10 ноября 2024 года состоялась 3-я конференция Клуба УРАНИЯ на тему «Время в науке и искусстве». Напомню, что УРАНИЯ, о рождении которой оповещал наш Журнал, – общество интеллектуалов, объединившее усилия как «гуманитариев» (лириков), так и «технарей» (физиков) в постижении философских и общественно-научных проблем нашей с вами жизни.
Конференция была созвана под эгидой журнала «Семь искусств», ее организаторами выступили Евгений Беркович и Григорий Яблонский.
Конференция прошла в зум-формате, длилась довольно долго, поэтому я слушала ее вначале в прямой трансляции, а потом в видео-записи.
И вот сразу села за статью, так что не пеняйте на то, что говорю об общем впечатлении, ибо трудно по только что прозвучавшим докладам сделать какие-то глубокие содержательные выводы.
Но одно могу сказать: было не скучно. Пленарные доклады числом 6 длились по 15 минут, секционные – только по 6. Честь и хвала ведущему собрание Евгению Берковичу и всем участникам, строго соблюдавшим лимит.
Итак – общее впечатление. Оно отрадное. Проблема времени обсуждалась со всех сторон. Мы услышали неутешительные прогнозы о «конце времен», о чем говорят, кто бы вы думали? Химические реакции, идущие все с большим замедлением и, наоборот, ускоренные катализом (великолепные пленарные доклады Александра Горбаня «Приближение катастрофы» и Григория Яблонского «Время в химии").
Михаил Эпштейн в очень интересном пленарном докладе «О свойствах вечности» заставил меня задуматься о том, почему в Библии вечность простирается только в одну сторону и о теориях современных ученых о ее симметричном течении, начале и конце... На эту же неиссякаемую тему сделал свой также очень интересный пленарный доклад Геннадий Горелик. Современное состояние общества, две идущие в нем войны, не были обойдены докладчиками.
В пленарном докладе Александра Кабанова о «глобальных вызовах» в свете размышлений Андрея Дмитриевича Сахарова эта тема была поднята далеко не формально, очень лично и искренне. Подумалось, что рано было сдавать Сахарова-философа и политика - в архив истории. Сахаровская парадигма «мир, прогресс, права человека» — не та ли это ариаднина нить, которая может вывести Россию из вязкого тупика, в котором она застряла?
Не менее интересными были и секционные доклады. Естественно, я обращала больше внимания на доклады авторов ЧАЙКИ.
Прекрасный доклад сделал генетик Михаил Голубовский. Меня ли одну поразил его вывод о том, что каждая клетка зародыша соединяет три поколения беременной женщины, начиная с бабушки...
Александр Рабинович выступил с докладом о кризисе современной космологии, мы помним, что статья об этом, опубликованная в ЧАЙКЕ, вызвала шквал разнообразных откликов. На конференции прозвучали новые данные в защиту выдвинутой ученым оригинальной гипотезы, достаточно веские для того, чтобы ведущий сопроводил доклад фразой, что, если все подтвердится, это станет основанием новой космологии.
Сам Евгений Беркович выступил с докладом о Пуанкере в связи со специальной теорией относительности Альберта Эйнштейна, отстаивая приоритет последнего в создании этой теории. Возможно, что Энштейн даже не читал статью Пуанкаре, которого некоторые считают опередившим мысль Эйнштейна об относительности времени.
Вообще об Эйнштейне говорили не только физики. Любимая нашими читателями поэтесса из Канады Вита Штивельман назвала свой доклад «Об относительности времени не по Эйнштейну». Вита по секрету сообщила мне, что одно из понравившихся мне безымянных стихотворений о времени принадлежит ей. С чем можно только поздравить автора.
На конференции довольно часто звучали стихи, например «химик» Горбань прочел прекрасное стихотворение Тютчева «Цицерон», где есть строчки: «Я поздно встал – и на дороге застигнут ночью Рима был», показывались картины, мы слушали чудесную итальянскую музыку эпохи Брунеллески (15 век).
О картинах говорилось в докладе хорошо известного нашим читателям Игоря Манделя; его доклад о «предчувствии в живописи» напомнил мне о художнике Павле Тайбере, умершем за несколько лет до ковида, но изображавшем маски и людей в масках; наш Альманах, вышедший в ковидном 2020 году, проиллюстрирован его картинами.
А насладиться музыкой композитора 15-го века Гийома Дюфаи нам позволил Григорий Пантиелев. Когда и где еще мы бы имели такую редкую возможность?
Скажу еще раз – наслаждалась практически всеми докладами. Прошу прощения за то, что написала не обо всех. Теперь буду ждать продолжения деятельности этой замечательной «Урании», соединившей нас всех, невзирая на наши технические или гуманитарные пристрастия.
Добавить комментарий