Как пелось в одном советском шлягере: "Ален Делон, Ален Делон не пьёт одеколон. Ален Делон, Ален Делон пьёт двойной бурбон." Не знаю, пил ли Делон одеколон. Возможно, двойному бурбону он предпочитал Château Margaux. Но теперь он точно ничего пить не будет, а также не будет кушать фуа-гра, носить дорогие костюмы, любить самых красивых женщин мира. Ибо там, куда он ушёл, ничего из этого нет. Там, если и есть что-то, то это прекрасное НИЧТО. Ален Делон умер. Умер не просто человек, умер актёр, умерла целая эпоха.
Ален Делон — одна из тех фигур, которые кажутся вечными, символизируя собой определённый культурный пласт, эпоху, образ жизни. Его уход — это не просто потеря выдающегося актёра, это потеря символа времени, символа французского кино и мировой культуры. С экрана он смотрел на нас своими холодными голубыми глазами, в которых порой отражалась вся глубина человеческих страстей и тьма внутренних противоречий. Он воплощал собой эстетику французской элегантности, непринуждённости и своеобразного цинизма.
Его творчество охватывает десятилетия, и среди его работ можно найти как блестящие роли, так и проходные, лишённые того блеска, который когда-то выделил Делона на фоне других актёров. Одним из главных фильмов в его карьере остаётся "На ярком солнце" (1960), где он сыграл роль Тома Рипли. Этот фильм закрепил за ним репутацию харизматичного антигероя. Но, конечно, вершиной его карьеры можно назвать "Леопард" (1963) Лукино Висконти, в котором Делон прекрасно передал образ молодого аристократа в момент, когда мир вокруг него изменяется безвозвратно.
Не менее значимым был его образ в фильме Жана-Пьера Мельвиля "Самурай" (1967). Его холодный, безэмоциональный наёмный убийца с безукоризненной выдержкой стал символом того, что можно назвать "суровой красотой" французского кино того времени. Он превратил холодную отстранённость в искусство, выражая сильные эмоции без излишней мимики и страстей, полагаясь только на свои глаза и минимальные движения.
Тем не менее, у Делона были и менее удачные работы. Поздние фильмы иногда казались не более чем попытками продлить старую славу. Делон, который старел и уже не мог играть молодого героя-любовника, порой оказывался в ролях, которые теряли своё обаяние. Однако это нисколько не умаляет его величия.
Кто такой Ален Делон для французского кино и культуры в целом? Он был не просто актёром — он стал иконой, образцом французской мужественности и загадочности. Его популярность перешагнула через национальные границы — его обожали в Советском Союзе, на Востоке и в Америке. Делон был воплощением французского духа, с его неприкрытой чувственностью, любовью к эстетике и холодным рассудком. Его персонажи нередко олицетворяли ту самую европейскую аристократическую отстранённость, которая казалась настолько загадочной и привлекательной для зрителей по всему миру.
Но какова его роль в широкой культуре? Делон символизировал эру, в которой Франция была центром мировой моды, стиля и кинематографа. Он олицетворял образ современного героя, который в своих противоречиях и слабостях всё же оставался магнетически притягательным. В своих лучших ролях он выражал вечную тему одиночества человека перед лицом мира. Его герои были зачастую одиноки и таинственны, страдали от внутреннего отчуждения, но при этом сохраняли неизменное чувство собственного достоинства.
Ален Делон никогда не был моим кумиром. Но фильм с его участием, "Искатели приключений", который я посмотрел в ранней юности, перевернул мою жизнь. После этого фильма я стал думать, как мне покинуть Советский Союз. В итоге я его покинул, за что большое спасибо Алену Делону.
Теперь, когда его больше нет, его величие останется жить в сердцах тех, кого он вдохновлял, и в кадрах великих фильмов, которые продолжают напоминать нам о его значении для мирового кинематографа.
Комментарии
А мне очень запомнился «Двое в городе»
А мне очень запомнился «Двое в городе». Жан Габен еще в нем играл. Фильм заставил меня задуматься над допустимостью смертной казни. Это было в середине 70-х. (Я только из отроческого возраста перешел в юношеский. Но я был думающим юношей.) А через 15 лет этот вопрос стал широко дискуссионным. (Окончательно по этому вопросу я так и не определился, но признаю его сложность и правомерность.)
Добавить комментарий