За прошедшие лет пять-шесть русскоязычный Фэйсбук разительно переменился. «Русский мир» – я имею в виду как россиян, так и русское зарубежье – никогда не был монолитным. Начиная со знаменитого разделения на западников и славянофилов, русские интеллектуалы всегда были расколоты на противоборствующие фракции и конфликтовали друг с другом. Но то, что происходит сейчас, побивает все рекорды.
Куда ни глянь – везде национал-предатели, крымнашисты, рашисты, коммуно-фашисты, пятая колонна, палата №6, либерасты, ватники, дерьмократы, америкосы, православнутые, гейропейцы, соросята, кремляди и пропагандоны. Список этого язвительного и откровенно издевательского словотворчества можно продолжать, кажется, до бесконечности.
В Фэйсбуке сторонники различных идейных фронтов обрушиваются на своих противников с нецензурными – или, как сейчас говорят в России, «обсценными» – тирадами. Мат льется мутной и бурной рекой. Подписчики «банят» друг друга, желая общаться только с единомышленниками и не вынося малейшего отступления от ортодоксии.
Идеологические споры разрушают до основания многолетнюю дружбу и разбивают семейные пары. Недавно мне попался на глаза пост, в котором жарко обсуждали решение одной дамы, бросившей мужа из-за разногласий по украинскому вопросу.
Бедную женщину, измученную разводом и депрессией, безоговорочно поддержали. Мол, нечего делить постель с мужиком, который против Майдана да еще и приветствует Лугандонию. Обычно я в такие дискуссии не лезу, но тут не выдержал. Написал про пережитки тоталитарного сознания и про любовь, которая сильнее идеологии. Господи, какая уж тут любовь!..
Вспоминаю повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый» и снятый по ней одноименный фильм Григория Чухрая. В центре сюжета – стрелок отряда красноармейцев Марютка, на боевом счету у которой сорок белогвардейцев, и взятый в плен белый офицер, поручик Говоруха-Отрок. Вот как описывает драматическую развязку фильма Википедия:
«Действие происходит в годы Гражданской войны...Красноармейцы пытаются [прорваться] к своим, [но] гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и...влюбляются друг в друга. Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Мария, которой был дан приказ не сдавать поручика живым, стреляет своему любимому в спину».
Что ж, очень напоминает нынешние времена, хотя мне все же казалось, что Гражданская война в России давно закончилась.
Знакомые американцы рассказывали мне, что в Америке подобная ситуация была во время Вьетнама. Война расколола людей на два непримиримых лагеря. И линия фронта проходила прямо по семьям.
Я этого не застал, зато хорошо помню другую войну – в Ираке. Американское руководство усвоило уроки Вьетнама, но – как это обычно случается – по-своему. Вместо того, чтобы избегать незаконных вторжений в чужие страны, американский истэблишмент предпринял все, чтобы промыть людям мозги и контролировать их поведение во время очередной бойни.
Накануне захвата Ирака 70% американского населения было за войну. Интеллигенция выступала против, но голоса оппозиционеров были искусно подавлены. По телеку пели панегирики армии-освободительнице. Франция посмела выступить против войны, и американцы в праведном гневе переименовали «французскую картошку» в «картошку свободы» – по всей видимости, свободы от пагубных иноземных влияний.
Приличных людей – а в университете, где я преподаю, таковых оказалось большинство – тошнило от этого безудержного разлива агрессии и маразма. Чейни называли гестаповцем. Одна моя коллега уверяла, что всех республиканцев нужно перестрелять.
И все же, эти непримиримые чувства не распространялись на друзей, не говоря уж о семьях. Между собой у американцев не принято говорить о политике или религии, поскольку подобные темы могут привести к спору и конфликтам.
Атмосфера в Америке снова заметно накалилась во время недавнего президентства Дональда Трампа. Страна в который уже раз разделилась на две непримиримые партии. А Трамп, как заядлый нарцисс, который заботится только о себе любимом, всячески нагнетал и подогревал воинственные настроения как своих сторонников, так и противников.
Если бы Трамп читал книги по философии, то ему пришлось бы по душе знаменитое высказывание французского философа Жан-Поль Сартра, гласящее, что «ад – это другие люди». Поистине идеальная формула для прожженого эгоизма и тоталитарного отношения к ближнему.
А вот еще одна цитата противоположной направленности, на этот раз российского философа и культуролога Григория Померанца. Она изрядно заезжена, но от этого не потеряла своей актуальности и силы: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».
Вот именно! Ведь другие люди-то – это собратья по разуму, и терпимость к их взглядам (или как сейчас модно говорить в России, толерантность) является признаком цивилизованности и приличного поведения.
В одной из песен Булат Окуджава призывал нас друг другом восхищаться и отпускать комплименты. Боюсь, что призывы эти тщетны, но если уж не получается жить дружно, то давайте хотя бы перестанем издеваться друг над другом. Будем выражаться благопристойно и отринем то, что в Америке справедливо квалифицируют как «языковое насилие».
Комментарии
О толерантности
“А Трамп, как заядлый нарцисс, который заботится только о себе любимом, всячески нагнетал и подогревал воинственные настроения как своих сторонников, так и противников”.
Хорошо бы, милейший, самому придерживаться провозглашаемых Вами принципов терпимости. Приведённая фраза из Вашей же заметки навряд ли может служить образцом толерантности.
Кстати, только от Вас я узнал, что «приличных людей» тошнило во время войны в Ираке. Война, вообще-то, дело незавидное. Да только взгляните в зеркало - неужели видите там «приличного толерантного человека»?
Между тем, призыв к терпимости поддерживаю. «Давайте будем жить, друг другу потакая», как предлагал Булат. Вот только не нахожу возможным применять этот призыв к либерастам.
Большинство таких "приличных
Большинство таких "приличных людей" в открытую злорадствовало террактам 11 Сентября и видело в Талибане и Саддаме Хуссейне союзников против ненавистного Запада. Именно поэтому "приличные люди" истерили когда администрация Буша попыталась решить вопрос с исламским террором.
Добавить комментарий