Все места на вечер, посвященный 75-летнему юбилею Сергея Донатовича были забронированы задолго до назначенной даты – 2 ноября. Но людей все равно пришло гораздо больше, чем смог вместить зал джаз-бара “Zinc“, где проходила встреча с вдовой писателя Еленой Довлатовой, дочерью Катериной и его друзьями: театральным критиком и фотографом Ниной Аловерт, фотографом Марком Серманом, журналистом и переводчиком Ланой Форд-Федоровой. За столиками сидели пожилые люди, те, кто знал Довлатова, а также те, кто годился им во внуки.
Рассказывала о муже Елена. Сергей Донатович заранее готовился к своему полувековому юбилею, мечтал издать сборник рассказов к этой дате. А получилось так, что он не дожил и до сорока девяти лет. Книга, которая должна была выйти, ушла в печать в Советский Союз, название ее там потерялось, и вышла она без названия, просто под фамилией автора: Сергей Довлатов.
Вот так. Говорят, сейчас она – библиографическая редкость.
Совсем недавно в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника писателю. О том, как это происходило, рассказал Марк Серман, который ездил туда вместе с Еленой и Катериной Довлатовыми. Рассказал, как трудно принималось решение об установке памятника, как на церемонию открытия шли и шли люди, пока не собралась многотысячная толпа.На стенах были развешены фотографии сделанные Ниной Аловерт, Марком Серманом и Ланой Форд, многие из которых получили всемирную известность. Часть экспозиции была представлена зрителям впервые. Но сейчас, спустя годы, все эти снимки представляют безусловную культурную и историческую ценность. Вот Довлатов вместе с писателем Виктором Некрасовым, вот он с маленьким сыном Колей, завернутым после купания в большое белое полотенце. Глаза у Довлатова прикрыты. «От нежности», – объясняет нам автор снимка Лана Форд. А вот знаменитая фотография Нины Аловерт – большой, грустный мужчина сидит, скрестив ноги, на полу в углу комнаты, в пиджаке и почему-то в перчатках. Оказывается, в тот день редакция «Русского американца» переезжала в другой офис. Довлатов, чтобы было удобнее таскать вещи, надел перчатки. Нина сфотографировала его на полу кабинета, где на тот момент не было еще ничего. И вот такой, казалось бы случайный снимок стал фото-шедевром.
О самой редакции, о том, как начиналась работа там, как пришла туда она сама, рассказала Лана Форд-Федорова – коллега и друг семьи Довлатовых. От нее мы узнали историю знаменитой фразы: «Если вам удалось убедить “человека с ружьем“, читатель вам поверит». Когда в рабочую комнату врывается наркоман и с пистолетом в руках требует денег, молодая женщина может упасть в обморок, или начать кричать и звать на помощь. Но Лана знала, что кричать бесполезно, в редакции она была в тот день одна. Она отдала свои собственные деньги, потому что других в редакции не было – 30 долларов, а потом начала с тем парнем говорить, рассказывать ему о газете, о том, почему на стенах висят детские рисунки и как журналисты зарабатывают на жизнь. Дело кончилось тем, что деньги она получила назад.После этого случая Довлатов предложил Лане начать самостоятельно писать: «Если вам удалось убедить “человека с ружьем“, читатель вам поверит».Грустно, трогательно, интересно, очень искренне… Ну что еще можно сказать об этом вечере? Я очень рада, что побывала там. И большое спасибо главному редактору журнала «Elegant New York» Татьяне Бородиной, которая организовала эту встречу.