«Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звецаяй»
Первое послание апостола Павла коринфянам, гл. 13 (12-26)
Удивительное дело. Об этом фильме я нигде не слышала и не читала. Никто из знакомых о нем не отзывался, критики о нем не писали. А фильм оказался таким, таким... Короче: нахожусь под впечатлением. И, когда смотрела, даже пару раз всплакнула. И это при том, что жанр картины обозначен не как «мелодрама», а как «фантастический триллер». Но не верьте. Это точно не мелодрама. Однако и не фантастический триллер, нет там ни фантастики, ни нагнетания ужасов.
Там наша с вами жизнь – в ее обыденном течении, какою она стала с некоторых пор. Возможно, с того самого 2020 года, в котором картина создавалась. Тогда многие из нас начали осознавать, что оказались в каком-то кафкианском мире, где существуют опричнина, пытки, жестокие разгоны мирных демонстраций, а слово экстремист, влекущее за собой лишение свободы, приобрело широчайшую коннотацию – от оппозиционера до обычного человека, в чем-то преступившего невидимую черту, начертанную высочайшим скипетром/сапогом.
Нет, нет - никакой политики. Разве самая чуточка. Вообще-то фильм о другом. Он о любви.
Для пущей интриги скажу, что наткнулась на картину случайно. В новогодние дни так хотелось увидеть что-то новое, пережить какие-то эмоции, посмеяться от души или погрустить вместе с соотечественниками. Стала искать на интернете российские фильмы последних лет – и наткнулась на ФЕЮ (2020). Заинтриговало то, что в аннотации было написано: «В России фильм вышел онлайн на платформе КиноПоиск НД». Это как? Значит, не был в прокате? Посмотрев, поняла, что, естественно, не был; такие фильмы в госпрокат не берут - они не проходные.
О создателях. В принципе он один в трех лицах – автора сценария, режиссера и продюсера. И все это - одна Анна Меликян. Молодая (45 лет), талантливая, смелая. Теперь буду за ней следить.
Еще один человек, которого нельзя пропустить, говоря об авторах картины. Это композитор Кирилл Рихтер. Он еще моложе Анны, ему только 32 года, и его огромный вклад в создание атмосферы этой ленты трудно оспорить.
Фильм держится на двух актерах, создавших замечательные, яркие и запоминающиеся образы.
И хотя название картины женское - «Фея», мне показалось, что основную тяжесть сюжета несет на себе не женщина, а мужчина. Не ОНА, а ОН. Недаром конец для него трагичен. Ее – совсем молоденькую, наивную девушку Таню - играет не знакомая мне[1] Екатерина Агеева. Его - владельца самой успешной и крутой российской компании по созданию компьютерных игр, - играет известнейший Константин Хабенский. Играет так, что в который раз поражаешься его таланту и возможностям перевоплощения. Похоже, что он может все.
Итак, начало картины. На титрах уже довольно привычное: в темноте группа парней кого-то тащит, бьет и, скорей всего, убивает. Трудно распознать, кто эти парни – «самодеятельность» или "силы порядка" и ОМОН.
Уже после поняла, что это члены националистической банды, убивающей « инородцев» и всех «иных», взявшей себе название Коловрат[2]. Такое же название носит и компания по производству компьютерных игр, возглавляемая Евгением, героем Константина Хабенского. Члены банды вдохновляются компьютерными играми, а один из них – с мамой депутатом Госдумы, который будет вовлечен в действие, - типичный компьютерно-игорный фанат, играющий 24 часа в сутки.
Игры, придуманные компанией Евгения, увлекательны, высокотехнологичны и имеют историко-патриотическое содержание. В данный момент сотрудники заняты разработкой сюжета о Евпатии Коловрате.
Если на титрах фильма идут кадры с парнями, то самое его начало связано с девушками, неким подобием «Пусси Райот»... Несколько голых, разрисованных красной краской девиц стайкой выбегает на столичную площадь – чтобы призвать прохожих «не есть мяса» и «быть вегетарианцами». На протяжении фильма девчушки будут участвовать еще в нескольких подобных акциях – развесят на здании растяжку «Свобода политзаключенным», придут в Музей изобразительных искусств, чтобы обнажиться под сенью обнаженной Венеры и выступить за права женщин. Так же, как реальные «Пусси Райот», они сильно рискуют. Приходится удирать от опричников с дубинками, скрываться, прятаться; в принципе в мире, подобном нашему (а фильм его зеркалит), подобные акции грозят тюрьмой и даже смертью...
И вот одну такую девчушку спасает от преследователей наш герой. Спасает случайно. Убегая, она открывает дверь его машины - и залезает под сиденье. Он бы ее выгнал, да девочка Маша, дочь-подросток, сидящая в машине, сделать этого не дает.
Ну вот я выдала «спойлер» (так сейчас говорят!) той части фильма, которая, как кажется, составляет только его каркас, а не основу. Основу выдавать не хочется. Скажу только, что она связана с тем, что глупенькая и наивная «Фея», с ее любовью, ее верованиями в «переселение душ», на какое-то время «заражает» умного и рассудочного Евгения, в котором влюбленная дурочка видит Андрея Рублева. Внезапно жизнь Евгения наполняется новым смыслом, он меняется внутренне. Но в нашем мире все происходит слишком быстро – и до конца процесс перерождения произойти не успевает. Герой погибает от руки тех самых бандитов – «коловратов», что потребляли его компьютерные игры...
Несколько восхищений и несколько замечаний.
Восхищение – замечательно выстроенным сюжетом. К нему же претензии - слишком прихотлив, есть ненужные повороты. К таковым отношу «не ту церковь», в которую по ошибке зашли наши герои, где на одной из фресок увидели изображение Евгения. Зачем это? Лишнее. А также ненужную, впрочем и не удавшуюся «сделку» с Депутатом. Когда Евгений в обмен на перемену в судьбе ее сына требует от депутатки Госдумы восстановить первоначальный рублевский иконостас в Успенском соборе Владимира, не только та - в растерянности, но и я, зритель. По-моему, в растерянности и герой. На вопрос: «Зачем вам это?» он отвечает: «Не знаю».
Выражаю восхищение игрой маленькой и грустной грузинской девочки, сыгравшей «замолчавшую» дочь героя. Особенно восхищена двумя кадрами: когда она, увидев мальчика, в которого влюблена, рядом с соперницей, по совету Тани, - уходит в облака. Чудесный образ и замечательно найденный кадр. Ну и конечно, музыка. Повторю, что музыка здесь явный соавтор режиссера. Второй кадр - это когда в больничной палате у постели умирающего отца, обмотанного всевозможными проводками, она сначала тихо зовет «Папа», а потом, не встретив ответа», срывается на громкий, оглушительный крик. Вот где можно зареветь...
Потрясающие, на мой взгляд, кадры с женщиной-гипнотизером, с ее обволакивающим «потусторонним голосом». Особенно понравилось, что перед сеансом – это самая обычная женщина, выгружающая в холодильник сумку с продуктами.
Понравилось, как герой - неожиданно для себя - начинает свободно читать церковнославянский текст из того самого «Первого послания апостола Павла коринфянам», строчки которого о силе любви в человеческой жизни я поставила в эпиграф.
Мы все помним, что в конце «Андрея Рублева» Андрей Тарковский представляет иконы великого монаха-художника, заканчивая их ряд «Троицей», данной в цвете.
Анна Меликян использует эту цитату, и тоже в конце. Она показывает нам «Звенигородского Христа», ту самую икону, которую, как я слышала, случайно нашли среди досок лестницы в Звенигороде. Икона повреждена, осталась только часть лика Христа. Но какой это лик! Этот тот Христос, который несет людям мир и «благоволение».
Последний кадр – как я его поняла: герой, только что умерший, но все в том же своем несносимом козырьке, пересекает бесчисленную череду комнат, с людьми и без... По моим ощущениям, – это Чистилище.
Герою непременно нужно очиститься, чтобы прийти в царство того Христа, которого мы увидели на иконе.
Я мало говорила об актрисе. Временами она также вызывала мое восхищение. Ведь так невообразимо трудно, почти без слов, одним внутренним свечением, сыграть охватившую тебя любовь...
[1] В интернете значатся 35 ее ролей в фильмах и сериалах. Так что зрителям Екатерина должна быть знакома.
[2]1) Коловрат – восьмилучевая свастика, используемая славянскими неоязычниками и некоторыми неонацистами. 2) Евпатий Коловрат – боярин, воевода, богатырь, герой русской истории ( 13 век), из Википедии).
Свободу Алексею Навальному и всем политическим зщаключенным!