливости. Он надеется больше на справедливость Божественную.
Пишу – и закрадывается сомнение, правильно ли я поняла. Ведь это значит, что только Божий суд в некий свой измеряемый вечностью срок сможет по правде решить это дело. А как же тогда жить? Зная, что справедливости не дождешься, разве что на том свете?
Но спасибо артисту – он искренне высказал то, что приходит в голову при взгляде на сегодняшнюю российскую действительность...