15 сентября 2020 года в возрасте 86 лет ушел из жизни замечательный пушкинист Валентин Семенович Непомнящий (1934-2020). Узнала об этом только сейчас и не могу не сказать нескольких горестных слов вслед ушедшему.
Валентин Непомнящий был едва ли не последним из плеяды великих пушкинистов ХХ века.
Заметьте: мы говорим именно о пушкинистах, то есть об исследователях, чья творческая жизнь была сопряжена исключительно с работой над жизнью и творчеством Пушкина. И таких людей в России в свое время было много, они составляли цвет литературоведения.
Начало им положил Семен Афанасьевич Венгеров (1855-1920), чей «пушкинский семинарий» в Санкт-Петрбургском университете посещали бывшие тогда студентами, а после - первоклассными учеными-филологами Томашевский, Измайлов, Бонди, Оксман, Тынянов...
Мне посчастливилось слушать лекции и посещать семинары Сергея Михайловича Бонди, считаю его своим учителем, и надо сказать, что при всех его глубоких отличиях от Валентина Непомнящего, принадлежащего уже к следующему поколению пушкинистов, одно их несомненно сближало: глубоко личное отношение к Пушкину.
Каждое слово поэта проживалось ими как то, что требует осмысления, - недаром оба они использовали непривычный для лекторов метод – чтение вслух пушкинских произведений с последующим скрупулезным анализом текста и подтекста.
Валентин Семенович был по темпераменту бунтарь и «оппозиционер». Он не соглашался с общепринятым. В ранние годы примыкал к оппозиционному политическому крылу, сочувствовал диссидентам, за что поплатился партбилетом (как странно, что он был членом КПСС!), потом пришел совсем к другим взглядам, стал человеком религиозным.
Что же - это типично «русский путь». Примерно такой же, какой прошел в свое время Достоевский. Но и тот, и другой не закостеневали в своей доктрине, пытались прорваться к «последней истине».
Любопытно, что и в жизни путь Валентина Непомнящего был извилист. Встречались ли вам доктора наук, которые получили ученую степень за доклад? А Валентину Семеновичу таковую присудили за доклад «Феномен Пушкина как научная проблема: к методологии историко-литературного изучения», 1999 (позднее книга).
Значит, такой силы был доклад, что не смогли академики удержаться, чтобы не «наградить» докладчика степенью!
А ДО того, была статья в «Новом мире» о стихотворении «Пророк» (1987, № 1), тоже вызвавшая переполох в культурных кругах. Это было «новое прочтение». Прочтение с точки зрения морали и религии.
Непомнящий вел факультативы в «крамольной» московской физматшколе «№ 2. Работал во МХАТЕ имени Горького Татьяны Дорониной...
Какие, однако, зигзаги. И в этом он весь – ученый, написавший совсем немного за долгую жизнь и однако оставивший глубокий след как в пушкинистике, так и в наших сердцах.
Валентин Непомнящий читает и трактует Пушкина с точки зрения христианской морали. Это может вызвать неприятие и неудовольствие (что было первоначально со мной), но у ученого есть свой определенный взгляд на «путь поэта» и он его последовательно проводит. Честь и хвала.
В нашем журнале я писала о двух литературных циклах Валентина Непомнящего, показанных на канале КУЛЬТУРА, - по пушкинской лирике и по «Борису Годунову».
Обе передачи приковывают внимание, трудно оторваться от экрана, таким магом-кудесником предстает в них рассказчик, так вдохновенно читает стихи и драматические сцены. Здесь Валентин Семенович выступает перед нами не только как исследователь, но и как высокой пробы артист и чтец.
Другое дело, что с его концепцией и с отдельными замечаниями можно не соглашаться, но масштаб и магию личности в обеих передачах трудно не ощутить.
Без Валентина Семеновича Непомнящего «пушкинский мир» несомненно осиротеет.
Наши соболезновения семье и родственникам ушедшего и всей мировой пушкинистике, понесшей тяжелую утрату. Мир праху ушедшего!
Ирина Чайковская
Добавить комментарий