После ошеломительного успеха на Атлантике легендарного лайнера” Куин Мэри” (см. “Чайка” от 24 января 2020 г) прошло немного времени и на стапелях верфи в Клайдбэнке уже возвышался корпус нового гиганта. С введением его в строй компания” Кунард Лайн” должна была выполнить задачу, поставленную еще в 1926 году: обеспечить еженедельные рейсы через Атлантический океан двумя большими лайнерами.
На строительство второго исполина британское правительство отпустило изрядную сумму - 5 миллионов фунтов стерлингов, так что фирма "Джон Браун", не испытывая финансовых затруднений, быстро завершила корпусные работы, и 27 сентября 1938 года пароход был спущен на воду. Он получил имя другой английской королевы – “Куин Элизабет”. Судно предполагалось вывести на трансатлантическую линию в 1940 году - в столетний юбилей компании "Кунард Лайн".
До появления в 1960-х годах супертанкеров “Куин Элизабет” была не только крупнейшим пассажирским лайнером, но и самым большим судном мирового флота. Она имела 14 палуб, из которых четыре: спортивная, солнечная, шлюпочная и прогулочная - располагались в надстройке. На шести верхних палубах размещались все пассажирские каюты и большинство помещений общественного назначения. Палубы соединялись между собой 35 лифтами.
Пассажирские помещения делились на три класса: первый, каютный и туристский. Лайнер украшали произведения лучших художников и архитекторов. Пассажиры могли любоваться гипсовыми и бронзовыми скульптурами, картинами, отлично выполненной резьбой по дереву, мозаикой, гобеленами.
Когда представителей компании спрашивали, зачем им потребовалось создавать на "королевах" такую роскошь, они отвечали, что эти суммы составляют ничтожную долю: каких-то пять процентов от строительной стоимости, зато это привлекает пассажиров.
Но сам комфорт еще не делает путешествие интересным. Не менее важно суметь развлечь пассажиров, которые на несколько дней выбиты из привычного ритма жизни. Как решается эта проблема на огромном лайнере, где пассажир иногда теряется, чувствуя себя провинциалом, попавшим в незнакомый столичный город?
Начнем с наиболее беспокойной части пассажиров - с детей. Для них на лайнере предусмотрели детские комнаты с прекрасными картинами на сказочные сюжеты, разнообразными играми и игрушками. Там были и сказочные домики, и настоящие кораблики, куклы и мишки, так что малыши, попав в это волшебное царство, мгновенно забывали своих мам и пап, не мешая им наслаждаться путешествием.
Чем же занимались взрослые на “Куин Элизабет”? Любители продолжительных прогулок поднимались на лифте на спортивную палубу. Восемь кругов по этой палубе — это уже почти 2 км. Двадцать четыре круга - и пассажир может идти в ресторан, уверенный, что на отсутствие аппетита ему жаловаться не придется. Были предусмотрены места и для любителей совершать прогулки в обществе своих четвероногих друзей.
На лайнере была оборудована специальная палуба с тремя теннисными кортами, площадками для игр в гольф и крикет. Имелись и закрытые спортивные помещения: в трех гимнастических залах можно было заниматься боксом, фехтованием, играми в мяч. Там стояли различные снаряды, позволяющие укрепить мускулатуру и сбавить лишний вес: механические лошадки и верблюды, велосипеды, виброкресла, гребные станки и т. д.
На лайнере было оборудовано два плавательных бассейна с вышкой для прыжков в воду, отделанные так, что они производили впечатление залитых солнцем пляжей с золотым песком. Рядом с бассейнами - турецкие бани. Работали два кинотеатра, четыре джаз-оркестра...
Такова была “Куин Элизабет” - вторая "королева" компании "Кунард Лайн” Стар". Ее проектировали и строили в самый разгар битвы за Голубую ленту, в период наивысшего расцвета пассажирского судоходства на Северной Атлантике. Однако оценить достоинства этого лайнера пассажиры смогли лишь через восемь лет после завершения постройки: шел 1940 год, и Европа уже была охвачена пожаром Второй мировой войны.
На верфи компании "Джон Браун", лихорадочными темпами завершалось строительство гигантского лайнера. До окончания всех работ оставалось совсем немного времени, когда над Англией нависла серьезная угроза прямого нападения. Естественно было предположить, что гитлеровцы предпримут все усилия, чтобы уничтожить “Куин Элизабет”, который, как мы знаем, являлся самым крупным в мире судном и оставался таковым не только всю войну, но и в течение последующих 20 лет.
Нужно было как-то вывести "королеву" из-под удара. Военно-морское ведомство Англии начало распускать слухи, что для завершения работ лайнер будет направлен в Саутгемптон, где и вправду в экстренном порядке специально для “Куин Элизабет” сооружали сухой док, так что у немцев не было сомнений в подлинности этой информации. Чтобы не подвергать лайнер превратностям судьбы, швартовные испытания провели в крошечном бассейне, длина которого едва превосходила длину судна.
Далее последовала новая дезинформация: “Куин Элизабет” идет на испытания шлюпочного вооружения в Гринок. Даже капитан не знал истинной цели рейса, хотя, конечно, он подозревал о намерениях своего правительства. Впрочем, аналогичные подозрения возникли и у 400 членов экипажа, и они отказались участвовать в этом "пробном рейсе" и потребовали повышения зарплаты. Посовещавшись, владельцы лайнера согласились удовлетворить требования моряков, а 20 членам экипажа разрешили покинуть судно, взяв с них клятву о неразглашении тайны. А тайна была очень простой: обманув бдительность германских подводных лодок, пересечь Атлантический океан, прийти в Нью-Йорк и там, находясь в безопасности, ждать дальнейших распоряжений.
По реке Клайд лайнер шел под прикрытием самолетов. После выхода из Гринока его эскортировали четыре эсминца, а затем “Куин Элизабет” развила полную скорость, эсминцы отстали, и "королева" в гордом одиночестве начала свой опасный рейс. Плавание протекало на редкость спокойно, по пути не встретилось ни одного неприятельского корабля, и ранним утром 7 марта 1940 года лайнер вошел в нью-йоркский порт.
Узнав о свершившемся, германские средства массовой информации постарались представить позицию английского правительства в самом неприглядном свете: мол, судя по этому побегу, англичане не очень-то уверены в своей победе. А в американских газетах появились карикатурные изображения огромного лайнера с подписью: "Теперь, наверное, англичане переправят через океан Вестминстерское аббатство".
Как бы то ни было, но в Нью-Йорке "Куин Элизабет" была в полной безопасности. Расположившись рядом с "Куин Мэри" и "Нормандией", она ждала распоряжений.
В январе 1942 года после долгих переговоров между Черчиллем и Рузвельтом было достигнуто соглашение об отправке 30 тысяч американских военнослужащих в Северную Ирландию. Транспортов не хватало, и поэтому встал вопрос об использовании для этой цели “Куин Мэри” и “Куин Элизабет”. Иными словами, каждый лайнер должен был принять на борт 15 тысяч человек.
Подобного мировая практика еще не знала. Капитаны отказывались брать на себя такую ответственность, так как это не только и не столько ухудшало мореходные качества судов, но неизмеримо увеличивало опасность атаки со стороны противника. Ведь ради столь богатой добычи, какой являются два крупнейших в мире лайнера или транспорта (дело не в названии) и 30-тысячная армия, гитлеровцы наверняка не пожалели бы ни сил, ни средств, тем более что в 1942 году численность германских подводных лодок, пиратствовавших в водах Атлантики, значительно возросла. Но протесты капитанов ни к чему не привели.
Потребовалось кардинальное переоборудование лайнеров. Теперь подвесными койками заняли все подходящие и неподходящие помещения, включая салоны, плавательные бассейны, бары и т. д. Расстояние между койками по высоте было таким, что люди с трудом протискивались на свое спальное место между соседями сверху и снизу.
Можно себе представить, во что превратилась бы жизнь на лайнере, если бы каждый из 15 тысяч пассажиров волен был гулять, где ему заблагорассудится. Но организаторы этих суперрейсов продумали проблему во всех деталях. Каждый военнослужащий, прежде чем подняться на борт, получал посадочный жетон красного, белого или синего цвета. Лайнер соответствующим образом был разделен на три зоны: красную, белую и синюю. И под угрозой жестких дисциплинарных кар пассажир не имел права заходить в чужую зону.
Столь же продуманно решались вопросы питания. Солдаты и офицеры принимали пищу в центральном ресторане в несколько смен - по 2000 человек в смену. Ежедневно на лайнере приготовляли 30 тысяч порций еды. Каждый пассажир приходил на очередной прием пищи со своей тарелкой, ложкой и вилкой, а после еды самостоятельно мыл свою посуду в специально оборудованном помещении.
Обе "королевы" доставили на театры военных действий 70% всего американского контингента военнослужащих, а после войны возвратили домой 95% солдат и офицеров. Летом 1944 года "Куин Элизабет" поставила мировой рекорд, но не по скорости пересечения Атлантики, а по количеству людей, принятых на борт судна: 15200 человек. Только в 1946 году, после доставки на родину очередной партии демобилизованных американцев, "Куин Элизабет" встала на ремонт.
Многие недоумевают, как двум самым крупным в мире лайнерам "Куин Мэри" и "Куин Элизабет" удалось в течение всей войны избежать атаки подводных лодок и самолетов противника. Ведь за потопление одного из этих лайнеров фюрер обещал железный крест с дубовыми листьями и звание национального героя.
Дело в том, что маршруты "королев" каждый раз очень тщательно продумывались. Лайнеры никогда не сопровождали через океан военные корабли, даже если на борту находились сверхважные персоны, например сам Уинстон Черчилль.
Наиболее опасные районы, прилегающие к нью-йоркскому порту, и подходы к Ирландскому побережью, где в Первую мировую войну погиб замечательный трансатлантический лайнер "Лузитания" (см. «Чайка” от 17 ноября 2020 г), усиленно патрулировались охотниками за подводными лодками. Здесь же лайнеры прикрывались авиацией, так что шансы на удачную атаку - как из-под воды, так и с воздуха - сводились к минимуму.
Но даже если бы подводная лодка и выследила лайнер, вероятность торпедирования была близкой к нулю, так как эти суда имели очень высокую скорость и, кроме того, они непрерывно меняли курс, выполняя так называемые противолодочные зигзаги. Поэтому гитлеровцы не спешили заслужить обещанные фюрером награды и предпочитали топить тихоходные транспортные суда с дорогими грузами.
После войны "Куин Элизабет" несколько лет успешно работала на трансатлантической линии, однако с появлением воздушных лайнеров, способных пересечь Атлантику не за несколько суток, а за 10 часов, всем стало ясно что эра кораблей – трансатлантиков ушла в безвозвратное прошлое. Компания предприняла попытку приспособить "Куин Элизабет" к круизам, и в 1966 году "королева" вернулась на верфь в Клайдбэнке, откуда она тайком бежала за океан в начале Второй мировой войны. Капитальный ремонт судна обошелся в три миллиона фунтов, но и это отчаянное усилие не спасло "королев". В условиях жестокой конкуренции с другими судами и воздушным транспортом огромные лайнеры теряли все больше пассажиров, опустошая кассу компании. Только за шесть месяцев 1967 года убытки Кунарда составили более двух миллионов фунтов, из которых на “Куин Мэри” приходилось 750 тысяч, на “Куин Элизабет” - 500 тысяч.
Грустную картину представляли собой “Куин Мэри” и “Куин Элизабет”. Внешне такие же прекрасные и величественные, они катастрофически устарели и морально, и физически, превратясь в "летучих голландцев" - корабли без людей. Можно было подолгу ходить по роскошным салонам, огромным палубам, не встретив ни одного пассажира. Всем было ясно, что дни "королев" сочтены.
Как мы уже рассказывали в уже упомянутом очерке, “Куин Мэри” превратилась в корабль – музей, корабль – отель, поставленный на вечную стоянку у берегов Калифорнии, но совсем иначе сложилась судьба “Куин Элизабет”. 4 ноября 1968 года она завершила свой последний рейс. Перед тем как лайнер был выставлен на продажу, его посетила королева Елизавета, которая 30 лет назад участвовала в церемонии спуска знаменитого трансатлантика на воду. По поводу этого парохода было сделано более 100 запросов и, по меньшей мере, пять-шесть серьезных предложений.
Поскольку незадолго перед выводом из эксплуатации "Кунард Лайн" произвела большой ремонт лайнера, компания запросила за него очень высокую сумму и был продан одной американской компании за 7 миллионов 750 тысяч долларов. Новые владельцы предполагали поставить “Куин Элизабет” на прикол в фешенебельном курортном центре Эверглейдс, оборудовать на ней роскошные рестораны, бары, игорные залы. С лайнера сняли гребные винты и перелили их на сувениры. На модернизацию "королевы" ушли такие деньги, что компания не смогла вернуть Кунарду долг 6 миллионов долларов, и старые владельцы забрали свое судно обратно.
Некоторое время "Кунард Лайн" демонстрировала “Куин Элизабет” многочисленным туристам, но доходы от посетителей не компенсировали те 200 тысяч долларов, которые еженедельно уходили на содержание судна. В июне 1969 года компания снова объявила о продаже “Куин Элизабет”. Деловой мир был несказанно удивлен, когда стало известно, что лайнер снова купила та самая американская компания, которая однажды обожглась на своем приобретении. И повторилась старая история. Компания "Куин Лимитед", как она себя стала именовать, уплатив за покупку 8,6 миллионов долларов, снова разорилась, задолжав кредиторам 12 миллионов долларов.
“Куин Элизабет”, как и прочее имущество обанкротившейся компании, пошла с молотка. Наибольшую сумму на аукционе предложил за "королеву" некий мистер Танг из Гонконга - 3,1 миллиона долларов*. Бывший трансатлантик получил новое имя «Seawise University» и отправился в Гонконг, где простоял около года. Ежедневно на лайнере трудилось 1200 рабочих, которые переоборудовали его в восточном стиле. Уже была объявлена дата первого рейса, когда 9 января 1972 года во время обеденного перерыва на судне начался пожар, причину которого так и не удалось установить.
Вот как описывает начало пожара некий Джон Хадсон, английский путешественник, который на своей яхте зашел в порт Гонконг и стал случайным свидетелем этой трагедии: "Наше внимание привлек дым, вырвавшийся из почти всех иллюминаторов с одного борта от кормы до носа… Струи дыма, вырвавшиеся из иллюминаторов, превратились в бушующий ад, охвативший надстройку, что вызвало образование огромного облако дыма».
На борьбу с огнем были брошены все пожарные катера и вертолеты. Сто с лишним стволов подавали воду, и с “Куин Элизабет” произошло то же, что и с Нормандией (см. «Чайка» 7 января 2021 г). От обилия воды судно накренилось на 17°. Дали команду прекратить подачу воды. К тому времени пламя уничтожило все надстройки. Послышались взрывы - видимо, огонь дошел до топливных танков. А утром 10 января собравшиеся увидели, что великолепный лайнер лежит на грунте с креном 80°. Находившихся на лайнере 200 рабочих и членов экипажа спасли пожарные суда и вертолеты. Во время спасательной операции десять человек получили ранения, а один пропал без вести.
Газета “Тайм“ писала: “На следующий день верхние палубы обрушились, массивный стальной корпус прогнулся, как мокрый картон, и корабль, все еще объятый пламенем, опрокинулся. Королева скончалась”
Разные предположения высказывают по поводу пожара на “Куин Элизабет”. Некоторые и по сей день думают, что это был диверсионный акт со стороны конкурентов, но скорее всего пожар возник из-за неосторожного ведения сварочных работ. "Королева" пошла на переплав.
Так закончилась жизнь одного из самых выдающихся трансатлантиков, крупнейшего в мире пассажирского лайнера, шедевра судостроения. Ну а как же мистер Танг из Гонконга? Ничего страшного! Покупка была предварительно застрахована на восемь миллионов долларов, так что в деловом мире вряд ли бы кто удивился, если бы стало известно, что никто другой, как сам мистер Танг, организовал поджог. Ведь уплатил он за лайнер, как мы помним, всего три миллиона...
Прежде чем разобрать останки лайнера на металлолом, на борту полузатопленного судна был снят один из фильмов про Джемса Бонда, а среди покупателей металлолома погибшего корабля была компания “Паркер” – известный на весь мир производитель авторучек. Из металла “Куин Элизабет” было изготовлено 5000 авторучек, которые были уложены в красивые, подарочные футляры и продавались по заоблачным ценам.
В 2010 г для компании “Кунард Лайн” был построен роскошный круизный лайнер, который в память о погибшей “королеве” получил имя “Куин Элизабет 2”. Новый плавучий дворец совершает круизы по всему миру, и уже объявлены увлекательные рейсы на 2021 и 2022 годы. Память о великом трансатлантическом лайнере продолжает жить.
Добавить комментарий