Предлагаем читателям отрывок из недавно вышедшей книги Ксении Кривошеиной «Оттаявшее время, или искушение свободой», 2017г. АЛЕТЕЙЯ [1]. ЧАЙКА уже публиковала отрывки из этой книги - «Капля крови» о художнике Акимове и «Звуки. Четыре коротких истории» о знаменитых музыкантах.
Редакция Журнала
Герта Неменова или, как её называл мой отец, «Герда», при нашей последней встрече-расставании в 1979 году подарила мне малюсенькую круглую японскую коробочку, на её поверхности изображена рыбка.
При этом она мне сказала «Ксю, мы, наверное, не увидимся больше, а эта рыбка приехала когда-то со мной из Парижа, и я бы хотела, чтобы она туда вернулась».
Герту Михайловну я помнила с детства, она встречала с нами многочисленные Новые годы, приходила на дни рождения, мы с ней работали в экспериментальной литографской мастерской, я часто забегала к ней на пятый этаж в её огромную комнату с эркером, которая служила ей мастерской в коммунальной квартире.
Она непрерывно курила «беломор» и часто просила принести ей таблетки «кодеина», говорила, что мучает кашель. Это, видимо, было не совсем так, но все мы знали её слабости и выворачивались, как могли, в поисках этих волшебных таблеток.
Для меня она всегда была олицетворением парижанки, а с возрастом стала походить на Эдит Пиаф, даже в своих увлечениях молодыми талантливыми мужчинами. Запах «шанели» пробивался сквозь папиросный чад, особый жест прокуренных пальцев поправлял чёлку, очки не носила, прищуривалась, любила изящно одеться и носила шляпки.
При этом во всем её облике было что-то от раненой птички. Совсем недавно я узнала, что она дружила с Алёшей Хвостенко (Хвост) и с Родионом Гудзенко.
Конечно, все знали о её шести месяцах в тысяча девятьсот двадцать девятом, которые она провела в Париже ученицей Фернана Леже, встречалась с Гончаровой, Ларионовым и Пикассо.
Этот Париж она донашивала всю жизнь, те мгновения были для неё глотками свежего воздуха, хотя, будучи дочерью очень известного и любимого властью врача-рентгенолога М.И.Н., она никогда не подвергалась ущемлениям личной свободы. Но почему-то мне всегда казалось, что она чего-то недоговаривала, чего-то опасалась и очень редко показывала свою живопись, которую хранила за огромным шкафом красного дерева.
«Вот эту балерину я написала в Париже, она всегда со мной» — об этих холстах знали только очень близкие люди, а литографии не скрывались и валялись большой пачкой на полу; тут и Ахматовский портрет, знаменитый Гоголь, Марсель Марсо, Чарли Чаплин…
Герта рассказывала, как ей удалось познакомиться с Ивом Монтаном в пятьдесят шестом, рисовать его, когда он давал единственный концерт в Ленинграде. Она очень долго не решалась пустить английского коллекционера Эрика Эсторика к себе, мой отец и Анатолий Львович Каплан уговорили её. Эсторик буквально вцепился в её рисунки, купил «Гоголя», который вскоре превратился в афишу выставки советских художников в Лондоне.
Из Парижа я посылала ей открытки, иногда звонила, Герта оставалась верным другом моих родителей. Она умерла в восемьдесят шестом и, как я узнала, большинство её работ исчезло в неизвестном направлении… а может известном? Именно этого она боялась всю жизнь?
[1] Из аннотации: Книга Ксении Кривошеиной «Оттаявшее время, или Искушение свободой» недавно вышла в издательстве «Алетейя». В своих воспоминаниях автор рассказывает о людях, с которыми свела ее жизнь. Некоторые из них прошли советскую «закалку», кто-то был арестован и выслан на Запад, а кто-то остался в России.На страницах книги вы встретите пианиста Святослава Рихтера и композитора Андрея Волконского, художников Николая Акимова, Натана Альтмана и Оскара Рабина, поэтов Анну Ахматову и Иосифа Бродского, известных и малоизвестных деятелей русской диаспоры во Франции, Швейцарии и Америке.
Комментарии
Спасибо. Весьма интересный
Спасибо. Весьма интересный отрывок. Однако, у меня появился вопрос к автору. Вы упоминаете замечательного Ленинградского художника Анатолия Каплана, о котором я уже много лет собираю материалы. Есть ли в вашей книге воспоминания о нем?
Анатолий Львович Каплан
Спасибо за реакцию. Да, конечно, в моей книге есть воспоминания об Анатолии Львовиче Каплане. Наша семья была с ним дружна.
Герта Неменова.
Добрый день, Ксения! С удовольствием обнаружил для себя отрывок из Вашей книги где Вы пишите о моей любимой художнице. Как я заметил в тексте сказано, что Герта была в Париже 6 месяцев. Сама же она, в своих воспоминаниях, пишет о том, что она была в Париже больше года. Так же, если Вам интересно, у меня есть не мало информации относительно живописи Герты Михайловны. Буду рад с Вами ей поделится.
Спасибо
Егор, рада, что есть почитатели Герты Михайловны. Буду признательна если пришлете мне информацию о дальнейшей судьбе ее живописи на этот адрес delaroulede-marie@yahoo.com
Добавить комментарий