Это большое красивое судно было построено в ФРГ в 1979 году. Несколько раз оно меняло свое имя и владельцев, пока в 1993 году оно не было куплено смешанной эстонско-шведской компанией «Эстлайн» и получило новое имя «Эстония». Пароход был поставлен на линию Таллин – Стокгольм и предназначался для перевозки автомобилей и пассажиров. Это было царство беспробудного праздника с необычным богатым шведским столом, магазинами, барами, банями и прочими не знакомыми до этого большинству жителей Эстонии радостями паромных путешествий. Паром олицетворял собой новую, независимую Эстонию, связанную со скандинавскими странами и плывущую к благополучию и процветанию. Работать на «Эстонии» было престижно, попасть сюда без протекции считалось невозможным.
Журналист Татьяна Меркулова вспоминала: «Летом 1994 года мне довелось побывать на этом судне, когда оно стояло в порту. Помню, как впечатлили меня тогда его размеры, чистота и роскошь (пассажирских паромов я до тех пор не видела). Но было и еще одно сильное чувство, охватившее на одном из верхних этажей, когда я смотрела через большое окно на воду. Как высоко и страшно! Не дай бог что. Хотя, видимо, такой махине шторм нипочем».
Паром пользовался отличной репутацией, он успешно работал на своей линии, но год спустя после посещения судна журналисткой, в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года, произошла самая страшная катастрофа. В ту роковую ночь море поглотило огромный лайнер, а вместе с ним 852 человека.
Накануне вечером судно вышло из Таллина и взяло курс на Стокгольм. Море штормило, скорость ветра превышала 20 метров в секунду, но это никого особенно не беспокоило: ведь что может случиться с таким большим и надежным теплоходом?
Постепенно шторм усилился. Встречные волны все сильнее ударяли в носовую часть парома, и вскоре произошло непоправимое: носовые ворота, поднимаемые вверх при погрузке автомобилей (так называемый носовой визор, весящий 50 т) сорвались со своих креплений, и в открывшееся пространство устремились мощные потоки воды.
Вскоре появился ощутимый крен: 15 градусов, потом 25, 40, 50 …и при крене 80 градусов судно легло на правый борт. Тем временем скорость ветра достигла 90 метров в секунду. Некоторое время пароход лежал на поверхности воды на правом борту с креном 90 градусов, но через полчаса с момента аварии судно пошло ко дну. Большинство шлюпок спустить на воду не удалось, в основном сумели сбросить только надувные плоты, но мест на них было не так уже много, и те, кому не хватило места, были обречены на гибель.
Первым пришел на помощь паром «Мариелла». На него были подняты первые спасенные пассажиры и члены экипажа «Эстонии». Вскоре появились вертолеты, которые зависли над местом трагедии. Спасатели увидели страшную картину: на плотах в холодном, бушующем море с трудом удерживались полуодетые, насмерть перепуганные, замёрзшие люди. Пассажирские паромы — не лучшие суда для ведения спасательных работ, особенно в условиях шторма. Более эффективными в этом отношении были вертолеты, но при подъеме людей из воды нередко лопались тросы, и люди падали в воду. Некоторые люди умирали уже на борту вертолётов — от шока и переохлаждения.
На помощь поспешили находившиеся поблизости паромы, работавшие на линии Хельсинки-Стокгольм, и немецкий пассажирский теплоход «Финнджет». Позже подошли два финских сторожевика и тральщик с водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности ныряльщики береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолёты спасательного отряда Хельсинки, и вертолёты частных лиц - только с наступлением утра.
Больше всего людей спасли вертолеты. В спасательных операциях приняли участие 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт. Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли всего 137 человек (94 пассажира и 43 членов экипажа). Среди погибших были граждане 17 государств, так что эта трагедия стала трауром для множества стран.
Как вспоминают очевидцы, тем утром растерянные, подавленные таллинцы шли в порт, к причалу, с которого ушла «Эстония» в последний рейс. Они стояли и смотрели на море, словно надеялись, что Балтика вернёт корабль и людей…
Сохранились яркие воспоминания Интса Клявиньша, одного из выживших в этой катастрофе пассажиров "Эстонии". Хотя с момента катастрофы прошло больше четверти века, ту ночь он до сих пор помнит по минутам. Интс купил билет на паром в Швецию, чтобы встретиться со своей невестой. Ночью он спокойно спал в своей каюте.
"Я помню два удара, сильных толчка. Сначала один, потом второй, – рассказывает Интс Клявиньш. – Весь паром начал дрожать. Судно было большим – 150 метров в длину, шесть этажей. После второго удара я услышал металлический скрежет вдоль корпуса. Я был в каюте. Я подумал, что корабль врезался в скалу, но в Балтийском море нет скал. Через пару секунд корабль сильно накренился. Крен был такой, что мне было тяжело выбраться из каюты".
Чтобы добраться до верхней палубы, Интсу и другим пассажирам пришлось ползти на руках вверх несколько этажей. Судно трясло на волнах, падала мебель. Все случилось в час ночи, большинство пассажиров спали и не сумели выбраться из кают. Спаслись только самые сильные физически – те, кто смог преодолеть лестницы. Через 20 минут паром затонул.
Во время эвакуации был полный хаос, вспоминает Интс. На палубе ему удалось найти спасательную лодку: "Когда мы уже почти дотянули лодку до воды, паром вдруг перевернулся. Нас вместе с лодкой подбросило вверх. А потом мы просто рухнули с этой огромной высоты в море".
Интс помнит момент, когда паром скрылся под водой окончательно. Какое-то время еще были слышны крики людей. В ледяной воде шансов на спасение было мало. Интсу пришлось провести в море еще шесть часов – в надувной спасательной шлюпке.
"В какой-то момент я понял, что больше не могу выдержать, – вспоминает спасшийся пассажир. – Это был переломный момент. Я просто начал молиться. Просил Бога – если ты можешь, спаси меня, либо пусть это все быстрее закончится. Я просто больше не мог выдержать".
Несколько месяцев спустя, в том же 1994 году, начались работы по расследованию причин гибели теплохода. С помощью дистанционно управляемого робота был поднят злополучный носовой визор «Эстонии». Для работы следственной комиссии было очень важно найти бортовой компьютер. Водолазы тщательно обследовали останки парома, но нигде компьютер не нашли. Видимо, его вырвало и смыло штормом из окна и он зарылся где-то в донном иле. Это дало дополнительную пищу жёлтой прессе, например, в прессе звучали версии о том, что паром мог пойти на дно из-за специально организованного взрыва на борту, что кто-то пытался провезти на нём контрабандный груз или это мог быть взрыв советской военной техники.
Возможность подъёма судна отвергли, и решили оставить его на месте. Погружение к останкам судна было запрещено, чтобы не тревожить прах погибших. Исполнение запрета было возложено на финские власти. Судно лежит на боку за пределами финских территориальных вод на глубине около 60 метров. Согласно официальному заключению эстонско-финско-шведской комиссии, причиной гибели парома стали конструктивные недостатки (отрыв носового визора) и тяжёлые погодные условия.
Однако немецкие судостроители, на которых, по сути, и возложили вину за катастрофу, с выводами не согласились. Проведя собственное расследование, они заявили, что носовой визор «Эстонии» был рассчитан на куда более серьёзные нагрузки и срыв его мог быть только результатом преднамеренного взрыва.
28 сентября 2020 года, в годовщину трагедии парома «Эстония», телеканал «Дискавери» выпустил документальный фильм «Эстония» - находка, которая изменит всё». Команда, создавшая фильм, произведя съёмки останков судна на дне, обнаружила в корпусе четырёхметровую пробоину, которую до этого скрывало морское дно. Находка может подтвердить теорию о том, что несчастье было спровоцировано не только отрывом визора, который мог ускорить процесс затопления парома, но и мощным ударом извне. Власти стран, связанных с расследованием катастрофы, раньше такое отрицали.
Профессор морских технологий Норвежского университета техники и естествознания, Йорген Амдал выразил свое мнение по этому вопросу следующими словами: «Невозможно исключить, что повреждение сыграло свою роль в том, что судно затонуло».
После обсуждения с экспертами причин возникновения пробоины, съёмочная группа пришла к выводу, что взрыв на борту такого повреждения в корпусе судна вызвать не мог. Капитан третьего ранга норвежского флота Франк Бёррсен, который принимал участие в операциях по разминированию и преподавал в военно-морском учебном заведении, а также изучал влияние взрывчатых веществ на суда, просмотрев сделанные у обломков «Эстонии» кадры, сказал съёмочной группе, что взрыв там маловероятен.
Специалисты предположили, что речь идёт о внешней силе: крупном объекте, который врезался в корпус «Эстонии», пробил его и повредил металлические конструкционные элементы внутри судна.
В день памяти жертв крушения парома премьер-министр Эстонии Юри Ратас на специальной пресс-конференции заявил, что в связи с выявлением новых обстоятельств (имеется в виду упомянутый документальный фильм) необходимо новое расследование катастрофы, со времени которой прошло уже более четверти века.
Премьер-министр обратил особое внимание на тот факт, что в официальном отчете расследования, которое было окончательно прекращено в 2009 году, нет ни единого упоминания о пробоине в днище.
Чтобы попытаться понять, как такое вообще оказалось возможным, стоит напомнить ключевые факты.
Дело в том, что Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Это единственный подобный случай на планете.
Более того, шведами разрабатывались планы залить судно бетоном, превратив в саркофаг, но в итоге все ограничилось тем, что его засыпали несколькими тысячами тонн гравия.
Однако документалиста Хенрика Эверссона не остановили запреты и год назад он спустил к остову судна робота и сделал те самые съемки, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Опрошенные кинематографистами эксперты дружно утверждают, что такая пробоина в корпусе не могла стать результатом взрыва на борту. По мнению профессора морских технологий Йоргена Амадала, подобные повреждения могли быть вызваны внешним ударом силой в 500-600 тонн.
Ну а бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм прямолинейно предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. Шведской подводной лодкой.
Кстати, в том районе тогда действительно проходили натовские военные учения.
Теперь властям трех стран, но в первую очередь Швеции, предстоит ответить на чрезвычайно неприятные вопросы, для начала: почему и каким образом до сих пор не было известно о пресловутой пробоине?
Повреждения находятся на участке корпуса, который был виден еще в далеком 1994 году, а значит, по словам Курма, либо паром тогда вообще не сочли нужным исследовать, либо пробоину зафиксировали, но не сообщили о ней общественности.
При этом политический антураж в виде уникального запрета приближаться к затонувшему парому и попытки засыпать его (особенно тот самый пострадавший правый борт) гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем — заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего. Выжившие пассажиры и родственники погибших не раз требовали провести новое расследование и рассекретить материалы дела, но им было отказано.
Выводы международной комиссии по расследованию опубликовали в 1997 году. Они сводились к тому, что причиной гибели судна стал конструкционный дефект визора и тяжелые погодные условия. Эстония распустила последнюю правительственную комиссию по этому делу в 2009 году.
После того как в 1990-е годы материалы расследования крушения парома были засекречены, а дело закрыто, появилось много версий причин катастрофы. Карлис Кангерис – известный историк, специалист по работе с секретными архивами, в середине 90-х работал в Швеции. Он вспоминает, как велось расследование, обсуждались новые факты, а потом в один миг все затихло: "Когда такие дела переводят в статус секретных, сразу появляются сомнения, подозрения, что что-то пытаются скрыть. Возможно, в этих документах ничего подозрительного и нет. Я много лет работал с секретными делами в Шведском архиве. Многие такие документы на самом деле ничего тайного не содержат".
Версий причин крушения парома "Эстония" много. Одна из них состоит в том, что произошел взрыв. Другая – что носовой визор специально открыли, чтобы избавиться от контрабандного груза. Сейчас, после выхода нового документального фильма, появилась версия о том, что паром мог столкнуться со шведской подводной лодкой. Подтверждения эта версия не получила.
По словам режиссера фильма-расследования, цель не в том, чтобы искать новые версии или теории, а в том, чтобы действительно понять, что произошло с паромом 26 лет назад. "Это страшная трагедия для народов Эстонии и Швеции. Конечно, обсуждения на высшем политическом уровне важны, после того что мы показали и объяснили", – говорит Хенрик Эверссон.
Пока, посмотрев кадры, отснятые шведской съемочной группой, технические эксперты заявили лишь, что удар по борту был нанесен снаружи. Как мы уже упомянули выше, об ударе, резком толчке и скрежете рассказал и выживший пассажир парома Интс Клявиньш.
Однако большинство экспертов сходится во мнении, что, скорее всего, трагедия произошла потому, что на пароме перевозили какие-то секретные грузы и когда возникла опасность разоблачения этих преступных действий, заинтересованные лица предпочли пустить паром ко дну.
Некоторые исследователи утверждают, что перед самой отправкой парома в его последний рейс на борт без досмотра таможни заехали две фуры. Что за груз в них находился, остаётся неизвестным.
Согласно одной из самых популярных версий, «Эстонию» использовали для контрабанды наркотиков. Якобы и в своём последнем рейсе паром вёз очередную партию, но экипажу стало известно, что в Стокгольме их уже ожидает полиция. Тогда члены команды, замешанные в контрабанде, приняли решение открыть носовой визор и выбросить груз в море. Выполнив свой замысел, они, однако, не сумели закрыть визор, в результате чего судно заполнилось водой, легло на бок и затонуло.
Морские эксперты, однако, в такую возможность не верят. Подобный шаг в условиях шторма был равносилен самоубийству, и капитан не мог этого не понимать. Шведская тюрьма в любом случае лучше, чем неприветливое дно Балтики.
Ещё несколько версий сводятся к тому, что на борту «Эстонии» провозилось оружие, ранее принадлежавшее Советскому Союзу. В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в шведской телепрограмме «Расследование» заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась российская военная техника.
По его словам, в 1994 году паром «Эстония» несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. Это подтвердили и другие шведские таможенники в интервью местному радио.
Свидетельства послужили поводом для созыва специальной комиссии по расследованию гибели парома «Эстония». Комиссия установила, что на пароме действительно возили военную технику. Информацию подтвердил и представитель министерства обороны Швеции. Зампредседателя комиссии Эвелин Сепп именно с этим фактом связывает причину гибели парома. По ее мнению, знали о перевозке оружия на борту гражданского судна и некоторые эстонские политики.
Такую возможность косвенно подтвердил один из руководителей таможенных органов Швеции Свен Петер Олссон, позднее признавший, что в 1994 году у таможни действительно была договорённость со шведской армией, согласно которой в порту Стокгольма не проверяли автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме «Эстония».
Правда, в 2005 году правительство Швеции опубликовало отчёт следственной комиссии, в котором говорилось, что никакого военного груза на «Эстонии» в день катастрофы не было.
Сторонники версии об оружии на борту «Эстонии» делятся на несколько групп. Первые полагают, что на «Эстонии» вывозилось некое секретное оружие, утечки которого на Запад не могли допустить российские спецслужбы, и поэтому они устроили диверсию на борту. Вторые уверены, что диверсия на борту «Эстонии»- дело рук западных спецслужб, оказавшихся под угрозой разоблачения своих операций с оружием бывшего СССР и решивших в прямом смысле слова «спрятать концы в воду».
Адепты наиболее радикальной версии гибели «Эстонии» убеждены, что на её борту перевозились радиоактивные материалы, возможно, даже компоненты ядерного оружия.
И, как ни странно, у этой версии есть косвенное подтверждение. Ведь недаром погибшее судно, было замуровано на дне, а воды вокруг него являются запретной зоной, контроль за которой ведут финские ВМС.
Те, кто не согласен с официальной версией гибели «Эстонии», обращают внимание на то, что власти категорически отказались от попыток подъёма парома, при том что он лежит не на самой запредельной глубине.
Однако, как мы уже знаем, в 1995 году было подписано эстонско-финско-шведское соглашение, запрещающее вести какие-либо работы в районе гибели парома «Эстония». К этому соглашению также присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания. Официально это сделано из уважения к памяти погибших. Оппоненты говорят, что вокруг «Эстонии» существует международный заговор молчания, целью которого является сокрытие истинных причин происшедшей катастрофы.
Будет ли когда-нибудь поднята завеса над трагедией, происшедшей в ту роковую ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в бурном Балтийском море, покажет время, но пока гибель «Эстонии» остается одной из последний тайн и одной из крупнейших морских катастроф Европы минувшего тысячелетия.
Комментарии
Автомобильно-пассажирский паром «Эстония»
Семён Белкин в очередной раз дал нам возможность ознакомиться с трагической страницей в истории мореплавания. Сделано это не только, как всегда, информативно и профессионально, но и динамично (если можно применить этот термин к трагическому событию). По-видимому, в данном случае замечательно описан не результат пресловутого "человеческого фактора", т.е. пренебрежения обязательными правилами и нормативами, а злонамеренных действий с несоразмерными последствиями. Правомерно появление в очередной раз сомнений в разумности многих "гомо сапиенс". А автору - искренняя благодарность!
Добавить комментарий