Нам не дано вернуть назад
весны прелестное дыханье
и детских лет воспоминанье
нам не дано вернуть назад.
Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло...
Коль не дано, так будем ждать.
А так ведь хочется узнать...
Фёдор Тютчев
Мне довелось несколько раз наблюдать, как умирающие очень пожилые люди, находясь уже в беспамятстве, уходили в своё детство, разговаривали с мамой, чувствуя при этом себя маленькими детьми. Они не вспоминали своих мужей и жён, с которыми прожили счастливо большую часть жизни, своих детей, стоящих рядом с кроватью. Это явление меня несколько удивило и заставило задуматься…
Старея, ты всё больше и больше стараешься понять, а что это такое твоя жизнь, как она прошла и зачем. Как объяснить и спокойно встретить свой конец. Много вопросов и часто, конечно, без ответов. Но всегда ты неизменно возвращаешься к тому времени, когда ты был очень мал, то есть в детство, которое помнишь с 4 – 5 лет. Ты входишь в то время и стараешься почувствовать себя в нём. Как его передать? Как рассказать ощущение ребёнка только словами. Передать воздух времени и как постепенно он менялся вместе с тобой.
Это время, когда возникают твои первые ощущения и понимания жизни, ещё не отравленные идеологией или возрастающим с возрастом зомбированием общества, подминающего тебя под свои интересы. И эти воспоминания особенно дороги и ценятся тобой всю жизнь. Но это происходит в очень короткий период, когда с тобой почти всё время мама и, если повезёт, ещё и бабушка. А дальше твоя жизнь подвергается обработке этим самым обществом и твоё восприятие меняется в соответствии с его состоянием и многими другими обстоятельствами. Конечно, многое зависит от места и времени твоего рождения, родителей, национальности и т. д. Например, большая разница родиться в США, СССР или Германии в 30-х годах прошлого века, а ещё может быть, в других странах Европы, Азии, Африки, в Палестине…
Ну возьмём СССР в то время, когда полным ходом идёт строительство социализма, а у крестьян отбирают паспорта, загоняют их в колхозы, что почти соответствует рабству. В городах арестовывают интеллигенцию, расстреливают, а сотни тысяч семей растрелянных рассылают по лагерям, где часто матери не выдерживают и умирают, дети попадают в детские дома, а пресса пишет, что у детей счастливое детство В Германии к концу 30-х пришедшие к власти фашисты уничтожают евреев целыми семьями в газовых камерах или убивают как-то по другому в концентрационных лагерях.
А в США и некоторых других странах ничего подобного не было и детская жизнь протекала для большинства довольно счастливо. Всё это происходит одновременно.
Твоё детство напрямую связано со временем и местом, где и когда ты родился, кто твои родители и так далее, а от тебя, уж извини, пока ничего не зависит. Но если тебе повезло, ты испытал кусочек настоящего счастья. Как и почему это происходит, по каким законам?
Вернёмся в сегодняшние США. Если верить теории, что человечество развивается по спирали, то мы находимся на новом витке. И у нас стали происходить исторические события, которые происходили в других странах в начале и середине прошлого века. Что же случилось тогда? Самый хороший пример - Россия и Германия. Появляются и бурно растут социалистические партии, проповедующие социализм и в дальнейшем коммунизм, как счастливое завтра всех народов. Все люди равны и счастливы — надо только уничтожить этот проклятый капитализм, эксплуатацию трудящихся - и наконец-то заживём… А что из этого уже тогда вышло?
И почему, когда после всех ужасов 40-х годов люди начинают строить другую жизнь, и, кажется, что уже больше такое никогда не повторится, проходит немного времени - и новое поколение снова начинает говорить о равенстве всех людей, о преимуществе социализма (фашизма) и так далее? Почему люди ничему не учатся?
И ты им говоришь сегодня, что это очень плохо кончится, есть огромный опыт, он хорошо известен, и этого нельзя делать, но новоё поколение, воспитанное либералами, смотрит на тебя чистыми незамутнёнными глазами. Этой части истории они не знают или не хотят знать, а поэтому готовы попробовать что-то подобное уже на новом витке.
«Кажется, скоро толерантность дойдёт до того, что умным запретят думать, потому что это оскорбляет чувства тупых».
Почему же это происходит? Как с этим жить?
И каков механизм воздействия на массы людей?
Вот что говорил ещё в начале прошлого века Гюстав Лебон — французский психолог, социолог, антрополог и историк.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что, в силу неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей, ими правят бессознательные инстинкты, это происходит особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. Вот, что он пишет:
«Масса чрезвычайно легко поддается внушению, она легковерна, она лишена критики, невероятное для нее не существует. Она мыслит картинами, которые вызывают одна другую так, как они появляются у индивида в состоянии свободного фантазирования. Они не могут быть измерены никакой разумной инстанцией по аналогии с действительностью. Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Итак, масса не знает ни сомнений, ни колебаний.
Она переходит немедленно к самым крайним действиям; высказанное подозрение превращается у нее тотчас в неопровержимую истину, зародыш антипатии — в дикую ненависть».
А вот, что писала легендарный Президент Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова об общем упадке культуры:
«Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями. На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век. Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация — «Ребята, все кончилось».
Можно писать «Явление Христа народу» и в тридцатом столетии, но его время, время известного нам великого искусства, кончилось. Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая все свое человеческое несовершенство».
А может быть, ещё и другая причина. Почему страна, достигшая столь многого, вдруг начинает сама разваливаться, даже когда ей никто не угрожает? Может быть, мы запрограммированы только до этого успеха, а дальше не знаем, что делать? Может быть основной закон движения общества, это инстинкт выживания? А когда уже он не нужен, к власти приходят люди с дурацкими теориями о равенстве всех людей, справедливом распределении (кем), что является полной чепухой, и общество, используя уже эти законы, погибает?
Комментарии
Дорогой, Наум, в своём
Дорогой, Наум, в своём коротком тексте Вы задали 12(!) не простых вопросов.
А, я добавлю ещё один 13-ый (чёртова дюжина).
Счётчик показывает, статью читали 217 человек, и ... ПОЛНОЕ МОЛЧАНИЕ!
Ни одного отзыва!
НЕУЖЕЛИ всем всё по барабану, т.е. БЕЗРАЗЛИЧНО??
Хоть бы поругали, если есть за что. Или похвалили. Но - НИЧЕГО.
Тотальный личный ПОФИГИЗМ, ЛЕНЬ и БЕЗДЕЙСТВИЕ - главная (на мой взгляд) причина всех наших бед.
Многое в Вашей статье вызывает сомнения, но это нормально. Главное - Ваши слова призывают задуматься о многом, за что Вам большое спасибо!
Мысль побуждает ДЕЙСТВИЕ, которое в сущности и СПОСОБНО что-либо МЕНЯТЬ К ЛУЧШЕМУ.
Яков, Вы всегда осуждали меня
Яков, Вы всегда осуждали меня за пессимизм, а в этом случае: " И ты Брут...". Увы, это уже Ваши слова:"Тотальный личный ПОФИГИЗМ, ЛЕНЬ и БЕЗДЕЙСТВИЕ - главная (на мой взгляд) причина всех наших бед." Я с Вами согласен, хотя совсем не рад этому. Увы, сегодня мы такие! Грустно, не правда ли?
Дано или не дано?
“Нам не дано…“
Хорошее название. По сути текста. Философское эссе. Я люблю такие.
А теперь по сути. Обобщаю написанное:
1. Социальное окружение воспитывает ребёнка и создает его мировоззрение. Но только в первый период жизни. Маугли. Жил среди волков – стал волком. В эссе – жил с мамой и бабушкой – стал, таким как бабушка. Потом, в зрелом возрасте, социум может влиять на поступки, но не на характер.
2. Развитие общества и его культуры не идет все время вверх и с ускорением. Наступает момент когда развитие начинает идти вниз и с замедлением. Потому что «культура» - это процесс развития социума, переменная, а не константа. Когда наступает “замедление“ все начинают говорить о конце мира и культуры. И это правильно. На смену старого мира и культуры скоро придет новый мир и культура, начнется ускорение развития и прогресс. Хотя это может наступить только после войны или скачка умов в науке.
3. Картины типа “Явления Христа народу“ больше не будут писаться маслом, а электронами на экране. Нам кажется что умирает культура, а она только перерождается…
4. Страна, достигшая многого, но начавшая сама разваливаться, достигла того количества, которое начало переходить в новое качество.
То может нам таки “дано…“, но надо приложить усилие для понимания того, что мы умираем, чтобы возродится в новом теле. Индусы придумали для этого слово “реинкарнация“. Может эта реинкарнация относится не только к телу, но и к zeitgeist?
Добавить комментарий