Пенистые анаграммы в языке и жизни. Озорные вариации

Опубликовано: 14 апреля 2025 г.
Рубрики:

Посвящается Якову Фрейдину 

 

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой...

А. Пушкин

 

Строки Пушкина из вступления к «Медному всаднику» замечательны фонетическим и смысловым совершенством. Начальные согласные первой строки повторяются в начале второй: шпн-пнш. А внутри первых двух слов заключены два других слова, которые состукиваются между собой: пение-пенис, вариант песни-пенис (анаграмма). Часы прирушки холостой обычно включают забавные тосты, песни и «пенистые» шутки и действа. «Раздайтесь вакхальны припевы! / Да здравствуют нежные девы / И юные жены, любившие нас». Вакхическая песня (Пушкин, 1825). 

Известно влечение Набокова к словесным играм. Писатель неизменно, с удивительным изяществом и лукавством вводил в свои творения анаграммы и каламбуры. Он любил играть плотью слова: «Я не мешаю словам играть. Я даю им порезвиться… ведь каламбур определяется как пара слов, застигнутые врасплох» («Чайка» 13.Х.2016). 

В романе «Ада» он вложил в уста 12-летней нимфетки Ады изобретение уникальной цепочки анаграмм: insect- scientnicest - incest. Исходное слово insect - насекомые, куда относятся и бабочки, фавориты Набокова. Он был не только их неистовым любителем и коллекционером, но и профессиональным лепидепторологом, scient. Другое слово цепочки анаграмм, incest, близкородственное скрещивание, одна из ключевых тем романа. 

Набокова восхищало «создание великих анаграмм и вдохновенных каламбуров».

Замечательную анаграмму о Леонарде да Винчи и его картине «Мона Лиза» сотворил любитель словесных игр физик Виталий Шрайбер: Да Винчи = дивчина. Есть предположение, что в портрет Моны Лизы великий да Винчи замаскированно привнес черты своего облика (physOrg.com). 

Но вот другой пример. Внутри слова демонстрация мы находим встроенными два негативных слова: демон и монстр. Это именно то, во что могут превращаться демонстрации, ослепленные злобой.

Мой этюд о пенистых анаграммах связан с лексемой «пенис». Неожиданно выявилось, что она анаграммно пронизывает разные понятия из сфер жизни и языка. Сначала, об одной биологической загадке, с которой столкнулись зоологи, изучая системы размножения и вариации в строении столь важного в репродукции органа – пениса.

Английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз, автор известной книги «Эгостичный ген», задался пикантным вопросом. Почему, вопросил Докинз, человек в ходе эволюции утратил приапову кость бакулум, или оs penis: «Ведь у многих млекопитающих в пенисе имеется бакулум - кость, которая придает пенису жесткость и помогает поддерживать эрекцию. Пенистая кость есть даже у ближайших родичей человека - шимпанзе, хотя она у них очень мала". Вот гипотеза Доукинза, рожденная его безграничным дарвинистическим воображением:

 "Совершенствуя под действием естественного отбора свои диагностические способности, самки могут собирать по крупицам всевозможные данные о состоянии здоровья самца и судят о его способности справляться со стрессовыми ситуациями по напряженности и положению пениса. Однако, наличие кости помешало бы этому! Не нужно быть особенно сильным или выносливым, чтобы иметь кость в пенисе; это доступно всякому. Таким образом, селективное давление со стороны женщин привело к утрате мужчинами бакулума, потому что только по-настоящему здоровые мужчины способны на действительно стойкую эрекцию, позволяющую женщинам поставить без помех правильный диагноз".

Можно разделить веру Докинза в высокие диагностические способности доисторических женщин при оценке мужских достоинств. Однако, явные огрехи подобного рода чисто селекционного истолкования состоят в том, что гипотезы изобретаются постфактум и по всякому случаю возникают новые, исходя из веры во всемогущество естественного отбора и адаптивности любых различий между видами. Действительно ли «все живое лишь помарка за последний выморочный день»? Яркая метафора Мандельштама (стихотворение «Ламарк») запечатлела его скептицизм в отношении веры, что все признаки организмов, все красоты природы возникли в результате «выморочного» отбора, успеха в размножении.

Представим, что у мужчин сохранилась бы пенистая кость, os penis. Тогда Докинз столь же фантастично на основе отбора истолковал бы, почему сие так и есть. Но зоологи нашли, что кость в пенисе может исчезать у самых разных групп млекопитающих. Интересно, что в ходе эволюции бакулум в разных группах животных то исчезал, то появлялся вновь: 9 раз независимо возникал и 10 раз исчезал. Формы пенисов, их размеры, ритуал и время спаривания чрезвычайно разнообразны и видоспецифны (cм. Н.Резник. Бакулум изменчивый и загадочный.Троицкий вариант. 2012. №25).

Несомненная заслуга Докинза – акцент на важность изучения строения пениса и ритуала спаривания в эволюции и возникновении вида Homo sapiens. Гомо сапиенс – человек разумный. С этим все согласны. Но тут внимание! Сапиенс может означать не только разумный. Другое его значение выявляется анаграммно. Сапиенс = ас пенис! Ас –это человек выдающийся в какой-либо области. Пенис, в согласии с Докинзом, имел выдающуюся роль в эволюции. Многозначная анаграмма сапиенс = ас пенис осталась до сего времени незамеченной.

В каких словах кроме прилагательного «пенистый», можно найти включенную в целости лексему пенис? Укажу на два глагола –остепениться и ерепениться. Когда невинному юноше говорят: «Да остепенись ты!», - вряд ли замечают, что призыв к зрелости относится и к его мужскому достоинству. Так взрослые уже не замечают в фамилии Грибоедов человека, который ест грибы. Это изумленно замечают только дети.

Набоков акцентировал смысловое переплетение слов семя и семантика. Семя дает рождение новой жизни. А семантика порождает новые смысловые значения. Вот в этом же ключе находится анаграмма сапиенс / ас пенис.

 Есть другие забавные примеры слов, в которых анаграммно вплетен пенис, причем это косвенно связано с семантикой слова-хозяина. Инспектор = пенис + крот. Инспектор подобен кроту, который проникает вглубь видимого на поверхности. В этом смысле его сходство с пенисом. Еще одна сходная занятная анаграмма: соперник = пенис + рок.

Среди грехов, в которых исповедуются католики в исповедальне, один из самых частых – измена, прелюбодеяние. Бес или дьявол попутал. Тут уместны пенистые анаграммы о религиозном небрежении и греховности сферы пола.

Исповедальня = Пенис дьявола

Исповедание = О, пенис и дева

Преследование = Пенис вред тела

Писатель и философ В.В. Розанов считал глубоким заблуждением христианства, что оно отвергало радости пола, в отличии от иудаизма.

 «Пол в человеке – не орган и не функция, не мясо и не философия, - но зиждительное лицо... Для разума он неопределим и не постижим: но он Есть и все сущее – из Него. Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть загадка рождающегося пола».

Единение веры, пола и разума можно найти и в пенистых анаграммах.

Подсознание = Да, пенис озон.

Воспарение = О, пенис + вера.

Аплодисменты = Пенис тыл дома 

В понятие, которое интимно связывает два пола, совокупление, анаграммно вплетены две лексемы: пенис и сокол. Этому порадовались бы писатель Розанов и биолог Докинз.

  

Комментарии

или озорные надежды нашего профессора генетика. Заодно хотелось бы спросить у нашего знатока русской литературы: встречал ли он у Пушкина это своё замечательное словечко, с которым так озорничает на протяжение всей своей лит. заметки? Насколько я помню, там только "место роковое" или совсем почти обиходное: "надменный член, которым бес грешил"... Что ни говори, а "нашему всему" так не хватало современного "научного бэкграунда", с которым так бескорыстно с ним делится наш ув. сексо-генетик. А чего стоят его био-раскопки "приаповой кости"? Сколько бы за нее отдали все его ровесники, да и он сам, чтобы только порадовать и несказанно удивить своих дорогих подруг?! Просто голова кругом идет!

Составление анаграмм, особенно хороших - дело крайне сложное и зависящее от удачи, примерно как добыча золота на малоперспективном участке. Умение Михаила Голубовского это делать всегда вызывало у меня оторопь - как это у него получается? И сейчас вызывает. Обычно и с простыми метафорами-то не разберешься, а тут такие закрученные. Очень жесткий жанр, иными словами, находки крайне редки и потому высоко ценятся. Интересно, что тут он говорит не только об анаграммах как таковых, но и об "анаграммном пронизывании" - когда, как я понимаю, можно нестрого чего-то придумать, как, например, "пенис и сокол" в слове "совокупление" (на одно с в оригинале приходится два с в производных). При таких послаблениях, конечно, можно добиваться куда большего смысла. Но в остальных примерах все вроде чисто, и некоторые из них удивляют. Мне особенно нравится "Воспарение = О, пенис + вера". Сюда подпадает множество ситуаций - например, какая-нибудь секта, где под высокими словами прячется примитивное желание лидера переспать со всеми адептками, соблюдая при этом строжайшую веру (в него). В более пристойной интерпретации - вообще взаимодействие сексуального и возвышенного, что часто приобретает исключительно сложные формы (вспоминаются отношения Блока со своей женой и др.). Но в целом этот жанр - на очень большого любителя. Например, "Аплодисменты = Пенис тыл дома" никакого глубокого смысла не имеет, кроме искусного извлечения одних слов из другого. Но так ведь и с любым другим видом искусств; жемчужины редки...

Что ни говори, а все эти "пенистые анаграммы" (с совершенно лишней буквой "т") - сплошной праздник сексизма вокруг всё того мужского достоинства, обозначенного здесь этим скользким словечком "п-с" пусть даже слегка подкрепленного этим доисторическим "бакулумом", как будто не было и нет нашего исконно и пожалуй главного крепкого Русского словца! Спрашивается, неужели ув. профессор совсем позабыл в какие времена он живет и где наши гендерное равноправие и справедливость? Но не будем слишком строги. Ведь зная несомненные анаграммные и прочие таланты нашего постоянного автора, у нас нет никаких сомнений, что он вскоре восполнит этот вопиющий недостаток и порадует лучшую половину человечества ещё более блестящими, как здесь выразился другой наш рецензент, "Жемчужинами", устроив настоящий Праздник и на их улице! Совсем маленькая подсказка или, как здесь говорят: "tip", всего-то и надо что извлечь из этого "Праздника" его любимые РНК и слегка переставить оставшиеся буковки - нет никаких сомнений, что догадается!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки