Знакомо ли это имя моим соотечественникам? Её знает и любит вся Америка.
Я получила представление о ней совершенно недавно, остановившись перед её портретом на афише Бостонского концертного зала SYMPHONY. Облик этой леди не только меня заворожил, но и вызвал удивление. В полный рост в размере всей афиши в позе артистки кабаре, одетой в черный длинный пиджак, из-под которого лихо выглядывали стройные безупречные ноги, со шляпой в форме цилиндра на гордо посаженной голове, с взглядом насмешливым и острым на прохожих смотрела представительница самого популярного американского жанра – мюзикла, неизвестная мне доселе Пэтти ЛуПоне.
Мне показалось странно: в обители классической музыки будет выступать певица и артистка бродвейских мюзиклов? Да почему странно, ведь уже не счесть мюзиклов, ставших классикой!
Странным может показаться, что я, прожившая в Америке уже почти 30 лет и по профессии театральный человек, не знаю американских театральных звезд…
Увы. Мое незнание объяснилось тем, что бродвейских мюзиклов, редко бывая в Нью-Йорке, я видела мало. И знакома с ними по сценическим версиям двух драматических театров Бостона или по нечастым гастрольным выступлениям ньюйоркцев.
В мире оперы и солистов оперного жанра я ориентируюсь как рыбка в воде. Не так в мире мюзиклов при всей моей любви к этому жанру.
Интерес к актрисе, вызванный её эффектностью на афише, необычностью облика побудил меня отправиться на её концерт. И первое мое ошеломление произошло от того, какой шквал, какое нашествие публики заполнило огромный зал, все яруса и балконы Symphony.
Кроме меня, её знали все. Программа вечера называлась LIFE IN NOTES - ЖИЗНЬ В НОТАХ.
Это был необычный для зала Symphony вечер. В нем снизу до верху перед началом концерта стоял какой-то ликующий гул. И вдруг яркий свет оказался погашен, оставаясь сиять лишь на сцене. На неё вышли навстречу друг другу с противоположных сторон двое: пианист - Джозеф Толкен (позже я узнала, что он композитор и художественный руководитель своего театра) и скрипач попеременно - и гитарист- Брэд Филлипс. В центре возвышался, приковывая к себе взгляды, букет красно-пурпурных роз. Чисто театральная мизансцена, подготовленная в тишине для героини режиссером Скоттом Виттманом, буквально взорвалась выходом Пэтти ЛуПоне. Выход её был ослепителен и с самого начала победен. Высокая стройная женщина, не прячущая свой возраст, а побеждающая его, вышла по-королевски, в том самом черном пиджаке с блестящими низкими отворотами, что на афише, но все-таки в черных брюках, составляющих её костюм для первого отделения. И, не давая длиться паузе, сразу стала петь.
Голос- сильный, глубокий, низкий, с множеством оттенков тембра заполнил зал. Это было не оперное звучание меццо-сопрано, а именно такое, какое принято в мюзиклах, иногда надрывное, иногда тушующее силу голоса, без допускаемой хрипотцы, иногда обволакивающее, но всегда властно подчиняющее. Песня за песней с колоссальным количеством текста следуют в динамике, с выразительностью и виртуозностью. Жест скупой и заостренный, ничего лишнего, во всем облике достоинство и театральная выразительность. Суперзвезда - Театра, Суперзвезда Нью-йоркского – Broadway, суперзвезда лондонского West End, суперзвезда многих фильмов (увы, я их не видела)…
Ах, вот вы какая – поразительная Пэтти ЛуПоне!
Исполняемые песни мне незнакомы. Я их не знаю. Я – иностранка. Весь зал знает. Мне хочется тоже знать. Тем более, какие имена у авторов: Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн, Стивен Сондхайм, Берт Бакарах, Дмитрий Темкин… Композиторы, осуществившие великий вклад в развитие жанра мюзикла. Но в первом отделении звучат только песни…
Пэтти ЛуПоне - дочь матери итальянки и отца-американца. В её биографии указывается чрезвычайно интересный факт: знаменитая итальянская певица Анжелина Патти - её пра-пра-пра бабушка. Вот такие гены сказались в родившейся на Лонг-Айленде девочке, названной Пэтти, несомненно в её честь, ставшей выпускницей первого в истории Джульярдской школы драматического класса. Я привыкла факты проверять. В данной ситуации у меня нет такой возможности. Легендарность происхождения прибавляет значимость биографии Пэтти ЛуПоне. И в ряде интервью она говорит о себе, что считает себя актрисой, которой повезло иметь голос. Её тяготение к драматической игре незримо присутствует в её исполнении. Я чувствую это, даже не зная слов многих песен. Но и боль, и насмешка, и укор, и гордость, и любовь слышны, переданы со сцены с наэлектризованностью.
С большим интересом читаю о ней сообщение, что в одной из драматических постановокона играла Ирину в “Трех сестрах” А. Чехова. А первый успех к ней пришел с исполнением роли Эвиты в одноименном мюзикле Эндрью Уэббера на стихи Тима Райса в лондонской версии в West End. На You Tube я увидела Пэтти ЛуПоне в начале 70-х годов совершенно юной и ослепительно красивой, исполняющей арию Эвиты “Не плачь по мне, Аргентина”…
Контраст нежного лица актрисы в юности и волевого даже немного жесткого с большим ярко накрашенным ртом в нынешние её 74 года, что объявлено в программах и что странно мне, привыкшей, что в России по соображениям тактичности возраст актрис не сообщается, вызвал мою печаль о быстротечности времени…. Актрисе в пору, когда молодость уже давно прошла, требуется мужество, мастерство, внутренний огонь, чтобы выходить на сцену и магнитом приковывать к себе. Все это дано звезде мюзиклов Пэтти ЛуПоне в высокой степени.
Есть два оперных сочинения, созданных по законам драматического театра. Одно – опера Джона Корильяно “Призраки Версаля”. Другое опера Курта Вайля – Б.Брехта “Возвышение и падение города Махагони”. В двух лос-анджелесских постановках этих произведений Пэтти ЛуПоне принимала участие. Уверена, что для неё в этих оперных творениях, одном романтическом, другом – социальном была возможность сыграть и спеть со всеми присущими ей яркостью, броскостью, темпераментом.
Но пока я слушаю песни из 1-го отделения концерта - и полностью подпадаю под обаяние и зажигательность артистки. И каково мое изумление, когда я неожиданно узнаю спетую в финале знаменитую русскую песню “Дорогой длинною”, ту самую, что сочинил композитор Борис Фомин, а слова к ней написал Константин Подревский. Ту самую, которую вначале своей карьеры исполнял Александр Вертинский, а позже знаменитая исполнительница старинных русских романсов Тамара Церетели. Через океан перелетела эта песня, единственная, которую я знала из репертуара первого отделения! Но её знал опять же весь огромный зал, в итоге подхватывавший мелодию…
-Мы попали на праздник, - сказала я своей спутнице, представительнице, как и я, совершенно невостребованной в Америке профессии театроведа…Вздыхать об этом мы давно перестали. А все те же театральные страсти независимо ни от чего продолжают в нас полыхать.
Во втором отделении праздник продолжился исключительно мелодиями из мюзиклов.
Выход Пэтти ЛуПоне оказался новым спецэффектом. На ней было длинное платье с обнаженными плечами, струящееся и переливающееся, меняющее цвета от золотисто-серебристого по лифу и то лиловое, то синее по низу, благодаря подсветке, установленной в зале. Царственный выход!
И сразу полились звуки музыки!
Арии из мюзиклов Э. Уэббера, С. Сондхейма, Кола Портера, из мюзикла “Отверженные” Клода Мишеля ШОнберга, Л. Бернстайна … Вновь Э. Уэббера “Бульвар Сансет”… Арии Хелены Рубинштейн (знаменитой основательницы косметической компании) в мюзикле “Боевая раскраска” Скотта Франкеля… И многих-многих еще!
За годы служения искусству театра Пэтти ЛуПоне получила три премии Тони, 2 премии Лоуренса Оливье, 2 премии Грэмми, и, наконец, она включена в зал славы Американского театра. Её приглашали лучшие режиссеры и продюсеры, назову имя выдающегося театрального деятеля Гарольда Принса….
Пэтти ЛуПоне пела в концерте знаменитую арию Эвиты “Не плачь по мне, Аргентина”, пела так же прекрасно, как пела в юности дебютанткой, к счастью, заснятой кинокадром, помещенным ныне на You Tube.
Интересно читать в одном из её интервью, данных в молодости, что она считает, что столь трудную партию для Эвиты мог написать только композитор, ненавидящий женщин!
Спустя время она уже не сетовала на Э. Уэббера, освоившись с его мелодикой.
Мне очень жаль, что я не видела её в ролях Фантины , а потом во втором действии безымянного мальчика в “Отверженных”, Нормы Десмонд в ‘Бульваре Сансет”, Хелены Рубинштейн в “Боевой раскраске”, и многих других, включая Самиру в “Призраках Версаля”…
Но я точно чувствую, что видела и слышала на сцене большую актрису и певицу, обладающую силой задержать дыхание у восхищенных зрителей.
Она легко устанавливает контакт с публикой, держится демократично. Но как сообщают очевидцы в разных публикациях, не боится сделать замечание тем зрителям, кто во время её выступления пользуются мобильными телефонами. Что ж… Правильно. Тут необходимо держать дистанцию и требовать уважения к себе. Пэтти ЛуПоне не кажется тихим ангелочком. Эта женщина несет в себе стихии эмоций, страстей, гнева, иронии, безоглядной любви…Без этого не существует театр, приподнимающий нас над обыденностью и прозаичностью жизни. При том, что героини актрисы явно знают изнанку жизни и её горечь… И умеют их преодолеть. Ведь порой самый тяжелый опыт разочарований, предательств и обманов делают личность сильней.
Пэтти ЛуПоне стоит на сцене без партнеров, в одиночестве. Но значимость владеющих ею эмоций позволяет ощутить целый мир переживаний, испытанных её героинями в спектаклях. Иногда, составляя ансамблевость звучания, к её голосу присоединяются поющие аккомпанементом голоса пианиста – Джозефа Толена и инструменталиста- Брэда Филлипса, играющего попеременно на скрипке и на гитаре…
Раньше мне были известны имена в этом жанре Барбары Стрейзанд и Лайзы Минелли.
Отныне имя Пэтти ЛуПоне значит для меня не менее. Жаль, я не видела фильмов с её участием, но непременно постараюсь посмотреть. Ведь многое есть на You Tube.
В конце концерта она поет песни Боба Дилана, Джона Леннона, Пола МакКартни и завершает вновь русской “Дорогой длинною”… Зал поет вместе с нею.
Она смеется, и зал смеется вместе с нею.
Она - явление. Она - звезда в полном значении этого слова.
Комментарии
Петти ЛуПоне,Алла Цыбульская
Алле Цыбульской удалось с таким аппетитом и нескрываемым восторгом рассказать о выдающейся актрисе мюзиклов Петти ЛуПоне, что захотелось немедленно отправиться на you tube, чтобы ее посмотреть и послушать.
К мюзиклам, как музыкальному жанру, я отношусь с интересом, не более, но Петти в этом жанре фигура огромного
масштаба. Спасибо, Аллочка, благодаря Вам получила огромный заряд положительной энергии.
А. Цыбульская
Присоединяюсь к отзыву Л.Б. Тоже ринулаь в интернет и налушалась-насмотрелась. И еще добавлю: как всегда, восхищаюсь твоим, Аллочка, языком и стилем, как письменной, так и устной речи. Спасибо!
о мюзиклах.
Дорогая Аллочка, спасибо за такой хороший отзыв о концерте песен из мюзиклов. Кстати, если Вы хотите, то в Колониал-Театре в Бостоне каждую весну в марте-апреле выступает Бродвей с разными мюзиклами. И это очень интересно! Я всегда хожу на всё и получаю массу удовольствия! И так уже много лет подряд! Очень рекомендую! Поинтересуйтесь, если Вам интересны мюзиклы. :-)
Отклик на комментарий
Дорогая Женя! Почему Вы думаете, что за годы жизни в Бостоне я так и не узнала о бродвейских мюзиклах и иных бродвейских постановках, показываемых гастрольно в Colonial theater? Не только видела там целый ряд знаменательных спектаклей, но и писала о них.Почему бы мне не интересоваться таким театральным жанром, получившим свое начало именно в Америке? К тому же, художественная значимость мюзиклов зиждется на том, что они всегда основаны на превосходной литературе. Так, что я не упустила то, что доступно моему вниманию в Бостоне. К сожалению, с поездками у меня не все так просто. Происходящее на Бродвее остается для меня вдали. Поэтому я только сейчас познакомилась с талантливой незаурядной Пэтти ЛуПоне.
Добавить комментарий