Для меня и моего поколения он сделал так много, что не могу не назвать его Великим человеком. Три года назад я написала поздравление ко дню рождения Михаила Сергеевича. Оно небольшое - и, в сущности, говорит о том главном, что принес с собой в нашу жизнь этот удивительный, живой и деятельный человек.
Позволю себе процитировать тогдашний текст:
Дорогой Михаил Сергеевич,
С днем рождения!
88 лет – красивый возраст, возраст пожинания плодов и собирания камней.
Вам есть что вспомнить, да и нам, тем, кто жил в 1980-х в Советском Союзе, тоже есть что вспомнить. Спасибо Вам от имени тех, кто воспринял Ваше появление на темном и страшном горизонте советской действительности как – приход Мессии, как избавление от тотальной несвободы.
Спасибо за тот глоток Свободы, который Вы принесли. Мы теперь стали умные, мы знаем, что слова ПЕРЕСТРОЙКА НЕОБРАТИМА, которые звучали тогда, жизнью не подтвердились. Перестройка обернулась РЕСТАВРАЦИЕЙ, все худшее вернулось в еще более неприглядном виде, но это случилось уже не при Вас. Вы сами смотрели на этот кривой маршрут с неодобрением, бессильный что-либо изменить.
Это теперь нам понятно, что СВОБОДУ нельзя даровать, что дарованная, она эфемерна и продолжается только тот короткий промежуток, что нужен власти для перегруппировки и нового наступления. Но Вы, дорогой Михаил Сергеевич, были тем светлым посланником, который намекнул нам на возможность другой жизни – и мы благодарны Вам за это!
Живите долго!
***
Увы, долго он не прожил. К сожалению, в конце жизни он видел отмену всего того, что входило в плоть страны при нем, наблюдал, как из государства демократического Россия превращается в тоталитарное, из открытого миру - в изгоя, из придерживающегося Конституции и закона - в неправовое и самодержавное, из государства со свободной прессой и гласностью в мракобесное, преследующее граждан за любое свободное высказывание.
Но я уверена, проживи Михаил Сергеевич еще несколько лет - и он бы увидел, как его страна снова делает поворот к свободе и демократии, сбрасывает оковы путинизма. На мой взгляд, такой поворот неизбежен.
Жаль, что Михаил Сергеевич Горбачев не дожил до грядущего обновления и преображения России!
Комментарии
Вечная память Михаилу Сергеевичу
А сколько у Михаила Сергеевича хулителей, скулящих о крахе империи зла! Были у него и ошибки, но поглядите, кто бросает в него камень. Царство небесное великому реформатору, отвергнутому невеждами и коричнево-коммунистами всех мастей.
Странное сожаление
Последняя фраза меня удивила: "Жаль, что Михаил Сергеевич Горбачев не дожил до грядущего обновления и преображения России!" Вы что, ожидали, что Горбачёв это Мафусаил? Нет ни малейших шансов вашим правнукам и ещё многим поколениям дожить до "...обновления и преображения России!" Эта страна обречена либо на распад, либо на вековое гниение...
У Горбачёва не хватило смелости пойти дальше распада СССР, который и так был экономически и политически обречён, — он должен был не просто отменить КПСС, но и объявить её преступной организацией, а все её институты, включая КГБ, распустить и объявить вне закона и самые ключевые фигуры посадить на скамью подсудимых, как это было сделано в Германии после 1945 года. А так, он ограничился полумерами, что привело к реанимации монстра. Горбачёв до последних дней остался коммунистом и пытался сидеть на двух стульях. Стране была нужна не "перестройка", а "контрреволюция".
Эх, хотелось бы верить…
Но я уверена, проживи Михаил Сергеевич еще несколько лет - и он бы увидел, как его страна снова делает поворот к свободе и демократии, сбрасывает оковы путинизма. На мой взгляд, такой поворот неизбежен.
===============
Эх, хотелось бы верить… Да только все повороты к демократии в России - и Александра II, и Керенского, и реформы Берии, и оттепель Хрущева, и эпоха Ельцина, и годы раннего Путина - все завершились обвалом.
М.Горбачев, хвала и хула
Утром 12 марта 1985 года страна СССР проснулась, не зная, что входит в смертельное пике одного из наиболее серьезных пролетов советского ХХ века. На улицах еще висели обветренные физиономии членов ЦК КПСС, в магазинах еще стояли очереди за стиральным порошком и гречкой, у киосков Союзпечать - за «Огоньком» и «Крокодилом»".
Но газеты уже показывали кто теперь будет править и заправлять мозги. В тот день людям впервые представился новый генсек, отмеченный большой черной кляксой на голом черепе. А еще была отмечена его похожесть на Хрущева - такой же коренастик, лысик и также энергичен, полон всяких планов и не менее многоречив. В газеты с его речами пока еще нельзя было, как у Хруща, заворачивать слонов, но продмаговских мороженых "синих птиц" ("ножек Буша") - вполне было можно.
Очередной царь казался своим, открытым, домашним. Он говорил понятно, на простом русском языке. Придирки же чересчур грамотных к его неправильным ударениям не на тех слогах, каких требует школьная фонетика, никак не понижали градус его популярности. Не охлаждали ее и кухонные смешки по поводу подкаблучности генсека у его жены Раисы.
Похожесть Михал Сергеича на Никиту Сергеича, кроме всего прочего, включая отчество, проявилась и когда он затеял пресловутую антиалкогольную кампанию. Тот, волюнтарист, тоже додумался до вырубки виноградников (под кукурузу) и по глупости завел некие "Бутербродно-водочные", ограничивавшие разовый запрос пьющего индивида всего 100 граммами. Да еще и с обязательным их закусыванием бутербродом с колбасой, что вызывало смех и рождало бурю анекдотов. Однако крепаки народу пришлось заменять самогонкой "из табуретки", "Тройным одеколоном" или даже клеем "Момент".
С другой стороны многим по вкусу пришелся лозунг «Гласность». Советская интеллигенция, долгие годы из под полы кушавшая лишь сам-там-издат, жадно накинулась на книжные откровения Солженицына, Авторханова, млела перед картинами Шемякина, таяла от наслаждения Растроповичем, Ашкенази.
И мы очень спешили, хотелось побыстрей все это схватить, схоронить, так как наше памятливое, пугливое сознание гвоздил проклятый совковый страх - а не грозит ли этой нынешней оттепели такая же заморозка, как в годы поздне-хрущевского похолодания?
Но цельсий горбачевщины вовсе не падал, а, наоборот, лез вверх, и в конце 80-х вообще все переменилось - перестройка обернулась переломом. Рухнула берлинская стена, и в пролом железного занавеса рванули на загнивающий Запад все те, которые были помобильнее и посмелее. Кто? Конечно, евреи.
Геннадий РАЗУМОВ
Санта Моника
И что сия реминисценция
И что сия реминисценция означает, г-н Разумов? Да, Горби действительно напоминал Хрущева, а дальше-то что?
Добавить комментарий