«Тайна спасения именуется памятью»
Еврейское изречение
«Мир – опасное место, не из-за людей, которые творят зло,
а из-за тех, кто наблюдает за этим и ничего не делает»
Альберт Эйнштейн
Лауреат Нобелевской премии
Общественный деятель - гуманист
Эта малоизвестная страница истории имела свое начало ещё до Второй мировой войны и является продолжением моих статей, основанных на документальных материалах книг, переведенных с немецкого языка Евгением Захариным. Авторы этих книг были непосредственными свидетелями всех ужасов разгула нацистского Молоха.
Автор книги «Еврейский детский транспорт из Германии в Англию 1938 – 39 г.г.», Ребекка Гёпферт, в 1997 году по материалам своего исследования защитила диссертацию на философском факультете Вестфальского университета в Мюнстере.
Сразу после присоединения Австрии стала очевидной откровенная нацистская политика Рейха по «окончательному решению еврейского вопроса». Очень скоро во всем мире ощутили, как «аншлюс» необратимо повлиял на радикальный рост числа беженцев из Третьего рейха; стало понятно, что без совместных усилий мирового сообщества эта ситуация разрешена быть не может.
С 6 по 15 июля 1938 года в Эвиане, курортном городке Франции, по инициативе Ф. Рузвельта состоялась конференция, в которой приняли участие представители 32 стран. К сожалению, ни один представитель правительств, прибывших на конференцию, не упустил возможности доказывать бесперспективность для своей страны приема еврейских беженцев из Третьего рейха. Более того, делегаты от Польши и Румынии не постеснялись даже выступить со «встречной» просьбой о помощи… их странам в осуществлении депортации своих евреев. Результатом работы конференции стало лишь формальное создание Межправительственного комитета по вопросу беженцев. Даже робкая попытка участников конференции убедить германское правительство взять на себя расходы по выезду из страны евреев также потерпела фиаско.
По сравнению с ожиданиями, итоги работы конференции были разочаровывающими - как для правительств участвовавших стран, так и для мировой общественности. Кроме США и Доминиканской республики, ни одна из стран-участниц не продемонстрировала свою готовность принять евреев - беженцев. Но даже если беженец попадал под американскую квоту для выезда из Германии и Австрии, это означало, что реальная возможность выезда затягивалась на несколько лет, так как разрешенный срок ожидания составлял… 4 года.
Это решение было элементарной политической туфтой, хотя американский Сенат 9 февраля 1935 года принял к рассмотрению законопроект сенатора Вагнера (Нью – Йорк), предусматривавший прием из Германии 20 тысяч детей в возрасте до 14 лет сверх германской квоты. Однако этот законопроект был Сенатом отклонен, сенаторы разрешили принять вместо 20 тысяч лишь 2 тысячи детей.
Только еврейская община Палестины выразила готовность принять детей из Германии, но британское правительство отказалось от этой затеи. Великобритания осуществляла протекторат над Палестиной - и британские власти опасались негативной реакции арабского населения.
В 1933 году, в год прихода к власти в Германии нацистской клики Гитлера, в стране проживало без малого 500 тысяч евреев. Из 236 тысяч сумевших эмигрировать в период 1933 – 38 гг., 57 тысяч бежали в Палестину, 105 тысяч - в заокеанские страны, преимущественно в Северную и Южную Америку. 74 тысячи евреев оказались в европейских странах, приблизительно 50 тысяч нашли убежище в Великобритании. Еврейская эмиграция из нацистской Германии до начала Второй мировой войны была ограничена. Практически повсеместно отношение к еврейским беженцам определялось безысходной формулой: «…мир кажется разделенным на две части – места, где евреи не могут жить, и страны, куда они не могут въехать».
Вместе с тем, непрерывно ужесточавшийся в предвоенный период государственный антисемитизм Третьего рейха заметно стимулировал еврейскую эмиграцию. Не случайно, в августе 1938 года в Вене открылось Центральное бюро еврейской эмиграции, которое возглавил оголтелый юдофоб и палач гестапо, непосредственно ответственный за «окончательное решение еврейского вопроса», оберштурмбаннфюрер Адольф Эйхман, который, спустя почти четверть века, в ночь с 31 мая на 1 июня 1962 года, по приговору израильского суда закончил свою жизнь на виселице.
15 ноября 1938 года, через пять дней после событий печально известной «Кристалл нахт» («Хрустальной ночи», «Ночи разбитых витрин» в Германии и Австрии), группа британских еврейских лидеров обратилась лично к премьер – министру Великобритании Невиллу Чемберлену с просьбой разрешить временный въезд в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих. На следующий день британский кабинет министров обсудил этот вопрос и вскоре подготовил законопроект для представления в парламент страны. Законопроект гласил, что правительство отказывается от некоторых существующих иммиграционных требований с целью сделать возможным въезд в Великобританию не сопровождаемых взрослыми детей от младенческого возраста до 17 лет.
Публично ни о каких ограничениях числа беженцев никогда не сообщалось, хотя первоначально планировалось ввезти в страну 5000 детей. Однако, когда министерство по делам колоний отклонило просьбу о разрешении на въезд 10 тысяч беженцев на подконтрольную Британии территорию Палестины, планы были вынужденно пересмотрены и число планируемых к перемещению в Британию малолетних беженцев увеличили до 15 тысяч.
Накануне дебатов о беженцах в Палате общин Великобритании, 21 ноября 1938 года, министр внутренних дел сэр Сэмюэль Хор встретился с многочисленной делегацией, представлявшей различные еврейские и не еврейские сообщества, выступавшие от имени беженцев. Эти сообщества объединились в межконфессиональную организацию под названием «Движение за заботу о детях из Германии». Министр внутренних дел согласился на введение ускоренного процесса эмиграции: проездные документы должны были выдаваться на основании списков групп, а не отдельных ходатайств. Организация, в свою очередь, пообещала найти британские дома для размещения всех без исключения детей, а также заявила о готовности полностью финансировать операцию «Киндертранспорт» и дала обещание, что ни один из детей-беженцев не станет финансовым бременем для британского общества. Каждый ввозимый в страну ребенок имел денежную гарантию в размере 50 фунтов для возможности повторной эмиграции: дети должны были находиться в стране лишь временно.
Следует заметить, что еще с 1936 по 1938 годы при финансовой помощи Детского фонда спасения детей, образованного в Великобритании еще в 1919 году, с целью защиты на территории всей Европы детей, преследуемых по религиозным и политическим мотивам, в Англию удалось перевезти 471 ребенка. Кстати из перевезенных детей 55%, т.е. больше половины, были христианами и только 45% детей были еврейского происхождения. В те годы нацистский лозунг «окончательного решения еврейского вопроса» был ещё не столь категоричным требованием властей Третьего рейха.
В короткий срок организация «Движение за заботу о детях из Германии», позже известная как «Движение детей-беженцев» (RCM), при содействии Всемирного еврейского фонда помощи, направила своих представителей в Германию и Австрию для создания системы по отбору и организации и перевозки детей.
25 ноября 1938 года по Би-би-Си британцы услышали обращение своего министра внутренних дел Сэмюэля Хора с призывом взять на временное содержание еврейских детей из Германии. Жители страны немедленно отозвались на это обращение: вскоре поступило около 500 предложений, а волонтеры RCM cтали посещать потенциальные приемные дома и составлять отчёты о необходимых условиях проживания. Основное требование заключалось лишь в том, чтобы санитарное состояние дома было признано удовлетворительным, а семья - достаточно респектабельной. Кроме того, крайне важной при выборе дома была религиозная предпосылка. Требование RCM при размещении детей гласило: «Привести детей в религию, с которой они приехали в страну, и обеспечить, чтобы дети её строго соблюдали».
Одновременно в Германии стала функционировать сеть волонтеров, которые работали круглосуточно, составляя приоритетные списки детей, находившихся под наибольшей угрозой нацистов. В такие списки включали подростков, которые уже были в концлагерях или находились под угрозой ареста, а также польских подростков и детей, которым грозила депортация, а также детей, родители которых находились за чертой бедности или один из родителей находился в концлагере.
Когда юные потенциальные беженцы были выявлены и сгруппированы по спискам, их родителям или опекунам сообщалась дополнительная информация и дата отъезда. Каждому ребенку могли дать с собой лишь небольшой чемодан без каких-либо ценностей, и денежное пособие размером… не более 10 марок. Некоторые дети не имели ничего, кроме номера на груди и написанного на спине имени.
Первый «Киндертранспорт» покинул Берлин 1 декабря 1938 года и прибыл в английский порт Харвич 2 декабря со 196 детьми на борту. Большинство из них были евреями и проживали в одном из берлинских детских домов.
По требованию нацистских властей, эвакуация детей не должна была блокировать порты Германии, поэтому большинство групп детей отправлялись на поездах в Голландию, а затем по морю - в британские порты, такие, как Харвич. Из английских портов детей на поездах отправляли на лондонскую станцию «Ливерпуль-стрит», где их встречали семьи, готовые к приему малышей. Известен как минимум один случай транспортировки детей напрямую из Германии: 13 июня 1939 года судно «Европа» прибыло в Саутгемптон из немецкого порта Бремен.
Кстати, в Лондоне на станции «Ливерпуль-стрит», а также на железнодорожных станциях в Берлине, Гданьске и других городах в память об этих событиях созданы мемориалы в честь спасенных еврейских детей.
Первый поезд из Вены после сложных переговоров с Адольфом Эйхманом прибыл в Голландию 10 декабря 1938 года с шестью сотнями детей. Основная группа, состоящая из 500 детей, была отправлена в Харвич и размещена в лагере отдыха в бухте Доверкаурт, хотя еще около сотни детей временно оставались в Голландии.
Между 1939 и 1941 годами, 160 юных беженцев, оставшихся без приемных семей, были отправлены в Школу Уттингема в Восточном Лотиане (Шотландия). Эта школа располагалась на территории имения покойного премьер-министра Великобритании Артура Бальфура, убежденного сиониста, автора знаменитой Декларации Бальфура, в которой утверждалась поддержка со стороны Англии идеи создания в Палестине еврейского национального дома.
Существовали и другие организации, привозившие детей из Германии в Англию и заботившиеся об их размещении и поддержке. Крупнейшей из них была Югенд-Алия, созданная еще в 1933 году, чтобы готовить еврейскую молодежь к жизни в Палестине.
Важную роль в создании хостелов в Юго-Западной Англии, где тоже были размещены дети «Киндертранспорта», сыграли члены еврейского молодежного движения «Хабоним». С их помощью хостелы были переоборудованы в центры по изучению религиозных и светских предметов и достаточно приспособлены для проживания детей. Около 120 детей выросло в годы войны в хостелах Эксмоута, Давлише и Тинмута.
Известно, что последний, уже нерегулярный паром SSBodegraven с 80 детьми на борту покинул голландский порт Ижмуиден под пулеметным огнем фашистской авиации 14 мая 1940 года, в день капитуляции голландской армии. Подвергаясь череде серьезных опасностей, судну удалось благополучно ошвартоваться в Ливерпуле.
Таким образом, операция под названием «Киндертранспорт» по спасению обреченных на уничтожение еврейских детей из нацистской Германии и Австрии состоялась за 9 месяцев до начала Второй мировой войны. В марте 1939 года, после вторжения немцев в Чехословакию, была спешно организована транспортировка детей из Праги, а в феврале и августе поезда в основном шли из Польши.
В результате операции «Киндертранспорт» Великобритания приняла почти 10000 юных беженцев. Интересно отметить, что регистрационные записи о каждом ребенке, прибывшем тогда в Великобританию, сохраняются в её архивах по сей день. Большинство детей пережило войну, но лишь очень немногие воссоединились с родителями, так как зачастую эти дети были единственными оставшимися в живых из своих семей, уничтоженных в Холокосте.
После окончания войны несколько тысяч детей-беженцев остались в Великобритании и, повзрослев, внесли значительный вклад в развитие британских вооруженных сил, промышленности, торговли, образования, науки и искусства, в защиту и процветание приютившей, а точнее - спасшей их страны. Четверо из спасенных еврейских детей стали лауреатами Нобелевской премии.
Нельзя не отметить значимую роль организаторов операции по спасению детей «Киндертранспорт»:
- Николас Уинтон – в то время 29 – летний британский биржевой маклер. Специально отправился в Прагу, где основал организацию, целью которой была помощь еврейским детям из Чехословакии, разлученным со своими родителями. Уинтон помог въехать в Великобританию и нашел приемные дома 669 детям. В этой работе ему помогала его мать.
- Уилфрид Израэль (1899 – 1943), возможно, был ключевой фигурой в спасении евреев из Германии и оккупированной Европы. Он смог через знакомого агента предупредить британское правительство о предстоящей «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года. Он же непосредственно вел переговоры с британским правительством, сообщая ему о действительной готовности еврейских родителей временно расстаться со своими детьми.
- Гертруда Висмюллер – Мейер, известная как «тётя Труус». С ноября 1938 года несколько раз выезжала в Вену и, благодаря своей настойчивости, добилась личной встречи с Адольфом Эйхманом, тогдашним руководителем нацистского «Центрального управления по еврейской эмиграции», от которого получила разрешение на вывоз из Германии 600 еврейских детей при непременном условии их вывоза в течение 5 дней.
Были запрещены проводы детей родителями. Несмотря ни на что, первый транспорт 11 декабря 1938 года доставил детей транзитом через Голландию в Великобританию. Всего Гертруда Висмюллер-Мейер приняла участие
в организации 74 транспортов по спасению еврейских детей. Во время войны она участвовала в организации помощи людям, чья жизнь была под угрозой на оккупированных нацистами территориях.
За свой подвиг она стала кавалером нидерландского Ордена Оранье – Нассау, ей было присуждено звание Праведника народов мира в Израиле, она стала почетным гражданином Амстердама. Во многих городах и селах Нидерландов её именем названы улицы.
- Раввин Соломон Шонфельд, помог отправить из Вены в Англию около 300 еврейских детей из ортодоксальных семей, предоставив британскому правительству личные финансовые гарантии.
- Кете Розенхайм, активно участвовала в деятельности «Благотворительного общества евреев Германии» и организации «Киндертранспорта». Несколько раз сопровождала транспорта с детьми в Великобританию, а в 1941 году ей с матерью удалось бежать из Германии в США, где после войны она работала в органах социального обеспечения.
Перечисляя славные имена этих самоотверженных людей, не могу не напомнить читателю имя ещё одного человека, посвятившего свою жизнь еврейским детям, хотя к операции «Киндертранспорт» он отношения не имел. Это польский детский писатель и педагог Януш Корчак, настоящее имя которого - Генрик Гольдшмидт. С 1911 года он возглавлял в Варшаве Дом сирот, который до конца своей жизни считал своим собственным домом, а своих воспитанников – своими детьми.
По свидетельству очевидцев, при депортации еврейских детей дома Корчака в концлагерь Треблинка, дети шли организованной колонной по четыре человека и несли зеленое знамя своего Дома сирот – со щитом Давида и пели. Возглавлял шествие их любимый воспитатель и самый близкий в жизни человек Януш Корчак, держа на руках ничего не подозревающих двух самых маленьких детей.
Этот марш детей по платформе к вагонам, увозившим их на неминуемую смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросившее вызов фашизму. Даже наблюдавшая за порядком вспомогательная полиция встала по стойке смирно и отдала им честь.
А спустя несколько дней в концлагере Треблинка Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру.
Эта страшная участь грозила и 10 тысячам еврейских детей Германии, Австрии, Чехословакии и Польши, которых спасли организаторы гуманитарной акции «Киндертранспорт».
------
Фотографии с сайта Kindertransport
Комментарии
Kindertransport
Спасибо, это замечательная статья, которая делает честь журналу "Чайка". Было бы хорошо, если бы каждый из читателей разослал эту ссылку возможно большему числу своих корреспондентов. И только один упрек автору - конечно, было бы любопытно знать, кто из вывезенных стал впоследствии Нобелевским лауреатом
Добавить комментарий