Многие сказки начинаются с заветного, создающего некое дивное предвкушение слова «однажды». История, которую я хочу рассказать, вполне реальна, хотя и она начинается с того же заманчивого слова. Приключилась эта история где-то лет 20 назад, в начале 2000-х. Итак…
Однажды в Нью-Йоркском отделении крупной и довольно известной корпорации, где я проработал более 15 лет, руководство приняло решение установить новую, популярную финансовую систему под названием «Oracle». Это означало необходимость осуществления длительного и дорогостоящего проекта. Чтобы не утомлять читателя техническими подробностями, скажу лишь, что проект планировалась завершить за 10 месяцев, а продолжался он более года.
В компании имелся достаточно сильный отдел Ай-Ти, однако для реализации столь важного и сложного проекта была приглашена группа консультантов. Двое сотрудников отдела, в том числе и автор, без освобождения от основных обязанностей, становились кураторами.
Дело в том, что каждый значительный проект в большинстве крупных компаний, даже при наличии отдела или сектора развития, как правило, осуществляется силами сторонних консультантов. Помимо обычной загруженности штатных айтишников, это делается для того, чтобы излишние затраты, неудачи, непредусмотренные «подводные камни» и всякого рода несуразности можно было списать на «привлеченных». Какие-то синяки и шишки всегда достаются и кураторам. Зато в случае успеха куратор может рассчитывать на значительное повышение. А кроме того, он становится основным специалистом компании по новой и сложной системе, что практически гарантирует продолжительное трудоустройство.
Уважаемая консультационная фирма прислала нам группу из пяти человек - системного дизайнера и четырех программистов. Все они были выходцами из Индии, находящимися в США по рабочей визе.
Многие знают, что в мире Ай-Ти, особенно в сферах установки, развития и обслуживания программного обеспечения, крайне мало «коренных» американцев. В основном там сосредоточены индусы, а остальные - это китайцы и выходцы из бывшего СССР или стран СНГ - ее европейской части.
Иной раз дело доходит до абсурда. Когда настал мой черед стать консультантом в одной ведущей фармацевтической компании, мне довелось пользоваться телефонным справочником. Пять или шесть компьютерных страниц в разделе Ай-Ти были целиком заполнены индийскими именами и фамилиями. Одних Пател’ов значилось не менее 20-ти. На тех же страницах имелись какие-то вкрапления русских и китайцев, а американские фамилии не встречались вообще.
В компании, о которой идет речь, отдел Ай-Ти был вполне интернациональным. Группы программного обеспечения и развития состояли из индусов, русских и двух китайцев, а компьютерные сети, защита от вирусов и несанкционированных проникновений, различное обслуживание и поддержка были представлены американцами. Женщин имелось только две - молодая, исполнительная программистка-индуска и секретарша начальника, симпатичная афроамериканка.
А в группе консультантов по установке системы «Oracle» наиболее талантливым оказался парень лет 30 с небольшим по имени Самир. От остальных он отличался тем, что быстро соображал, владел чуть ли не десятью программными языками, большим диапазоном знаний в смежных областях и весьма широким кругозором. А еще был он в курсе спортивных и политических новостей, неплохо знал историю, в том числе, как ни странно, и СССР. Отлично понимал юмор и обладал достаточно симпатичной внешностью - светлая для индуса кожа, густые черные волосы, огромные выразительные глаза. Характер имел дружелюбный и спокойный. Общаться и работать с ним было одно удовольствие.
Между прочим, Самир происходил из касты раджпутов - правителей и воинов, а этнически относился к индийской народности гуджарати, которых некоторые выразительно именуют «евреи Индии». Не потому, что они имеют еврейское происхождение, а в силу их склонности к плодотворному умственному труду, в основном в области коммерции и финансов. Не случайно из десяти самых богатых семейств Индии, шесть - гуджарати, хотя эта народность составляет всего 3-4% населения страны.
Однако, при всех дарованиях и достоинствах, к своим 32 или 33 годам Самир оставался девственником. Я уж и не помню, каким образом выяснилось это пикантное обстоятельство. Видно, поделился с кем-то своей «бедой», и такая любопытная информация быстро разлетелась по отделу. Свидетельствую: мужики иной раз сплетничают не хуже баб.
Ситуация Самира объяснялась тем фактом, что практически все браки в Индии по давней традиции устраиваются родителями, опекунами или другими старшими родственниками. Свободные встречи и романтические увлечения молодых людей и девушек, так же, как и сексуальные контакты до брака, крайне не поощряются. Впрочем, уже в то время, 20 лет назад и особенно в городах, принуждение не применялось, каждая сторона могла сказать «нет». Тогда семья возобновляла поиски, строго в пределах своей касты. В настоящее время, с развитием интернета и урбанизации, такая практика имеет явную тенденцию к уменьшению. Тем не менее по опросам, от 50 до 90% браков в Индии по-прежнему устраиваются традиционным образом.
Некоторые полагают, что типичный индийский программист - это умный и хитрый вегетарианец, ограниченный во всем, кроме работы и компьютеров. Он - якобы - льстив с начальниками, груб с подчиненными, подсиживает коллег, не пьет, изъясняется осторожно и крайне застенчив с женщинами. Не верьте стереотипам! Да, есть и такие. Однако, я хорошо знал двоих, хороших профессионалов и нормальных парней, притом бабников и не дураков выпить, матерящихся не хуже российских острословов. Правда, один из них был выходцем из ЮАР, а другой - сын киношника из индийского Болливуда. Знал и других, не столь ярких, но вполне адекватных.
Между тем, хотя и с опозданием, проект «Oracle» успешно завершился. Самиру предложили остаться в штате, он ответил согласием. Пришлось заплатить солидные «отступные» консультационной фирме как спонсору его рабочей визы, но это типовая практика.
Наша компания имела небольшой отдел в Японии, в Токио. Отдел этот через интернет также пользовался новой компьютерной системой. И вот как-то раз к системе понадобилось присоединить некое дополнение, разработанное специально для японской группы. В Токио на неделю отправились Самир и один американец по имени Джейсон, парень лет сорока, не компьютерщик, а специалист по вопросам бизнеса.
В японском подразделении состоял человек, ответственный, среди прочего, за создание комфортабельных условий для командированных. В воскресенье вечером он встретил Самира и Джейсона в аэропорту и отвез в гостиницу. Утром в понедельник гостеприимно встретил их в отделе, привел на аккуратно приготовленные рабочие места, принес кофе и японское печенье и пожелал успехов. А затем говорит (все сотрудники отдела великолепно владели английским):
- Вы, джентльмены, постарайтесь закончить свои дела в четверг вечером, в крайнем случае пораньше в пятницу. А потом я устрою вам экскурсию по Токио. Посмотрим кое-какие интересные места, заедем в бар, а закончим в одном приятном заведении. Там такие девочки, обещаю - запомните надолго.
На том и порешили. Джейсон и Самир славно потрудились, прихватывали и вечера, и благополучно завершили работу к концу дня в четверг. В пятницу утром, свежие и довольные, являются в отдел. Японский куратор устраивает им экскурсию в императорский дворец, проводит по историческому кварталу Асакуса и, наконец, говорит:
- А теперь нас ждут в ресторане, а потом и у девочек. Все заказы уже сделаны. Поехали!
И вдруг Джейсон заявляет:
- Мы, конечно, пойдем в ресторан. А что касается остального - ни-ни! Я здесь представляю головной офис и не могу допустить никаких безобразий!
Японец прямо-таки остолбенел:
- Что вы, мистер Джейсон? Никаких безобразий я и не предлагаю. Это очень культурные, приличные девочки, профессионально обслуживают на высочайшем уровне. Не беспокойтесь, отдел платит за все!
А Джейсон, гад, ни в какую! В ресторан, дескать, пойду с удовольствием, люблю и сашими и суши, и сакэ можем выпить по паре чашек, а вот остальное - ни боже мой.
Японец говорит:
- Ну что ж, раз вы не хотите, может быть, мистер Самир со мной поедет?
Джейсон и на это не соглашается. «Нет, - говорит. - Я тут старший группы, и я решаю, кто куда едет и куда не едет».
Полный облом! Самир и уши опустил. Думал, вот-вот закончится 33-летнее воздержание, и на тебе! Пообедали и вернулись в отдел. До конца рабочего дня еще час или полтора.
А отдел этот токийский совсем небольшой, человек 12. Все знают о развлекательных планах куратора. Одна сотрудница-японка решает вмешаться и помочь. Она идёт к ихнему начальнику и заявляет:
- Начальник-сан! Джейсон-сан не хочет идти к девочкам. Хорошо, это его дело. Но я же вижу: Самир-сан совсем не против. Что скажут коллеги в Нью-Йорке? Они посчитают, что мы, японцы, не гостеприимные люди, не соблюдаем элементарных приличий. Этого нельзя допустить! Как так можно - не развлечь по всем правилам дорогих гостей и коллег?
Начальник отвечает:
- Вы правы. Я все понимаю. Но сделать ничего не могу. Попробуйте поговорить с Джейсоном.
Сотрудница эта, между прочим, очень симпатичная и умная молодая японка, пару раз была в Нью-Йорке по делам бизнеса, я с ней с удовольствием общался. Представляю, насколько убедительно она объяснялась с Джейсоном. Но - ничего не добилась. Джейсон стоял на своем, словно речь шла о жизни и смерти. А бедный Самир стиснул зубы и молчал. Вот тебе и раджпут!
Так они и вернулись домой несолоно хлебавши.
Прошло несколько лет. Самир и я покинули компанию и потеряли связь друг с другом. Как-то раз на Нью-Йоркском автовокзале я встретил бывшего коллегу, тоже индуса.
- С Самиром видишься? - спрашиваю.
- Нет, - говорит. - Самир уехал в Индию жениться.
Комментарии
"Птичку жалко!"
"Птичку жалко!"
В смысле, беднягу Самира.
Ну и козёл же, этот Джейсон!
Ему что, обрезание сделали свыше нормы, то есть совсем ..?
Или попал на sale (акцию) :
Или попал на sale (акцию) : 50% off.
Добавить комментарий