В связи с отставкой Алексея Кудрина сейчас многие спорят, был ли Кудрин хорошим финансистом, был ли он хорошим министром финансов, и действительно ли он «вытащил» Путина из Петербурга в Москву... Вот как на эти вопросы отвечает легендарный банкир, бывший Председатель Центрального банка Российской Федерации (1992-1994; 1998-2002) Виктор Герщанко в интервью, опубликованном в «Чайке»: Ирина Федорова, «Чайка» №24, 16-31 декабря 2010 г.:
...Но, если по порядку, то в январе 2002 года я сказал Сечину, что у меня в сентябре заканчивается четырехгодичный срок. А у нас тогда с ним были хорошие деловые отношения. "Я не знаю, какие мысли у В.В., сказал я, но я бы не хотел оставаться на второй срок". Сечин мне — "ты с ума сошел!" Потом уже Путин стал советоваться с Кудриным, а тому, надо сказать, всегда было со мной... скажем, некомфортно. Да, некомфортно: я мог и логику его разбить, и вообще на х... послать.
— Вы считаете его плохим экономистом?
— Я могу так сказать: человек, который не был даже начальником РайФО, не может быть хорошим министром финансов. РайФО — это районный финансовый отдел, как и в других странах.
— Но он поразительно долго держится...
— Это потому что они с Путиным когда-то вместе работали у Собчака.
— Но таких "вместе работающих" было много. Например — тот же Чубайс.
— А почему с Чубайсом отношения одни, а с Кудриным — другие? Потому что Чубайс — выше и умнее его. А с Кудриным они — два сапога пара. По знаниям, менталитету и т.п. И то, что Кудрин — yes-man, его вполне устраивает. Плюс к этому Кудрин долго развивал идею-теорию, что чуть ли не он устроил В.В. в Москву. Когда избрали мэром Яковлева, то рассказывали такую байку: стоит Яковлев в коридоре Смольного (в том самом, по которому некогда шел Киров, и его Николаев застрелил), и вдруг появляется Путин и говорит "здравствуйте, Владимир Анатольевич". Собеседник Яковлева: "шляется тут, б... — ты что, будешь таких держать?" "Нет, — отвечает Яковлев, — выгоню".
А Кудрин распускал слухи, что это он его в Москву устроил. Я вот недавно, года три назад, когда узнал, что малайцы выиграли тендер на реконструкцию Петербургского порта, обещал им выяснить у бывшего тогда уже мэра Яковлева про то, как обеспечить стройку рабочей силой. Тот говорит — не вопрос, обеспечим. Ну, а потом про то, про се, и выпивая запрещенную чачу, (они в чайниках ее тогда подавали) я спросил Яковлева: " говорят, что вы когда-то были против В.В., и Кудрину пришлось его устраивать". А он мне — "да врет он все — это я на самом деле позвонил Бородину и сказал — хороший парень, организационный талант у него есть, возьмите к себе в управление делами..." Тот и взял...
— Так это Яковлев его устроил?
— Конечно, Кудрин тоже мог принимать в этом какое-то участие. Но Кудрин-то был — никто, замминистра какой-то...
Так вот, когда Путин меня позвал в 2002-м — а с моим уходом надо было все решить не позже мая, потому что потом каникулы, он говорит мне: ладно, пиши заявление. И даже не стал меня спрашивать, кто бы подошел на мое место. Ну, его дело... Но я попросил сказать мне дня за четыре о его окончательном решении, потому что никто в банке о моем уходе еще не знал.
Проходит три недели. Я сижу в Думе, рядом Кудрин сидит и говорит мне: "Я вот договорился с Селезневым — ты выступи...". Я и выступил — по поводу ненужности Национального банковского совета. Бойся данайцев, дары приносящих! Уже потом я узнал, что назначение Игнатьева было уже подписано. А Кудрин рядом сидел и ничего мне не сказал.
Приезжаю в банк — Путин на прямом проводе. Я ему говорю — Владимир Владимирович, мы же не так договаривались — позвонить мне не могли? — Я был занят. — А у вас, что — помощников нет? И потом — нашли, кого назначить...