300 лет Карло ГОЦЦИ (1720- 1806), великому итальянскому сказочнику-драматургу... Как в русском Серебряном веке его творчество оказалось кстати! Тут у нас и замечательный журнал "Любовь к трем апельсинам", издававшийся доктором Дапертутто (т.е. Мейерхольдом) - в другую эпоху всё это отозвалось в ахматовской "Поэме без героя". Тут,понятно, и "Турандот" Вахтангова. И музыка Прокофьева (а там, у них, Пуччини). И, если вдуматься, великая, по-своему, и для своего (и нынешнего!) времени актуальная сказочная драматургия Евгения Шварца не возникла бы, не будь блистательного венецианского образца...
Всё это вещи совершенно очевидные. Но вот что ещё стоило бы сказать сегодня. Все эти волшебные сказки очаровывают ещё в детстве-отрочестве. Но и в детстве, и в отрочестве, и в юности еще как-то нет охоты прочитать авторское предисловие к книге сказок Гоцци. И когда вдруг в определенном возрасте неожиданно возникает желание перелистать это пространное вступительное слово, то вчитываешься и не можешь оторваться. И понимашь, что венецианский граф был выдающимся мыслителем. невольно перекликающимся с де Местром и даже предвосхищающим идеи Константина Леонтьева и Шпенглера...
Творчество Гоцци стало нетленной мировой ценностью и в то же время оно неотделимо от его родного города.
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ
Венеция
I
В этом городе странном
Хороша теснота,
В ней страстям и романам
Всё ж найдутся места.
Из таинственных щелей
Выбегал карнавал
Этих масок, веселий
С говорком зазывал.
Эту стать и осанку,
Синевой осиян,
Эту венецианку
Возлюбил Тициан.
В этой каменной кладке
Семена и пыльца,
Воздух едкий и сладкий,
Пронизавший сердца.
II
Вот эти бронзовые кони
И лев, раскинувший крыла!
Здесь в споре Гоцци и Гольдони
Не вся ли жизнь твоя прошла!
Театром был любой проулок,
И пересказанный Восток,
От голосов актёрских гулок.
Был от кофейни недалёк.
Водой объятая всецело
Земля упорна, как металл,
В ней дерево окаменело,
И песнопеньем камень стал.