– Они не придут.
– Почему?
– Тема тяжелая, никто не захочет портить себе выходной.
Они пришли, и зал был полон. Пришли те, кто хотел услышать “Голос трагедии”.
Два года исполнилось с начала трагических событий в Киеве, этой дате была посвящена встреча Виктории Курченко, историка, писателя и президента Пушкинского общества Америки и Михаила Туровского, народного художника и члена Академии искусств Украины, со своими соотечественниками, которая состоялась 20-го марта в Бруклинской «Midwood library».
Вот как это было: приглушенный свет, на сцене, рядом с экраном, – большая картина. Мучительная поза сильного, страдающего человека, бугры мышц, мощная спина и гвозди, вбитые в тело. Три цвета – белый, черный и рваные пятна красного... Мы почти не видим его лица, и губы его плотно сжаты. Но картина кричит. Смотреть на нее больно.Такой он, Михаил Туровский. Нам еще предстоит услышать его и посмотреть фильм, посвященный его творчеству.
А пока Виктория начинает чтение своей пьесы «Майданиона». Она выдержана в стилистике древнегреческой трагедии. Два временных плана отстоят друг от друга так далеко, но волею автора всего несколько строк отделяют древний Милет от современного Киева, Дома профсоюзов и надгробных плит, прибитых к деревьям в память о погибших на Майдане.
Переплетение имен, городов, событий:
“Гордые эллины будут защищать себя и крошечные образования победят махину персидского царства. Это и было начало войны цивилизаций…”
Виктория делает возможным услышать всех. Полифония голосов: Голоса Эпоса и Ополченца из Луганска, Ионийца и Беркутовца, Голоса Грека и Перса, Матери и Голос Автора.
Тема трагедии – о чем она, о древней Ионии или все же о современной Украине?
“Враждебная пучина разлилась
и некогда родня друг другу
стрелять пошла...
Наполнен смутой дом.
Так было много раз у всех народов,
когда кормильцы расходились по границам
и каждый защищал по половицам
свой кров и кровью их был обагрен Утес.”
И вечная тема предательства:
“Что человеку судьба посылает – то участь.
Надо пройти до конца ее милости грешной.
Я же от смерти бежал и от зол неизбежных,
жалкий сижу, несказанные муки внимая.
Слышу как кости пронзают насквозь мою кожу
и стрелами острыми тычутся в синь голубую.
Щит мой, с тобою прощаюсь, ты знаешь,
как лучших людей проглотила земля на Евбее,
оставив их детям и женам страданий и горя,
я имени их не достоин и плакать не смею.
Верзила, что клятву изверг из меня – он былой мне товарищ,
он голого в травах меня обнаружил и сдал финикийцу.
Лучше б убили в бою, понимаю, но поздно,
рабскую пищу жуя...”
Голос Автора обращается к нам:
“Смерть уравнивает всех.
Могилы не имеют идей,
в них истлевают бывшие
люди. Не забудем? Свеча всем погибшим и истерзанным.
Высшая реальность тела боли
славою геройскою раскрошена,
психология охотника неволи
в вековую тишь несется ношею.
Всем тиранам, императорам, царицам
не сидеть на тронах бесконечно,
им ниспосланы от всех богов десницы
возвращаться к небесам стеречь их”.
Это запела Виктория – тихо и проникновенно. Украинская песня, которая теперь тоже «голос трагедии».
Михаил Туровский – не только художник, писатель-афорист, но и великолепный рассказчик.
В прошлом году о нем был снят фильм “Михаил Туровский. Белое, черное и красное“, короткий фрагмент из которого был предложен вниманию зрителей.
В картинах Туровского только три цвета, больше ему просто не нужно, а иногда – только белый и черный. Лица, нет, скорее, лики, очертания фигур, ничего лишнего, только суть, страшная и жестокая.
Александр Беренс, создатель картины: «Фильм отражает взгляд художника на человеческую трагедию, говоря словами Бродского:
Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,
ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим ее контральто с нотками чертовщины:
хриплая ария следствия громче, чем писк причины...
И Виктория Курченко, и Михаил Туровский взяли на себя нелегкий труд, они действительно попытались заглянуть в лицо трагедии. И спасибо им за это от нас, тех, кто сидел в переполненном зале.