«Эту пьесу я очень люблю»
Евгений Щварц, из Дневников
Вчера все мы, взрослые и дети, собравшиеся в театральном зале в штате Мэриленд, стали свидетелями чуда. Насколько оно было «обыкновенным», трудно сказать. При том, что замечательный театр "Зеркало" обычно потчует своих зрителей отменно приготовленными блюдами, но бывают и некие вершины, которые стоит отмечать особо.
Думаю, к таким вершинам принадлежит вчерашний спектакль. Все здесь сошлось. Прекрасная пьеса Евгения Шварца, которую он создавал в течение 10 лет и в которой сумел выразить себя, свой взгляд на вещи, на правителей, на любовь и смерть. Запоминающаяся и какая-то слегка «астральная», чуть-чуть неземная музыка Геннадия Гладкова.
Стихи Юлия Кима, казалось бы, в контрапункте с музыкой, но почему-то очень к ней подходящие, хотя такие домашние и теплые. Мастерство актеров из старшей группы театра, продемонстрировавших не только актерские способности, но и умение петь, танцевать, великолепно двигаться по сцене и даже отбивать чечетку (Виктор Левоненко в роли Первого министра).
Ну и на вершине этой многоступенчатой пирамиды тот многоликий коллектив взрослых – сценографа, хеореографов, звукорежиссера, дизайнера костюмов, художников по свету, декорациям и тех, кто делал дизайн маек и афиш (все их имена перечислены в Программке), во главе с душой спектакля, режиссером-постановщиком Ольгой Предит.
Удивительно то, что многие из этих ребят, с таким азартом разыгравших перед нами эту лирическую драму, родились или росли вне России, на «американской почве», в атмосфере английского языка и в другой культурной среде. Но сколько однако узнаваемых примет не просто российской жизни, а сегодняшнего дня, они нам представили.
Во всех комментариях говорится, что пьеса «Обыкновенное чудо» далека от социально-политических вопросов. Однако как сказать!
Вот необыкновенно смешной король в исполнении Максима Остапчука, так напоминающий злого клоуна Жириновского, король, ничтоже сумняшеся угощающий «недругов» отравленным вином (хорошо, что не полонием в чае и не «новичком» на нижнем белье). И этот же король, очень в духе современных российских правителей, отказывается слушать правду от своих подчиненных, ему больше по душе обман, сладкие сказки...
А этот беспринципный и циничный министр-администратор (Иван Анищенко), захвативший всю власть в королевстве, наживший огромные богатства... Неужели судьба России во все времена иметь подобных ему отвратительных временщиков!
Отмечу отличный дуэт «заварившего всю эту кашу» Волшебника (Илья Щелоков) и его жены (Анфиса Старченко). Волшебник у этой пары, блестящ, порывист, фонтанирует разнообразными фантазиями и по-юношески влюблен в свою супругу, а та – строга, мила, рассудительна и полна сочувствия к людям. Современники Шварца отмечали, что эти персонажи сильно напоминают самого автора и его вторую жену, Катерину Ивановну, которую драматург боготворил всю жизнь.
Чтобы потешить и развлечь жену, Волшебник разыгрывает всю историю с Медведем (первоначальное название пьесы!), превращенным им в Юношу и влюбившимся в Принцессу. Волшебник предупреждает Юношу, что в случае, если Принцесса его поцелует, тот снова првратится в Медведя.
Удивительная метафора, которой однако не дано осуществиться ни метафорически, ни буквально. После некоторых довольно сложных перипетий, влюбленные находят друг друга – и следует поистине сказочный конец – торжество любви и молодости над смертью, подлостью и глупостью.
Яркий характер создает Анна Предит, играющая Эмилию, Главную даму. Ее история «подсвечивает» историю Принцессы и рисует ее возможное развитие - в юности Эмилия была влюблена в Юношу, и взаимно, но им пришлось расстаться и Эмилия, выйдя замуж за другого, ни минуты не была счастлива. Евгений Шварц дает Эмилии шанс. Скитаясь вслед за королем, преследующим убежавшую Принцессу, его свита оказывается в дорожном трактире «Эмилия».
Им владеет некий Эмиль (Томас Железняк), назвавший трактир в честь своей единственной, не сбереженной им любви. Эти влюбленные, как и главная пара - Принцесса и Медведь (София Донец и Александр Брегвадзе), также в конце благополучно соединяются.
Нельзя пройти мимо и «второстепенных персонажей» - трех фрейлин (Даша Хайкина, Анна Шикломанова и София Долженкова) и Охотника (Александр Забавский). Все прочувствовали и с большим воодушевлением сыграли свои роли.
То же можно сказать о пении. Признаюсь, больше всего мне понравилась повторяющаяся в спектакле песня, прекрасно спетая всей труппой, с запоминающимся рефреном:
Ах как это мило,
Очень хорошо.
Плыло, и уплыло,
Было и прошло...
(Юлий Ким)
В исполнении детей прозвучали эти немудреные слова так, что, ей-богу, тронули душу.
Создатели спектакля сохранили в нем очень важный - философский - монолог Волшебника, на который стоит обратить внимание. Там есть такие слова, обращенные к подруге: «Я на свою беду бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки». И дальше – о влюбленных: «Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны».
Спектакль получился яркий, смешной, динамичный. Нужно сказать, что мы, «взрослые» и «очень взрослые» зрители мюзикла, хорошо помним версию Марка Захарова 1987 года с Волшебником – Олегом Янковским, Хозяйкой - Ириной Купченко, Королем - Евгением Леоновым, Принцессой - Евгенией Симоновой, Медведем – Александром Абдуловым и Андреем Мироновым – неподражаемым Министром-Администратором.
И должна сказать, что тот двухсерийный фильм, в сравнении с этим двухчасовым спектаклем, сильно затянут и к концу теряет свою динамику... Это ли не похвала юным актерам и режиссеру!
О нем следует сказать особо.
Ольга Предит – талантливый человек. Она собрала великолепную детскую студию разных возрастов, работает над музыкальными и драматическими спектаклями как режиссер и преподаватель вокала – работает увлеченно, с фантазией и творческими находками.
А еще она мама двух прекрасных актрис и одного, возможно, будущего актера. Восьмилетний Саша уже участвует в представлениях Театра, а Лиза и Аня Предит играют не только в театре «Зеркало». Они «звездят» и в наших зум-постановках, за что огромная благодарность нашего журнала всей замечательной семье! Добавлю, что глава семьи - Алексей Предит – также вносит свой вклад в работу Театра, обеспечивает техническое обслуживание спектаклей, он прекрасный звукорежиссер, в чем можно было убедиться и в этот раз.
Напоследок скажу вот что. Евгений Шварц, написавший пьесу «Обыкновенное чудо» в 1954 году и так похожий на ее героя - Волшебника, увы, бессмертным не был; через четыре года он умер (в возрасте 62-х лет). Последние слова его были обращены к Катерине Ивановне, жене: «Катя, спаси меня!». Но было сие не в силах человеческих. Однако и Катя не смогла жить без Евгения. Через пять лет после его ухода она приняла смертельную дозу снотворного.
Как тут не подумать о том, что любовь и смерть ходят рядом и любовь ПРЕОДОЛЕВАЕТ смерть. Не об этом ли пьеса Евгения Шварца, с таким воодушевлением разыгранная молодежным театром ЗЕРКАЛО?!
Комментарии
что?
а мы и не знали, что ставили политическую сатиру...
Добавить комментарий