1980-е годы. Запад наводнён советскими шпионами. СССР бросает огромные деньги на научно-промышленный шпионаж. Полковник КГБ выдаёт имена советских шпионов французской разведке. Сотни шпионов арестованы в странах Западной Европы и в США. Рейган, воспользовавшись тем, что Кремль потерял своих людей в Америке и не в состоянии отличить информацию от дезинформации, объявляет о развёртывании Стратегической оборонной инициативы. СССР пытается угнаться за Америкой и в этой гонке надрывается. Горбачёв соглашается на ликвидацию Берлинской стены. Полковник КГБ, французский агент Фэруэлл, сыграл в этом немалую роль, передав в начале 80-х французской контрразведке более 400 имён советских агентов, работавших на Западе. Об этом — художественный фильм французского режиссёра Кристиана Кариона "Дело Фэруэлла" (L'affaire Farewell).
Перед выходом фильма на экраны американских кинотеатров, режиссёр прибыл в Нью-Йорк. Он рассказал, что готовился снимать картину в Москве, а на главную роль пригласил Никиту Михалкова:
— Сначала я был, наверно, слишком наивен. В Москве я заинтересовал Михалкова историей, которую он не знал, хотя думал, что знает почти всё о своей стране. Это история полковника советской внешней разведки Владимира Ветрова. Михалков согласился играть главную роль и даже захотел стать сопродюсером. Но в это время он снимал "Утомлённые солнцем-2". Совместить эти две работы он физически не мог. И тогда предложил вместо себя своего друга, актёра Сергея Маковецкого. Я пригласил его в Париж для репетиций. Через пару дней он говорит, что хочет побыть со своей семьёй в Москве до того, как начнутся съёмки. Пока он ехал в аэропорт, ему на мобильный телефон позвонил российский посол во Франции Авдеев Александр Алексеевич и сказал: "Сергей, ты прекрасный актёр, тебя любит вся Россия, но наш народ не поймёт, почему ты согласился на роль предателя". Сергей позвонил мне из Москвы, и попросил забыть его телефон, ибо он не хочет иметь ничего общего с этим фильмом. Я в панике: срываются съёмки, мой фильм может погибнуть! Звоню Михалкову: "Представляешь, говорю, Никита: посол звонит актёру и запрещает сниматься. Если бы это было в Северной Корее, или в Китае, я бы понял. Но в России, которую вы называете новой?!. Оказывается, это та же самая сталинская страна! Никита, я в шоке". Через 4 дня Михалков звонит мне: "Знаешь, российский посол во Франции должен стать министром культуры России (он и стал им), поэтому даже не думай, что какой-нибудь российский актёр будет играть в этом фильме главную роль, роль предателя. И ещё тебе не дали разрешения на съёмки в Москве". И тогда я остановил свой выбор на знаменитом режиссёре Эмире Кустурице. Он сыграл замечательно. Думаю, Никита бы так не сыграл. Спасибо министру культуры России, благодаря которому у нас снялся Эмир Кустурица. Мне кажется, фильм только выиграл от того, что в нём сыграл Эмир.
— Вы смогли показать свой фильм в Москве?
— Нет. В Москве проходил кинофестиваль в июне. Им руководит Никита Михалков. В Париже двое членов отборочной комиссии фестиваля просмотрели разные фильмы и остановили выбор на нашем. Они даже хотели им открыть фестиваль. Я сказал им: "Посоветуйтесь сначала с Москвой". Они мне позвонили из Москвы и передали слова министра культуры: "Пока я жив — никогда!" Наверно, всё дело в том, что в апреле 1983 года Авдеев был в числе тех 47 советских дипломатов, которых выслали из Франции за шпионаж. Так что "Дело Фэруэлла" никогда не будет показано ни в кинотеатрах, ни даже на внутренних просмотрах в России. А я мечтал показать премьеру именно в Москве.
Режиссёр сказал, что рассчитывает на хороший приём в Америке, поскольку фильм рассказывает об очень важной странице истории США, американо-французских и американо-советских отношений, о Рейгане и Горбачёве, и о том, как один человек, этакий "одинокий волк", сумел ускорить окончание Холодной войны и крах коммунистической системы.
Добавить комментарий