18 сентября 1810 года тамошний смешанный народ под предводительством Бернардо О’Хиггинса и Мануэля Родригеса освободился от власти испанских колонизаторов. Праздник: песни, пляски, парад, короли и капуста... Всё же мысленно видишь пустынный и грозный гористый чилийский берег, на котором некогда стоял Нуньес Бальбоа и постигал, что открыл новый океан. Был полный штиль и океан естественно был назван Тихим... А столетие ранее от того же берега на поиски новой земли отплыли отважные туземные путешественники, руководимые вождем Кон-Тики (мне и в отрочестве приходила в голову мысль: "А что, если этого не было?" Но, так или иначе, величие подвига Тура Хейердала и его спутников не отменяется...)
Однако, моя тема - поэзия. Чили - родина нескольких знаменитых поэтов. Самый известный - Пабло Неруда, скучнейшим переводам из которого подражали народившиеся у нас поколения верлибристов (еще более скучных). Но вот стихотворение Неруды о бабочке, переведенное гениальным Гелескулом, совершенно изумительно (сам чудотворец Гелескул считал этот перевод своим лучшим).
В русских стихах Чили вообще-то (если вынести за скобки стихотворные отклики на некоторые прискорбные политические происшествия былых времен) упоминается скорее лишь во имя рифмы. Но, видите ли, рифма - такое слово, к которому толпами сбегаются разные смыслы, причудливые мысли(отсутствие рифмы вызывает их разброд!). Невольно думаешь и о просходящем в Чили... Вот что любопытно: на каверзный вопрос Глазкова "Какие в Чили существуют города?" уж точно могла бы ответить Ахматова. Предполагаю, что любовь к географии внушил ей Гумилев, и она ее превосходно знала(однажды юнцам, пытавшимся ответить на вопрос кроссворда "главная река Чили" с презрением подсказала: "Био-Био"!)Впрочем, Анна Андреевну мы любим не только за это!.. (о себя я писать не намеревался, но невольно вспомнил свои школьные годы, когда ежедневно подолгу разглядывал разные географические карты, чтобы запомнить ВСЕ имевшиеся на них названия. Пригодилось бы в разведке, но я не разведчик, а так-то - суета и суета сует). Обратимся к отечественной поэзии.
Вера ИНБЕР
* * *
Ты помнишь Геную? Прогулки по утрам,
И шляпы на ослах, и запах лука,
И то, как неприятно было нам,
Что в розовом дворце теперь контора Кука?
Как зол лакеев был ареопаг
В кафе еще неубранном и сонном!
Над русским консульством знакомый флаг
Приветствовали мы поклоном…
И как мы не уехали едва
За бедным эмигрантом в Чили,
Как путали мы деньги и слова
И как друг друга мы любили.
Николай ГЛАЗКОВ
ВОРОН
Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась.
Прилетел на белый мрамор
В час полночный, черный час.
Я спросил его: - Удастся
Мне в ближайшие года
Где-нибудь найти богатство?-
Он ответил: - Никогда!
Я сказал: - В богатстве мнимом
Сгинет лет моих орда,
Все же буду я любимым?-
Он ответил: - Никогда!
Я сказал: - Невзгоды часты,
Неудачник я всегда.
Но друзья мои добьются счастья?-
Он ответил: - Никогда!
И на все мои вопросы,
Где возможны "нет" и "да",
Отвечал вещатель грозный
Безутешным НИКОГДА!..
Я спросил: - Какие в Чили
Существуют города?-
Он ответил: - Никогда!-
И его разоблачили!
Елена ЗАСЛАВСКАЯ
***
Не будешь писать — уеду
К Хуану Альберту
В Чили.
Буду лежать в гамаке,
Пить мате
Через бомбилью,
Буду глядеть на небо,
На алый закат:
Не едешь ли
По облакам
На своем самокате.
За мною.