Роман Полански обвиняет обвинителей

Опубликовано: 11 марта 2020 г.
Рубрики:

 Посмотрел новый кинофильм Романа Полански "Я обвиняю", который на экранах идет под дурацким названием "Офицер и шпион".

 Увлекательная историческая кинодрама о "Деле Дрейфуса". Смотрится на одном дыхании. Работа Мастера. Украсила бы список номинантов на "Оскара". Но Голливуд этого режиссёра не любит, как не любит Клинта Иствуда за его «консерватизм», не любит Вуди Аллена за его подчёркнутую независимость от голливудского «мейнстрима». Повод для бойкота Полански – обвинение в изнасиловании, совершённом им более 40 лет назад. У такого рода преступлений срока давности быть не может. Но здесь случай особый: сама жертва простила насильника и призвала к этому как американское правосудие, так и общественность. 

 «Гений и злодейство – две вещи несовместные»? Ещё как совместны! Примеров уйма. Они фигурируют и в Библии, и в Евангелии, и в истории от древней Греции до наших дней. В СССР среди талантливейших писателей и поэтов, композиторов и артистов были стукачи, по доносам которых гибли их коллеги. Фамилии подлецов известны, называть их здесь не буду. В данном случае мне интересен Полански не как злодей-насильник, а как талантливейший кинорежиссёр, один из лидеров современного мирового кинематографа. 

 Его фильм «Я обвиняю» (J’accuse) примечателен тем, что, вслед за Эмилем Золя, сам Полански обвиняет мир в антисемитизме. Он показывает, как трудно отстаивать истину, оставаясь "одним в поле воином". И еще одна тема фильма – травля. Когда одного человека травит стая, выдвигая против него ложные обвинения. А сегодня ложные обвинения – самое популярное оружие в политической борьбе среди тех, кто стремится к власти.

Одного и того же человека могут обвинить, например, в том, что он юдофоб и что он юдофил. Иногда жертва ложного обвинения не выдерживает давления и сдаётся. Можно сказать, повезло капитану Дрейфусу, что расследование повёл полковник Пикар, для которого (редкий случай) истина оказалась важнее карьеры. Повезло Дрейфусу, что на его сторону встали писатель Эмиль Золя и издатель газеты «L’Aurore» Жорж Клемансо. И Марсель Пруст, и Анатоль Франс, и Эдмон Ростан...

А в России ложно обвинённому Менделю Бейлису повезло, что против кровавого навета выступили писатели Короленко, Мережковский и Гиппиус, Блок и Леонид Андреев. Протесты против ложного обвинения Бейлиса подписали Томас Манн и Герберт Уэллс. Имена Дрейфуса и Бейлиса вошли в историю, вероятно, именно потому, что они, в конце концов, были оправданы. Но иных примеров, когда по ложным обвинениям людей приговаривали к долгому сроку заключения, а то и к распятию, к сожжению, к повешению и к расстрелу – гораздо больше. 

 Роман Полански создал фильм, в котором все элементы на удивление гармоничны: крепкий сценарий, великолепные костюмы и декорации, убедительно создающие картину времени, отличная работа оператора, талантливый актёрский состав во главе с Жаном Дюжарденом (полковник Пикар) и Луи Гаррелем (капитан Дрейфус). С неослабевающим вниманием зритель следит за ходом расследования, потому что картина сделана по законам детективного жанра. 

 Возникает чувство, что фильм «Я обвиняю» выстрадан Поланским. Он очень личный, каким был его знаменитый «Пианист». Я вижу некую параллель между новым фильмом Романа Полански и новым фильмом Клинта Иствуда «Ричард Джуэлл». Оба сняты на документальном, историческом материале. Оба сделаны режиссёрами, которым под 90 и которые с болью смотрят на то, что происходит в мире сегодня.

Оба фильма посвящены теме ложного обвинения, теме травли со стороны властей, прессы и толпы. В обоих фильмах против лжи выступает одиночка-правдоискатель. Оба фильма заканчиваются оправданием невиновного. И после просмотра обоих фильмов остаётся двойственное чувство: в этих конкретных случаях всё заканчивается хорошо, но в процессе борьбы были и костры из газет и книг, и вопли толпы «Смерть евреям», «Смерть предателям», и заговор властной стаи, подло пытающейся «закопать» невиновного ради сохранения власти. Так было. Так есть. И так будет. Хэппи энд возможен. Но в жизни он встречается реже, чем в кино. 

 Давняя история вызывает множество ассоциаций с тем, что происходит сейчас. Браво, Полански!

 

Комментарии

А теперь, пожалуйста, выдайте нам панегирик на Харви Вайнштейна или покойного Джефри Эпштейна. Или автор забыл, что Полански — беглец от американского правосудия, где на него заведено дело об изнасиловании малолетних?
Гораздо актуальнее было бы поднять (в очередной раз) вопрос о совместимости гения и злодейства. Автор же выбрал черно-белую модель сказки, где мир черный, а Роман Полански белый и пушистый.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки