Эпос Советской России. Фильмы Глеба Панфилова

Опубликовано: 6 июня 2024 г.
Рубрики:

 Глеб Анатольевич Панфилов - режиссёр театра и кино, сценарист и создатель фильмов «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Тема», «Валентина», «Васса». Снятые, казалось, независимо друг от друга, они составили вместе цельную картину жизни страны и народа, стали первым и, как мне кажется, единственным художественным эпосом Советской России.

Он открывается фильмом «В огне брода нет» - первой песней этого эпоса. Здесь завязка всей грядущей трагической истории страны. Чуждая мысль, чужая власть, захватившие страну, поработили, извратили, ожесточили сознание народа, вовлекли в братоубийственную гражданскую войну - огонь, в котором брода нет. Таланты, труды, нравственные подвиги народных героев не нужны. Жизнеспособные обречены на забвение, раннюю гибель и смерть.

Первый фильм Панфилова, гениальный фильм, движется сквозь ясное повествование с яростной непрерывной силой, как движется по России тот военный санитарный поезд, в котором санитаркой и художником трудится героиня фильма Таня Теткина.

Ее роль исполнила Инна Чурикова.

Инна Чурикова в роли главной героини всех других фильмов, неразрывно связывающих их в эпопею Глеба Панфилова, - олицетворение русской народной жизни, России.

Второй фильм «Начало» о нашем времени, его трудах и днях, его заботах и потерях. Тема его - воскресение, возрождение души, пробуждение лучших духовных сил человека, гражданина страны. С нажимом, с назиданием Панфилов указывает подлинное начало в строительстве государственной жизни, показывает его. Мы узнаем это место в заставке фильма: огромный портрет героини фильма в героической роли Жанны д’ Арк помещен в начале Суворовского проспекта, в конце которого Смольный - оплот государственной власти. Жизнь и судьба Жанны, война, суд и казнь на костре, сыгранные героиней фильма, фабричной девчонкой из захолустного русского городка, ясно говорят о скрытых нравственных силах народа, проявляют и пробуждают их. Жизнь Жанны, фильм в фильме - непреходящий, великий шедевр. Инна Чурикова большая актриса никогда больше не была так возвышенно прекрасна, как в роли Жанны.

Глеб Панфилов написал сценарий полного фильма «Жизнь Жанны». Сценарий был опубликован в альманахе сценариев за 1975 год, но режиссер не получил разрешения на съемку, потому фильм по нему так и не был создан. Этот сценарий - чудо поэзии.

Следующий фильм Панфилова «Прошу слова» на тему власти. Чурикова в роли городской головы, человека порядочного, несколько наивного, не очень образованного. Ее, бюрократа в пылу партийно-хозяйственного усердия, легко обманывают более предприимчивые и менее совестливые бюрократы, и она бессильна перед ними. Это комедия честной советской власти, но не невинная. В своем ригоризме наша мэрша может быть порой глупо несправедливой, неоправданно жестокой. Над ней тяготеет, наконец, вина в гибели сына.

Фильм четвертый «Тема» посвящен теме творчества, как оно живет и движется в Советской России, сервилизму и невежеству его деятелей.

Драмодел Ким Есенин приезжает за вдохновением в старинный русский город и пытается убедить себя и местную интеллигентную барышню Сашу (ее играет Инна Чурикова) в своем таланте и значимости. На деле он давно духовно мертв. Панфилов, как многие одаренные люди, умел привлечь в свои фильмы талантливых людей. Таким был постоянный художник фильмов Панфилова Марксэн Гаухман-Свердлов. В сцене на кладбище тулуп Кима Есенина и гроб покойника окрашены одним ярко-желтым цветом и по смыслу образно сближены - оба мертвы.

Фильм «Валентина» парадоксален. События фильма происходят в Сибири, самой большой суше на свете. Но пространство, где живут и действуют герои фильма, сократилось, ужалось до одного дома. Где-то есть большая жизнь, простор, воздух, свобода, а на долю героев фильма остались теснота, духота, заброшенность. Фильм о провинциальности, о неподвижности и дикости советской жизни. Сильный трагический фильм.

«Васса» Панфилова о русском капитализме, уродливом, диком, преступном. Фильм - пророчество. Созданный в 1983 году, он угадал тот омерзительный, разбойный капитализм, который сложился в России десять лет спустя. Примерка не удалась. Честный капитализм чужд России, ибо требует иного общества, мира людей свободных, полных собственного достоинства.

Так фильм за фильмом Глеб Панфилов создал полную панораму русской жизни последней четверти XX века, без пропусков и зияний изобразил дела и думы людей России. И тридцать, и сорок, и сто лет спустя по этим фильмам можно будет понять и судить русскую жизнь, как по фильмам Феллини и Терри Гиллиама - жизнь всего человечества.

Со смертью Глеба Анатольевича Панфилова Россия еще более обезлюдела.

 

Комментарии

Статья заинтриговала, вызвала желание еще раз посмотреть эти фильмы.
Единственное, утверждение автора «Честный капитализм чужд России, ибо требует иного общества, мира людей свободных, полных собственного достоинства» видится сомнительным. Чем было плохо до 1917 года? Сытая страна (невзирая на войну) с высокими темпами развития. А давать оценку дореволюционной России по произведениям Горького – всё равно, что судить о США по передовицам «Правды».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки