Подводные клады и кладоискатели. Часть 8. Немного детектива и много золота

Опубликовано: 31 мая 2023 г.
Рубрики:

Пассажирский лайнер «Лаурентик» был построен в начале ХХ века, в самый расцвет трансантлантического судоходства, когда множество судоходных компаний ожесточенно сражались между собой за лидерство на голубых трассах, соединяющих Европу с Северной Америкой, причем главными приманками для пассажиров были роскошные условия для путешествия и скорость.

Обоим требованиям вполне отвечал новый лайнер, построенный для компании «Уайт Стар» в Белфасте (Ирландия) в 1909 г. Новый пароход предназначался для работы на линии Ливерпуль – Квебек. Экипаж «Лаурентика» составлял 387 человек. На судне было оборудовано 230 спальных мест для пассажиров 1 класса, 430 мест для пассажиров второго и 1000 мест для пассажиров третьего класса - всего 1660 человек. За пять лет работы на трансатлантической линии «Лаурентик» перебросил через океан в Канаду много тысяч иммигрантов. В зимние месяцы лайнер совершал также заходы в Нью-Йорк, а также выполнял круизы в Средиземном море и в Карибском бассейне.

На втором году эксплуатации лайнер стал косвенным участником захватывающей детективной истории. Жил-был в Америке доктор Криппен. У него была жена Кора Тернер, певичка из мюзик-холла, известная в артистическом мире как Белль Элмор. Жилось им нелегко, поэтому они перебрались в Лондон, но и там им не удалось избежать материальных трудностей и поэтому им пришлось сдавать часть своей жилплощади квартирантам.

А далее случилось то, что случилось. Однажды доктор Криппен, вернувшись домой, застал свою супругу в постели с одним из постояльцев. Новоявленный Отелло подсыпал своей неверной жене сильнодействующее снотворное, а когда Кора была в бессознательном состоянии, убил ее и закопал в погребе. В полиции он заявил, что жена бросила его и уплыла в Америку, где и умерла, а сам начал открыто жить со своей любовницей Этель. Однако в полиции не поверили ему и начали задавать такие неудобные вопросы, что Криппен вместе с Этель сбежали в Бельгию, оттуда в Антверпен, где сели на пароход «Монтроуз», отплывающий в Канаду. 

Тем временем агенты из Скотленд-Ярда еще и еще раз осмотрели дом Криппена и нашли в погребе останки Коры. Инспектор Дью, возглавлявший расследование, начал интенсивные поиски беглецов. Неожиданно в Скотленд-Ярд пришла радиограмма с борта парохода «Монтроуз» от капитана этого судна Генри Кендолла следующего содержания: "У меня серьезное подозрение, что Криппен, лондонский убийца, и его помощница находятся среди пассажиров первого класса. Криппен сбрил усы и отпустил бороду. Его подруга одета мальчиком, но судя по манерам и фигуре, это, несомненно, девушка». 

У детективов была одна задача: обогнать преступников и прибыть в Канаду до прихода туда парохода «Монтроуз». И, естественно, выбор пал на быстроходный лайнер «Лаурентик». Несмотря на то, что «Монтроуз» имел трое суток форы, «Лаурентик» полностью оправдал свою репутацию трансатлантического скорохода и прибыл в Квебек на трое суток раньше.

Ну а далее все прошло очень гладко: когда «Монтроуз» подходил к порту, инспектор Дью на лоцманском катере подошел к лайнеру и представился как лоцман. На встречу псевдо-лоцмана капитан пригласил Криппена. Когда Дью поднялся на борт лайнера, он снял лоцманскую фуражку и сказал: «Доброе утро, мистер Криппен, вы меня не узнаете? Я инспектор Дью из Скотленд-Ярда. Немного помедлив, Криппен ответил: «Слава Богу, наконец, это кончилось. Я больше не могу жить в таком подвешенном состоянии» и протянул кисти рук.

Беглеца заковали в наручники и вместе с подругой доставили в Лондон. Состоялся суд, на котором Криппена приговорили к повешению, а Этель была оправдана как не соучастница преступления. Газеты того времени писали, что это был самый сенсационный арест преступника за весь век. Эта криминальная история в свое время взволновала умы миллионов людей по обе стороны Атлантики и, естественно, в немалой степени способствовала росту популярности лайнера «Лаурентик».

Во время Первой мировой войны «Лаурентик» несколько месяцев поработал в качестве десантного корабля, а потом в течение двух лет выполнял функцию вооруженного транспортного судна в Западной Африке, Бенгальском заливе и на Дальнем Востоке. 

25 января 1917 года у берегов Северной Ирландии произошла трагедия. В тот день английский корабль «Лаурентик» направлялся в канадский порт Галифакс. Он вёз более трёх тысяч слитков золота в качестве платы Канаде за военные поставки. По тем временам стоимость этих слитков составляла 5 миллионов фунтов стерлингов. 

Пароход должен был идти в сопровождении эсминца, но капитан Реджиналд Нортон отказался от сопровождения. На выходе из залива Лох-Сулли «Лаурентик» наскочил на немецкую мину, подорвался и быстро затонул вместе с половиной людей, находившихся на борту, и своим золотым грузом.

Спасшийся капитан Нортон в своем рапорте писал: “Насколько мне известно, все моряки и пассажиры благополучно сели в шлюпки. После взрыва не было паники. Офицеры и матросы вели себя в лучших традициях военных моряков. Многие погибли из-за переохлаждения. Моя шлюпка была почти полностью затоплена, когда нас подобрал наутро рыболовный траулер, но на шлюпке все выжили. На другой шлюпке, которую подобрали в 3 часа дня, было пять выживших и пятнадцать окоченевших трупов. Они находились в условиях пронизывающего холода более 20 часов».

Затем была обнаружена еще одна шлюпка, в которой находилось 17 человек, погибших от переохлаждения. Всего погибло 354 человека. В порту Дерри, куда доставили спасенных, каждому выдали по 10 шиллингов и по пачке сигарет…

В течение нескольких недель море выбрасывало на берег трупы моряков с «Лаурентика». Большую группу покойных похоронили в братской могиле. В нескольких городах Англии установлены памятники жертвам этой трагедии. 

Не было ещё в долгой истории мореплавания случая, чтобы с погибшим кораблём уходило на морское дно столько золота — сорок три тонны! К счастью, корабль затонул на глубине около 40 метров. От поверхности воды до палубы «Лаурентика» было и того меньше — всего 18 метров. Лайнер лежал на дне, накренившись на левый борт на 60 градусов.

Спасательные работы начались почти сразу же после гибели корабля. Руководить подъёмом золота английское правительство поручило опытному водолазу Гайбону Дамэнту, прославившемуся своими рекордными спусками на большие глубины.

Всё обещало быстрый успех. В действительности же спасение золота «Лаурентика» оказалось делом чрезвычайно сложным и опасным. С большим трудом водолазы пробились (да и то лишь при помощи взрывчатки) в бронированную кладовую, туда, где хранились вожделенные слитки. Каждый слиток весил 64 килограмма, поднимать их было крайне тяжело, особенно из-за сильного крена корпуса. Тем не менее, за два дня удалось поднять первые четыре слитка стоимостью по 8000 фунтов стерлингов, но после подъема четвертого слитка из-за непогоды работы пришлось приостановить. Когда же спустя неделю спасатели вернулись к «Лаурентику», то не поверили своим ощущениям: кладовая оказалась… совершенно пустой. Напрасно водолазы шарили руками в кромешной тьме, проверяя на ощупь каждый уголок хранилища. Золото исчезло, испарилось, как будто его и не было вовсе.

Как выяснилось, под ударами бушевавшего моря, корпус судна сильно деформировался, швы на нём разошлись, слитки золота провалились в трюм и там перемешались с различными обломками, песком, илом и камнями. Пришлось снова пустить в ход взрывчатку. Песчаные наносы водолазы размывали струями воды, подаваемой сверху по шлангам. Корпус корабля пришлось разрезать на куски вдоль и поперёк.

Работа была крайне тяжелой, и к тому же опасной, потому что в это время минные тральщики взрывали мины, поставленные германскими кораблями. Одна из мин была взорвана на расстоянии всего 2-х миль от останков «Лаурентика». Другая мина, которая взорвалась на расстоянии 6 миль, нанесла серьезный удар одному из водолазов.  

К 1924 году, за семь лет напряжённого труда, удалось разыскать и поднять на поверхность 2186 золотых слитков. Пять тысяч раз водолазам пришлось опускаться за ними на морское дно. И все же 25 слитков море так и не вернуло. 

В 1930 годы были предприняты новые попытки поднять оставшиеся на дне слитки. Этим неблагодарным делом занялась частная британская компания. Ценой невероятных усилий ей удалось выловить еще три слитка. Затем уже в 1950 годы сюда пришли новые искатели удачи. Они прорыли канал длиной 12 и шириной 5,5 м, но ничего не нашли. Последующие попытки были предприняты в 1960 и даже в 1980 годы, но и они оказались безрезультатными. Тем не менее на сегодняшний день операции по подъему золота «Лаурентика» считаются самыми успешными за всю историю подводного кладоискательства.

Интересно отметить, что во время работ по подъему слитков водолазы нашли и подняли два колокола «Лаурентика». В 1924 г один из этих колоколов был подарен церкви в ирландском городишке Портсалон, откуда отправлялось судно с водолазами на поиски затонувших сокровищ «Лаурентика». Этот колокол висит в церкви по сей день. Второй колокол собираются демонстрировать в одном из ирландских морских музеев. 

В 2007 г группа водолазов подняла из воды одну из пушек «Лаурентика». Сегодня она стоит на пирсе в ирландском городке Доунингс. 

25 января 21017 Британское историческое общество провело торжественную церемонию, посвященную столетию гибели лайнера «Лаурентик». К месту трагедии направился пароход «Сэмюел Беккет», на борту которого были родственники членов экипажа и пассажиров лайнера. По старой морской традиции, на том месте, где затонул пароход, в воду был опущен венок. Память о погибшем пароходе продолжает жить…

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки