Во время пребывания в Карловых Варах мы узнали о существовании в городе памятника жертвам Холокоста, который, как выяснилось, был осквернен в 2002 году: вандалы облили памятник красной краской и развесили на нем плакаты антисемитского содержания. Позже памятник был восстановлен, а затем снесен, т. к. понадобилось место для строительства отеля.
Мы заинтересовались историей евреев в Карловых Варах, и я постаралась собрать все сведения воедино.
В Карловых Варах, согласно «Хартии короля Владислава II» от 1499 года, евреям было запрещено жить, поэтому они основали общину в соседнем городе Грознетин (нем. Лихтенштадт), находившемся в 10 км к северу от Карловых Вар. Однако, начиная с шестнадцатого века, евреи время от времени приезжали в Карловы Вары в качестве пациентов курорта и их количество в восемнадцатом веке неизменно росло.
Прямой запрет на поселение евреев там оставался в силе с 1499 по 1793 год, и до 1848 года еврейское проживание в Карлсбаде оспаривалось в затяжном судебном процессе, инициированном нееврейскими купцами, в котором власти, как правило, принимали сторону евреев.
В 1806 году был открыт первый кошерный ресторан для гостей курорта. В 1834 году полиция выявила около тридцати евреев, нелегально проживающих в Карловых Варах. В 1844 или 1847 году в небольшом кирпичном доме, ранее служившем часовней, расположенном на холме с видом на город, была открыта еврейская больница (курортный дом) — вероятно, с первым молитвенным залом. Все здания на этом холме были снесены в начале 20 века, чтобы освободить место для роскошного гостиничного комплекса Hôtel Impéria. В 1847 году были открыты еврейская школа и еврейский приют, а также созданы синагогальный хор, ассоциация еврейских женщин и Хевра Каддиша (братство последнего назначения). В Грознетине первая еврейская больница начала принимать пациентов-участников благотворительных фондов. Однако запрет на поселение еврейских семей в Карловых Варах оставался в силе вплоть до 1849 года. Тем не менее семья еврейского табачника жила там с 1793 по 1799 год, а в 1849 году там проживало пять еврейских семей.
После 1793 года еврейским торговцам было разрешено посещать город, и евреи могли лечиться там в официальный сезон, а больные - по предписанию врачей зимой. Общежитие для нуждающихся еврейских пациентов, основанное в Карлсбаде пражским филантропическим обществом в 1847 году, было первым еврейским учреждением такого рода. Религиозные службы проводились в течение сезона. В 1864 году было создано Еврейское религиозное объединение, которое через пять лет, 31 октября 1869 г., было преобразовано в еврейскую общину, когда число семей, проживающих в Карловых Варах, достигло около сотни.
В еврейской школе тогда обучалось более 60 школьников. Число еврейских жителей продолжало увеличиваться. Кошерные рестораны открывались не только для еврейских жителей, но и для многих еврейских гостей курорта. В 1894 г. было основано гуманистическое объединение Бней-Брит , а 1897г.-объединение Айнтрахт («Конкорд»). Народная ассоциация Сиона развивала многочисленные виды деятельности.
После 1848 года в Карлсбаде начали селиться и приобретать дома многие евреи. В 1868 году община получила разрешение на создание конгрегации, и она быстро росла. В 1877 году была открыта синагога, способная вместить 2000 верующих. Игнац Циглер исполнял обязанности раввина с 1888 по 1938 год. Он бежал осенью 1938 года от нацистов и умер в Иерусалиме в 1948 году.
В 1925 году еврейская община (Карловы Вары с окрестностями) насчитывала 2900 человек.
В девятнадцатом веке еврейские семьи внесли большой вклад в развитие города: евреи основали значительные промышленные предприятия, включая фарфоровую фабрику (Benedikt) и стекольный завод (Moser).
Фабрика фарфора была основана в 1810 году Бенидиктом Хасслахером.
Стекольный завод Мозера
Людвиг Леви Мозер родился 18 июня 1833 года в Карловых Варах и был первенцем в семье Лазаря Мозера и Генриетты Мосеровой, урожденной Бехеровой. Он учился на гравера по стеклу у Андреаса Маттони, а с 1855 года работал самостоятельно. Впервые он выгравировал монограммы, гербы, орнаменты или надписи на купленных стаканах или бокалах для вина, а два года спустя, в 1857 году, он основал собственную компанию.
Но небольшая гравировальная мастерская и стекольный магазин Мозера страдали от нехватки сырого стекла. Поэтому он основал собственный стекольный завод в деревне Мейерхёфен.
На это ушло 6 лет, и уже в 1873 году компания Moser настолько процветала, что стала придворным поставщиком стекла не только для двора императора Франциска Иосифа I, но и для персидского шаха Мозафереддина (1901 г.) и короля Англии Эдуарда VII (1908). Кроме того, он поставлял изделия из стекла норвежским, болгарским и испанским королевским дворам. Многим предпринимателям этого успеха хватило бы, но не Людвигу Мозеру. Его компания появилась в офисах продаж в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Санкт-Петербурге. В конце 19 – начале 20 века завод Moзера начал производство бессвинцового хрусталя, используя уникальные, экологически чистые процессы, благодаря которым он разработал твердый хрусталь, сверкающий как свинцовый, но без использования свинца.
Товарный знак «Moser» стал одним из ключевых чешских брендов, символом безупречного качества и роскоши. Дизайн и мастерство бренда Moser послужили причиной того, что в 2011 году он был принят во французскую ассоциацию Comité Colbert, в которую входят такие мировые бренды, как Dior, Hermès, Chanel и Cartier.
В настоящее время стекольный завод является акционерным обществом с исключительно чешским капиталом и примерно 360 сотрудниками. Moser поддерживает некоммерческие благотворительные организации и фонды, является спонсором и партнером крупных социальных, культурных и спортивных мероприятий. Moser, в основном, производит коллекции для напитков на все случаи жизни, среди которых, например, известна коллекция для напитков Splendid. Именно эту коллекцию президент Чехословакии Эдвард Бенеш отправил в качестве свадебного подарка английской принцессе Елизавете в 1947 году.
На каждом уникальном предмете этого ансамбля были ее инициалы. Хрустальные вазы Moser, сделанные к 100-летию республики, украшают Пражский Град.
Со временем Людвиг Мозер получил графский титул, не меняя при этом своего вероисповедания. Несмотря на гибель большинства его потомков во время Катастрофы, завод существует до
Евреи принимали активное участие в развитии курортного города и одно время составляли 10% населения Карловых Вар.
Евреи внесли свой вклад и в изготовление облаток-знаменитых чешских вафель.
21 октября 1938 г. Германия аннексировала Судетскую область, в которую входили и Карловы Вары. Во время Хрустальной ночи, 10 ноября 1938 г., синагога , еврейская больница и многие принадлежащие евреям предприятия были разграблены или сожжены; гестапо , СС и СА арестовали 283 главы богатейших еврейских семей и депортировали их в концентрационный лагерь Бухенвальд под Веймаром. Еврейская больница и дом престарелых были немедленно конфискованы и служили казармами Судетскому Фрай корпусу.
Незадолго до вторжения в Судеты еврейское население Карловых Вар оценивалось в 2600 человек. Некоторому числу евреев удалось бежать во внутренние районы до немецкой оккупации.
Под давлением СС и юристов рейхсминистерства финансов глав богатейших еврейских семей заставили подписать акт о добровольной передаче своего имущества немецкому государству. Таким образом немецкое государство стало владельцем десятков отелей, гостевых домов, спа-центров и других предприятий в Карловых Варах. Арианизация еврейской собственности касалась 29% всех магазинов и предприятий города. «Все евреи Карловых Вар были интернированы - пощадили только тех, кто был женат на неевреях, арийцах и тех, кого по ошибке обошли стороной. Они сбежали через крошечное окошко в чудовищной сети, которая позже окончательно затянулась.»
«При словах «Карловы Вары» у большинства из нас непроизвольно всплывает перед глазами образ прославленного курорта с его целебными источниками или всемирно известным кинофестивалем, но не лица узниц, занятых в производстве мин, пультов управления мессершмитами и фарфора со свастикой. Тем не менее, именно в окрестностях Карловых Вар в период Второй мировой войны находилось несколько концлагерей, где использовался рабский труд заключенных, так и не дождавшихся освобождения. О существовании ряда таких «производств» знают лишь немногие». (Отрывок из книги Карла Йозефа Хана: Křišťálová noc v Karlových Varech (Хрустальная ночь в Карловых Варах), Прага, 1998.)
На фарфоровом заводе в Нове Роле, был создан концлагерь, ставший филиалом лагеря Равенсбрюк и получивший определение охраняемого лагеря заключения для женщин.
К производству изделий для Вермахта привлекали образованных женщин. В их числе оказались и несколько гражданок Югославии: профессор медицины Радмила Йованович из Белграда, профессор Мара Томич, студентка Вера Будил, ставшая профессором после войны, и женщины, попавшие сюда по расовым причинам, — еврейки и цыганки.
Вместимость лагеря составляла семьсот женщин. Преобладали русские, польки, чешки, украинки, гражданки Югославии и Бельгии. На момент освобождения концлагеря - освобождала его американская армия - там находилось 1700 заключенных, которые еще были в состоянии передвигаться. Бывший директор фарфорового завода Гейнрих Хектфишер был арестован лишь 3 ноября 1945 года. Осужден на смерть и казнен 14 февраля 1947 года.
Примерно в двадцати километрах от Карловых Вар находился концлагерь Сватава (Цводау), а в восемнадцати — еще одно печально прославившееся место, Фалькенау. Сюда американских солдат в мае 1945-го привел трупный запах.
По оценкам историков, через концентрационный лагерь Сватава прошло около десяти тысяч женщин. Они работали на производстве компонентов для авиационных двигателей и навигационного оборудования для самолетов авиационной компании LGW Hackenfelde в берлинском районе Шпандау. Эта компания при участии шведского капитала первоначально производила шарикоподшипники, а к концу войны другие компоненты для ракет «Фау-1» и «Фау-2» (V-1 и V-2). Именно эти крылатые ракеты бомбили Лондон.
После войны
В 1945 году, после окончания войны, в Карловы Вары вернулись лишь 26 евреев, избежавших смерти. В июле 1945 года была воссоздана небольшая еврейская община. В ней было до 500 членов, преимущественно евреев из Восточной Европы. В 1966 году евреев было всего 222, а в 1995 году — только 44, вследствие значительной эмиграции, в основном молодежи.
Послевоенный молитвенный зал был поврежден в результате поджога в 1946 году. В 1947 году в городе прошла Европейская сионистская конференция.
В 2002 году в Карловых Варах появились плакаты с призывами к погрому, а также был поврежден мемориал жертвам Холокоста.
Сохранилось кладбище, датируемое 1869 годом.
Сегодня в городе существует активная еврейская община, есть еврейский центр, миква и действует кладбище.
Добавить комментарий