Ирина Чайковская. 22 января 2025 года мы будем отмечать 90-летие отца Александра Меня. Он прожил всего 55 лет – и с момента его трагической гибели прошло почти 35 лет. Все это время и в своих книгах, и в статьях, появлявшихся в нашей ЧАЙКЕ каждое 9 сентября, вы рассказывали о результатах поиска убийцы. Что сегодня можно сказать об этом убийстве и его организаторах?
Сергей Бычков. Убийство отца Александра было тщательно продумано и подготовлено. Следствие, которое проводилось несколькими группами, начиная с Генеральной прокуратуры и кончая КГБ-ФСК-ФСБ, не дало никаких результатов. Опрошенные свидетели утверждали, что убийц было двое, вели они себя чрезвычайно хладнокровно. По характеру раны на затылке было установлено, что удар был нанесен саперной лопаткой, а не топором, как первоначально утверждало следствие. Саперная лопатка – это оружие спецназа, которое в руках обученных людей становится смертельным. Разгон демонстрации в Тбилиси в 1989 году и множество жертв – убедительное свидетельство тому.
И.Ч. Отец Александр был просветителем и умов, и душ. Он проповедовал идеи добра и веры в разных аудиториях, у него было множество учеников и последователей среди разных слоев населения, особенно много – среди творческой интеллигенции и молодежи. Вы были одним из его близких учеников. Чем он так привлекал людей? Что вызывало недовольство высоких чинов духовенства и государственных чиновников?
С.Б. Вы правы. Недаром следователи КГБ, на протяжении десятилетий преследовавшие его, присвоили ему «никнэйм», или псевдоним, «миссионер». Он был разносторонне образованным человеком с широким кругозором - без усилий находил общий язык и с академиками, и с бабульками в своем приходе. Его приход постоянно рос и в конце его служения достигал нескольких тысяч человек. Он никогда не отгораживался от людей, а шел им навстречу. Жил он в небольшом поселке Семхоз, неподалеку от города Загорска, ныне Сергиева Посада. Часто выезжал в Москву. Встречи с людьми обычно происходили на квартирах прихожан. И только последние два года его жизни ему предоставляли аудитории научно-исследовательские институты, Дома культуры и только единожды – советское телевидение.
Люди тянулись к нему, поскольку от него исходил свет. Он был носителем света и любви. Говорил с людьми на понятном для них языке, а не на «птичьем», на котором говорили и говорят до сих пор представители российского духовенства. Отец Александр говорил о самом важном – о смысле жизни, об участии Бога в нашей повседневной жизни, о противостоянии злу. Поэтому люди тянулись к нему – духовный голод в советские годы был велик. Священное Писание невозможно было приобрести, священники чаще всего шарахались от интеллигентов, боялись общаться с молодежью. Проповеди в храмах были о чем угодно, но не о смысле жизни и духовных поисках. В сердцах духовенства преобладал страх, укорененный ленинскими и сталинскими репрессиями. Отец Александр был исключением.
Недовольство начальства как государственного, так и церковного вызывала его миссионерская деятельность. В стальных тисках государственного атеизма и насилия он умел находить щели, через которые в сердца людей лился Божественный свет. Чиновники постоянно упрекали его в том, что он нарушает советские законы – изготовляет религиозные диафильмы, занимается воспитанием приходских детей, крестит на дому. Вся его жизнь прошла под знаком любви и добра, а это в СССР считалось тягчайшим преступлением. Он был гениальным конспиратором и в невыносимых условиях советской жизни умудрялся создавать свои книги, общаться с самыми разными людьми, помогать нищим и обездоленным. Не стоит забывать, что Советская власть запрещала Церкви заниматься социальным служением.
И.Ч. Отношусь к отцу Александру как к светлой личности, как к человеку, достигшему святости. К тому же он был безвинно и зверски убит подосланными убийцами по пути к месту своего служения. Нет ли у православной паствы, а также у церковных иерархов побуждения причислить Меня к лику святых?
С.Б. Сегодня Русская Церковь находится в тяжелейшем кризисе. Идеал, к которому осознанно и неосознанно стремится подавляющее число православного духовенства, – ХIХ век. Считается, что это был век святости и торжества Православия. На самом деле, Русская Церковь находилась под унизительным контролем государства, она была частью государственного аппарата, которой управлял обер-прокурор Святейшего Синода. Сохранялись очаги святости – Оптина и Глинская пустыни, но они были одинокими кострами на бескрайних просторах России. Богослужение совершалось на церковнославянском языке, который был непонятен прихожанам. Священное Писание читалось также на церковнославянском, а перевод на русский язык был осуществлен после долгих мучений лишь во второй половине ХIХ века. В селах и деревнях процветало двоеверие – причудливая смесь язычества и христианства. В течение двухсот лет не созывались Поместные Соборы. Все это привело к большевистскому перевороту и к гонениям на Церковь.
Сегодня до сих пор не переосмыслены причины, приведшие Россию к катастрофе. А ведь немалая часть вины за происшедшее лежит на Русской Церкви. Пока не произойдет переосмысления и покаяния, бессмысленно говорить о возрождении России и Русской Церкви. Отец Александр постоянно напоминал об этом, поэтому он был крайне неудобным священником и для иерархии, и для чиновников. Поэтому вряд ли в ближайшее время будет поставлен вопрос о причислении его к лику святых. Хотя с церковной точки зрения – он мученик. И нет никаких преград для его канонизации. Более того, его книги из серии «В поисках пути, истины и жизни» (а их, напомню, вышло семь томов) уже переведены на множество языков. Полагаю, что его видение и богословские интуиции ставят его в ряд Учителей Церкви.
И.Ч. И вы, и Николай Боков, писатель и философ, прошедший через мучительные поиски нравственного пути, и знакомый нашей аудитории итальянец, православный священник Джованни Гуайта, во многом пришли к вере благодаря протоирею Александру Меню. Какие у вас личные воспоминания от общения с ним? Видели ли вы в нем человека необыкновенного, возможно, некоего посланника?
С.Б. Вы правы. Появление такого человека, такой гармоничной и светлой личности в Советском Союзе, где на протяжении десятилетий яростно вытаптывалось все яркое и живое, воспринималось как чудо. Отец Александр был красив настоящей библейской красотой: волны черных волос над широким светлым лбом, небольшая, всегда аккуратно подстриженная черная, волнистая борода. Первое, что бросалось в глаза при знакомстве с ним, — избыток радости, которая билась в нем, постоянно выплескиваясь на окружающих. Поразительна была его мимика – ей бы мог позавидовать любой актер. Это не было игрой ради игры. Он мог изобразить любую птицу, не только ту или иную историческую личность! Всплески энергии (церковные люди назвали бы её благодатью) часто меняли выражение лица. Излучение света отмечали многие, знавшие его. И все это было пронизано, словно солнечными лучами, тонким чувством юмора. При этом никогда не опускался до пошлости. Даже когда рассказывал к случаю тот или иной анекдот. Мог одним словом или гримасой разогнать любые тучи, омрачавшие души прихожан.
Он был молод, когда мы познакомились в августе 1967 года, хотя о его возрасте совершенно не думалось. Становясь старше, он всё больше напоминал библейского пророка, неподвластного времени и старости. Слово его было со властью. Всегда со вкусом одетый, веселый, общительный, образованный, он разрушал советское представление о священнике как о безнадежно отсталом от жизни, косном человеке. Когда его приглашали в гости, редко отказывался. После его ухода впервые общавшиеся с ним люди ещё долго пребывали в состоянии шока. Он был чрезвычайно прост в обращении, не требовал к себе особых знаков внимания, общался с окружающими на равных, разрушая карикатурный, сформированный советской пропагандой образ православного священника. Он не был горожанином – большую часть жизни прожил в поселке Семхоз в единении с природой и ее циклами. Сажал и копал картошку на участке, топил углем печь, пока в начале 80-х годов прошлого столетия не было проведено в дом магистральное отопление. Любил и умел готовить, был радушным хозяином. Всегда оставался удивительно гармоничным человеком. Хотя в юности склонен был к меланхолии и уединению.
И.Ч. Чем вы объясняете такой дикий всплеск антисемитизма в мире? К чему это может привести?
С.Б. Поиски внешних и внутренних врагов – всегда признак тяжелейшего кризиса. Человечество сегодня с трудом осваивается с новейшими технологиями, открывшими миру неведомые доселе возможности. Интернет перевернул нашу жизнь, но не изменил сущности человека. Человек остался прежним. Как говорил профессор Воланд в романе «Мастер и Маргарита»: «Люди как люди. Любят деньги. Изредка в их сердца стучится милосердие. Квартирный вопрос их испортил немножко.» Жизнь на самом деле стала интереснее, но и труднее. Вечный вопрос «Кто виноват?» по-прежнему мучает людей. И чаще всего мысль человеческая устремляется по легкому и проторенному пути – виноваты жиды и масоны. Благодаря мифоману Сергею Нилусу и опубликованной им в начале ХХ века фальшивке под названием «Протоколы Сионских мудрецов» они слились воедино, стали «жидомасонами».
И.Ч. Какова ситуация сегодня внутри православной конфессии?
С.Б. Я уже говорил о тяжелейшем кризисе, который переживает мировое Православие. Попытки, предпринятые православными патриархами провести Всеправославный Собор на Крите в июне 2016 года, были торпедированы четырьмя православными Церквями – Антиохийской, Грузинской, Болгарской и Русской. Эти четыре Церкви не приняли участия в работе Собора, что свидетельствует о разобщенности православных христиан и их неготовности к диалогу. Это еще одно свидетельство тяжелого кризиса Православия.
И.Ч. Много лет вас преследуют клеветники. Вижу, что это наветы, что клеветники прячут свои имена, ссылаются на «высказывания», не ссылаясь на документы. Что вызвало такую ненависть и злобу? И еще: жить под бременем клеветы тяжело. Почему вы не даете им отпор, ведь от этого они только наглеют?
С.Б. Евангелист Лука приводит слова Христа: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.» В заповедях блаженств есть такие слова Христа: «Блаженны вы, когда станут поносить вас, и изгонять, и произнесут любое злословие с клеветой на вас из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велико будет воздаяние вам на небесах.» А русская пословица говорит: «На каждый роток не набросишь платок!» Рано или поздно правда обнаружится. Это ее свойство. У меня нет времени и желания спорить с клеветниками. Считаю, что это бессмысленное занятие.
И.Ч. Когда-то я уезжала в Италию с лежащей в чемодане статьей некоего Сергея Бычкова об убийстве отца Александра Меня и нежелании власти его расследовать. Благодаря Николаю Бокову, вашему другу, я познакомилась с вами и теперь мы дружим, вы пишете для нас статьи, приходите на стримы. Расскажите, пожалуйста, какие у вас планы на будущее? Какие задуманы новые книги, сценарии фильмов, стихотворные переводы?
С.Б. Я всегда с удовольствием читаю журнал «Чайка». Благодарен вам за то, что вы приглашаете меня участвовать в стримах и в жизни основанного вами журнала. Закончил недавно книгу о жизни и трудах священника Александра Меня. Она небольшая по объему – всего 200 страниц. Адресована в первую очередь молодому поколению, которое ищет своих путей в новом мире. Работаю над книгой статей, в которой почти половина посвящена моим друзьям, в годы ковида ушедшим из жизни. Продолжаю серию «Библиотека для избранных» - готов том избранных стихов Дона Аминадо (Аминада Петровича Шполянского, работавшего в эмиграции). Завершил воспоминания об академике Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, с которым был дружен и работал на протяжении более десяти лет.
И.Ч. Спасибо, дорогой Сергей, за искренние ответы на целый спектр вопросов, связанных и с личностью отца Александра Меня, и с положением в Православной церкви, и с вашей личной судьбой. Будем рады продолжению нашего сотрудничества, вашим публикациям и выступлениям у нас в журнале!!!
Добавить комментарий