Олег Виноградов. Глава из готовящейся к печати книги

Опубликовано: 12 августа 2024 г.
Рубрики:

Судьба Олега Михайловича Виноградова (род. в 1937) складывалась на фоне всевозможных перемен от хрущёвской «оттепели» через брежневский «застой» к горбачевской «перестройке» и далее к разгулу мафиозных и бандитских группировок в 1990-е и новых возможностей в XXI веке.

По окончании Хореографического училища Виноградов уехал работать в Новосибирск, где балетной труппой руководил Пётр Гусев (в прошлом –премьер, участник первых балетов Ф.В. Лопухова), - образованный, умный, всегда с особым вниманием относившийся к молодым. «Встреча с Гусевым перевернула всю мою жизнь», - писал Олег Виноградов позднее. Под его руководством Виноградов поставил два первых балета - «Золушку» и «Ромео и Джульетту» Прокофьева. На премьеру в Новосибирск приехали главные критики Ленинграда и Москвы. Успех был оглушительным. Признание пришло к молодому хореографу сразу. 

Я увидела эти балеты, когда труппа приехала на гастроли в Ленинград. В «Золушке» было много неожиданных хореографических и смысловых решений. Самой интересной поэтической находкой была сцена, где Фея дарила Золушке не хрустальные башмачки, а балетные пуанты и учила ее танцевать. Фея одаривала свою крестницу приобщением к искусству балета! 

Принца танцевал уникальный Никита Долгушин. Погоню за Золушкой Виноградов поставил, как серию прыжков – «заносок» (от фр. entrechat - вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги несколько раз быстро скрещиваются). Несмотря на то, что Принц-Долгушин исполнял их, не сходя с места, создавалась иллюзия погони - бесконечного стремительного движения. 

Но главное, Виноградов услышал в музыке Прокофьева трагическую тему Рока, которую хореографы обычно игнорируют, и первым воплотил её в своём балете. В сцене, когда Фея предупреждает Золушку, что в ровно в полночь она из принцессы опять превратится в замарашку, двенадцать танцовщиков, одетых в черное, образовывали круг и, когда часы начинали бить полночь, с каждым ударом страшного, рокового музыкального предупреждения один из них замертво падал на землю. 

На балу у Принца, когда он и Золушка танцуют дуэт, в музыке вновь возникала тема времени. В тот момент, когда герои отклонялись друг от друга, между ними под бой и зловещий скрежет часового механизма проходила Фея - как маятник, как Рок, разъединяющий влюбленных. 

Впоследствии, хореограф не раз возвращался и к другому балету – «Ромео и Джульетте». Он ставил его в Ленинградском Малом театре оперы и балета (как и в Новосибирске, главную роль танцевал Долгушин), и в Universal Ballet в Сеуле. Я видела этот балет в Малом театре. Особенно запомнилась первая встреча будущих юных влюбленных. Проникнув на бал в дом Капулетти, Ромео бежит вместе с друзьями по авансцене из одной кулисы в другую, а навстречу ему бежит Джульетта с подругами. Обе компании совершенно не обращают друг на друга внимания. И только юноша и девушка вдруг останавливаются и поворачиваются друг к другу: они услышали зов судьбы.

В результате успехов Олега Виноградова в Новосибирске Ю.Н. Григорович пригласил его поставить балет в Большом театре, затем Олег некоторое время работал штатным хореографом в Кировском театре, где и поставил балет «Горянка», в котором танцевали его бывшая одноклассница Наташа Макарова и недавний выпускник Училища Михаил Барышников. Тогда мы с ним и познакомились. 

В 1973 Виноградов был назначен руководителем балета Малого театра оперы и балета. Как он сам потом говорил, это был самый счастливый период его жизни и, добавлю, жизни балетной труппы, профессиональный уровень которой хореограф заметно повысил. В театре танцевал вернувшийся в Ленинград Никита Долгушин и много талантливой молодёжи. Олег работал, окруженный вниманием лучших балетных критиков города.

В 1975 году, по его приглашению, балетмейстер и педагог Датского Королевского балета Э.М. Розен, поставила на сцене Малого театра оперы и балета свою редакцию классического балета А. Бурнонвиля «Сильфида». Виноградов добился этого с большим трудом: в партийных кругах перенос балета из репертуара зарубежных театров считалось «преклонением перед Западом».

В Малом театре оперы и балета хореограф создал два шедевра: оригинальную постановку классического балета «Тщетная предосторожность» и балет «Ярославна» на музыку Тищенко (оба балета незаслуженно выпали из репертуара). 

«Ярославну» он ставил в содружестве со знаменитым режиссером Юрием Любимовым. В основу легло «Слово о полку Игореве». В этом спектакле Виноградов нашел блестящее хореографическое решение: князь Игорь, его дружина, Ярославна – все танцевали на полупальцах. Татарское войско исполнял женский кордебалет на пуантах. 

Последняя сцена балета навсегда осталась в памяти: из-за задника, на котором были изображены мятущиеся языки пламени, а поверх них – старославянский текст «Слова…», появлялся женский кордебалет, одетый в шкуры. Музыка замолкала. Ряд за рядом кордебалет двигался к рампе. Стук пуантов по деревянной сцене воспринимался как звук лошадиных копыт: татары двигались на Русь. 

 (Случилось так, что дата премьеры «Ярославны» пришлась на следующий день после того, как Михаил Барышников попросил политического убежища в Канаде. Мы еще не знали об этом, но имя Барышникова каким-то мистическим образом возникла на премьере. Кто-то пустил странный слух, что Барышников раньше времени вернулся из зарубежных гастролей и будет на спектакле. И зрители долго вертели головами, стараясь увидеть любимого танцовщика).

В 1977 году Олегу Виноградову предложили оставить Малый театр и стать художественным руководителем Кировского балета, который к этому времени оказался в творческом тупике. Олег сопротивлялся, но ему пригрозили: если откажется, его вообще лишат возможности работать в театрах. При содействии нашего общего друга Арсена Дегена Олег выработал условия, на которых соглашался работать в Театре имени Кирова. Я их не читала, но скандал вокруг организационных действий нового худрука доходил до меня и в Америке. 

Прежде всего Виноградов занялся реорганизацией труппы. Долгие годы в театре работали пенсионеры, которых не увольняли, почти все они были или коммунистами или составляли «идеологический оплот» театра. За три года он уволил 93 человека. Естественно, в вышестоящие инстанции полетели доносы, газеты печатали возмущённые статьи, подписанные даже теми танцовщиками, которые давно не работали в театре: многие с трудом принимают нововведения. Но Виноградова это не смущало.

Я вновь встретилась с Олегом в 1986 году, когда он привёз труппу в Вашингтон, и увидела расцвет Кировского балета, которому Виноградов в начале 90-х сумел вернуть название Мариинского. Кордебалет театра, по моему мнению, не имел себе равных в мировом балете. Параллельно Олег вырастил целую плеяду молодых талантливых танцовщиков, премьеров и солистов.

В последние годы фигура Виноградова, около двадцати лет стоявшего во главе балетной труппы в конце ХХ века, постепенно окружается молчанием и легендами, не всегда доброжелательными, а его заслуги приписывают следующим руководителям. Между тем, именно Олег Михайлович Виноградов сделал очень многое для развития театра в тот радикальный момент, когда открылись двери на Запад, и вернул ему международное признание. 

Кировский театр стали чаще приглашать на зарубежные гастроли и платили больше, чем балету Большого театра, ансамблю Моисеева или «Берёзке». Гастрольные поездки балета Мариинского театра приносили государству огромные деньги – но артисты, выезжая на гастроли, получали сущие гроши, и при этом должны были тратить часть из них на подарки начальству. Чтобы свести концы с концами, на гастроли везли с собой консервы, кипятильники и электроплитки, на которых варили еду. Электроприборы включались одновременно, поэтому в гостиницах садилось напряжение и возникали скандалы (на «капустнике» в Театре Комедии пели после гастролей в Италии: «кипятильники включили – в Белом доме света нет»). 

Виноградов добился, чтобы артистам платили приличную сумму и селили в хороших гостиницах, а также, чтобы импресарио перечислял определённую сумму в фонд, из которого Виноградов доплачивал деньги кордебалету или покрывал расходы на обновление декораций. Предметом особой гордости балетмейстера было то, что он добился включения в контракты бесплатного питания и бесплатного проезда на всех видах городского транспорта для всех участников гастролей.

Виноградов проявил себя не только талантливым менеджером, он оставался и талантливым хореографом. Он следил за сохранением классического репертуара труппы и продолжал интенсивную творческую деятельность. За годы работы в обоих ленинградских театрах он поставил около 15 балетов. Наибольшее впечатление на меня произвели «Витязь в тигровой шкуре» и «Петрушка». В «Витязе» я помню невероятной красоты эротические дуэты, выразительную пластику фантастического персонажа Царевича каджей (в незабываемом исполнении Сергея Вихарева), и сцену Нестан в плену у каджей. Пластическое преображение героини в бездушное существо (в прекрасном исполнении молоденькой Татьяной Арискиной) было изобретательно поставлено как нарушение гармонии и красоты движений. Для многих танцовщиков (для Фаруха Рузиматова, Эльдара Алиева) выступление в этом балете стало творческой удачей. За эту постановку хореограф в 1987 году был награждён в Чикаго призом «Золотая танцовщица Пикассо». 

«Петрушка» Стравинского был совершенно оригинальным балетом, ничем не походившим на балет Михаила Фокина. Образ главного героя был навеян фигурой Андрея Сахарова: человека, который пытается открыть глаза людям и вернуть им свободу, убивает толпа, которую он хотел освободить….

Виноградов не только создавал свои спектакли, но и стремился расширить репертуар театра за счет западных балетов. Ещё в советское время он добился разрешения заключать договоры с зарубежными хореографами, в результате чего, в 1978 году на сцене театра появился балет Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери». 

В самом начале перестройки Виноградову удалось заключить договор на постановку трёх балетов Баланчина - «Тема с вариациями», «Шотландская симфония» и «Аполлон». В репертуаре появились балеты других иностранных хореографов, в том числе «В ночи» Джерома Роббинса, «Опавшие листья» Энтони Тюдора, концертные номера Бежара, балеты Михаила Фокина (по инициативе Андриса Лиепы). Балетмейстер одним из первых включился в процесс наведения мостов в области балета между Россией и Западом с русской стороны. В 1988 году он совершил невероятный для того времени поступок: добился разрешения «невозвращенке» Наталье Макаровой танцевать с труппой Кировского (Мариинского) балета в Лондоне, а затем и приехать в Ленинград, встретиться с матерью, выступать на сцене Кировского театра.

 

В театре возобновили постановки Григоровича. Олег также привлекал к работе молодых российских хореографов...

С момента прихода в труппу Олег сделал ставку на молодых танцовщиков и стал поручать им главные роли. При нем выросло поколение замечательных артистов балета: Алтынай Асылмуратова, Юлия Махалина, Жанна Аюпова, Эльдар Алиев, Александр Лунёв, Ольга Ченчикова, Фарух Рузиматов, Александр Курков, Евгений Нефф, Ирина Чистякова, характерные танцовщики Елена Баженова, Александр Колесников, Дмитрий Корнеев и многие другие. К нему перешел работать премьер Большого театра Андрис Лиепа, подлинный принц русского балета. Танцевали и премьеры предыдущих поколений, такие как Ирина Колпакова, Нинель Кургапкина, Галина Мезенцева, Любовь Кунакова. Елена Евтеева, Габриэла Комлева, Наталья Большакова Вадим Гуляев, Сергей Бережной, Константин Заклинский…В каждом балете существовало несколько составов исполнителей. А в конце своей работы в театре Виноградов выдвинул молоденьких танцовщиц: Ульяну Лопаткину, Диану Вишнёву и Светлану Захарову. Это был «золотой период» балета Мариинского театра.

............

И вдруг... в 1995 году Олег Виноградов ушёл из театра.

Этому предшествовали события в жанре криминального детектива: на него был произведены «наезды» по всем правилам «лихих девяностых». Во время одного из бандитских нападений ему чуть не проломили голову. Был арестован директор театра Анатолий Мальков – якобы за то, что давал взятки канадскому импресарио Джону Криптону, чтобы тот возил балет Мариинского театра на гастроли… Я была в то время в Петербурге и видела сцену ареста в телевизионных новостях: кадры Малькова, сидящего за столом в своем кабинете, были смонтированы с толстыми пачками американских долларов. Абсурд этого обвинения был очевиден: это импресарио могли давать взятку руководству балета Мариинского театра за право вывозить знаменитую труппу на гастроли, а не наоборот. Но слухи и домысли распустили по всему миру. Затем арестовали Виноградова, предъявив ему обвинение в нелегальном провозе денег из-за границы. Через три дня Виноградова отпустили, он вернулся в театр и продолжал работать. 

А когда суд оправдал Малькова и Виноградова и стало ясно, что обвинения были сфабрикованы, об этом скромно сообщили в небольшой заметке в одной из газет (мне прислали эту маленькую вырезку). Дескать, вся история – это столкновение КГБ и УВД, а невинные директор и хореограф попали в эти склоки, как кур в ощип. При этом никто публично не извинился перед главой балета Мариинского театра, дело замяли. А слух остался. «Клевета все потрясает и колеблет шар земной...» (строчки из русского перевода арии Мефистофеля из оперы «Фауст»).

Между тем, Олега Виноградова продолжали выживать из театра. Несмотря на то, что ключи от кабинета были только у него, в лампу на его рабочем столе кто-то вставил ампулу со специальным газом, который вызвал у хореографа приступ, похожий на глубокий инфаркт. Виноградова спасли чудом. (Как говорил потом мне сам Олег, кто-то, по-видимому, продал преступникам устаревшую деталь, иначе бы он не выжил. Это Россия!) Мы с Арсеном случайно оказались в театре в тот момент, когда Олег вернулся из больницы. Он увёл нас в пустой зал верхней сцены и шёпотом рассказал эту историю. Кто «заказал» покушение на Виноградова в 1995-м, кому понадобилось убрать его из театра, осталось неизвестным. Сам Олег объяснял это тем, что начался «передел рынка», и его решили отстранить от театра и денежного балетного фонда. 

К этому времени относится и появление в Мариинском театре нового главного дирижёра – Валерия Гергиева. К его назначению на этот пост приложил усилия и Олег Михайлович… Предыдущий главный дирижёр, Юрий Темирканов, тоже рекомендовал Гергиева на эту должность, утверждая, что он «безобидный». 

Как они заблуждались! Новый дирижер очень быстро показал своё истинное лицо. Балет он презирал и не скрывал этого. Балетные спектакли были для Гергиева только источником дохода, оперные таких денег театру не приносили. Я была свидетельницей такого случая: Гергиев вёл репетицию с оркестром в оркестровой яме. По расписанию наступало время сценической репетиции балета. Я, находясь в то время в Петербурге, пришла посмотреть на репетицию и стояла в кулисах. Олег быстрым шагом вышел на середину сцены и показал Гергиеву на часы, дескать, твоё время закончилось. «Ты не видишь, что я репетирую!» - гневно ответил Гергиев и продолжил работу. Не желая быть свидетельницей конфликта, я ушла. 

Виноградов решил больше не рисковать своей жизнью и уехал в Америку. По приглашению президента США Дж. Буша-старшего, он в 1990 году основал и возглавил Кировскую балетную академию (Kirov's Academy of Ballet) в Вашингтоне, в специально построенном для школы здании. Параллельно, он, в течение 20 лет, возглавлял балетный театр Юнивёрсал-балет (Universal Ballet) в Сеуле и вернулся работать в Петербург только в 2008 году.

Олег на отчаивался, не сводил ни с кем счеты. Написал воспоминания (на мой взгляд, бесценные) «Исповедь балетмейстера», осмысливая свою жизнь, свои удачи и ошибки. 

 

Комментарии

Теперь задача - достать книгу !!

Имела честь работать с Еленой и Олегом Виноградовами в 1985 г в г. Страсбурге при постановке балета "Тщетная предосторожность" с балетной труппой Национальной оперы региона Нижнего Рейна Франции. Была их ассистентом, переводчицей на репетициях два месяца, также дружила в дальнейшем с ними в япариже и в Вашингтоне, имею много фото в свою личном архиве и намерена скоро опубликовать свои мемуары об этих выдающихся артистами.книгу О. Виноградова можете искать в сайте книжной библиотеки Лабиринт :
https://www.labirint.ru/books/150434/top/23-skidka/
Аида Розенстиль, Страсбург, Франция

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки