Беседа с профессором теологии Сергеем Бычковым
Ирина Чайковская. Сергей, вы опубликовали на Портале-кредо.ру статью, где говорите о подлинном положении дел в РПЦ. Статья написана с большой энергией и смелостью, вспоминаются обличения Аввакума. Не боитесь последствий? Ведь в современной России, да и вообще в России, за правду бьют, особенно если она касается власти и церкви, с нею сросшейся.
Сергей Бычков. За правду всегда били и бьют. И не только в России.
И.Ч. Не происходит ли в настоящее время в церкви какое-то внутреннее брожение? Все же с синодального поста «по связям церкви с общественностью" удален такой мракобес, как Всеволод Чаплин...
С.Л. Порою кажется, что РПЦ превратилось в стоячее болото. Но это не так. Слово Божие нельзя связать. Есть живые приходы, энергичные священники и даже умные и порядочные епископы. Не беда, что их мало. Вспомним слова Христа о том, что малая закваска (дрожжи) поднимают все тесто. Судьба РПЦ в руках Божиих.
И.Ч. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы церковь очистилась от той грязи и скверны, в которой она сейчас пребывает?
С.Л. Для того, чтобы РПЦ могла очиститься от лжи, мздоимства, симонии и педерастии необходимо покаяние. От покаяния Церкви зависит судьба России. В ее истории это уже однажды было - в 1608 году, в Смутное время. Великим постом патриарх Гермоген вывел народ на Красную площадь, где и было принесено всенародное покаяние. Понадобилось еще четыре года, чтобы покаяние дало плоды. В 1612 году был избран царь, и Смута закончилась.
И.Ч. Знаю вас как друга и последователя отца Александра Меня, многолетнего расследователя его убийства. Есть ли что-то новое в этом деле? Что мешает следствию? Будет ли, как вы думаете, когда-нибудь назван заказчик этого чудовищного преступления?
С.Л. Убийство протоиерея Александра Меня вряд ли будет расследовано при нынешних властях. Но я уверен, что придет время, когда будут названы имена заказчиков и убийц.
Россия сегодня, как никогда нуждается в молитвах христиан всего мира, независимо от конфессиональных принадлежностей. Если молитвы за Россию будут возноситься неравнодушными сердцами, есть надежда на ее возрождение.
И.Ч. Что вы пожелаете россиянам, живущим по другую сторону границы, к празднику православного Рождества?
С.Л. Желаю всем русским христианам, находящимся в рассеянии (а сегодня их около 15 миллионов) мира и любви!
31 декабря 2015
***
Сергей Бычков
Порою кажется, что РПЦ превратилась в стоячее болото
Уходящий 2015 год расставил все точки над “i” в современной истории России. Даже для “оптимистов” стало ясно, что “совок” возрожден во всей прежней красе. Россию вновь со всех сторон окружили враги, внутри бесчинствует “пятая колонна”, чекистам беспрепятственно разрешили применять оружие против “внутренних врагов”, а Конституция превратилась в оторванную от реальности декларацию. Вновь выстроена пирамида власти, которую почему-то называют “вертикалью”. Под подножием пирамиды оказались не только народ, но и обе палаты парламента. Естественно, что не осталось в социальном пространстве свободного места и для РПЦ МП, а тем более для других конфессий. Они тоже оказалась под основанием пирамиды, причем не насильственно, а по своей воле.
За прошедшие семь лет РПЦ МП выстроила свою пирамиду. Россию покрыла бесчисленная сеть епархий, которыми по своему разумению управляют триста епископов. Устав РПЦ МП уподобился лоскутному одеялу. Никто даже не пытается выяснить, кто и когда вшивал в него разноцветные и разноречивые лоскуты. Церковная пирамида весьма естественно снизу успела вписаться в пирамиду государственную. Теперь не разобрать – где пролегает граница между этими двумя пирамидами. Как выразился один из епископов, “в 90-е годы я еще различал, где бандиты, а где чиновники. Сегодня их невозможно различить”. Государственная власть и церковная иерархия слились в едином порыве.
Но это лишь на поверхности. Пристальный взор различит, что в обществе произошло окончательное политическое расслоение. Меньшая часть населения, которую кличут “пятой колонной”, не испытывает никаких положительных эмоций ни к государственной власти, ни к церковной. РПЦ МП катастрофически теряет авторитет среди народа. Причем этому способствует не только бурная деятельность церковных пиарщиков типа отставного теперь уже Чаплина, непотопляемого Смирнова или усилившегося Легойды. Трудится, не покладая рук, первый викарий Патриарха по городу Москве митрополит Истринский Арсений. Почти во всех московских храмах висят прейскуранты, разъясняюшие прихожанам, сколько и за какие требы они должны платить, чтобы московское духовенство могло безбедно жить. За прошедший год резко сократилось число венчаний и крещений. Провинция не в состоянии выстраиваться под столицу. Там бедствуют и прихожане, и духовенство.
Для мыслящих православных все более ясным становится, что между Православной Российской Церковью, отмечавшей незадолго до революции 900-летие своего существования, и РПЦ МП пролегает глубокий водораздел, если не сказать пропасть. Церковная структура, созданная Сталиным в 1943 году, имеет очень мало общего с ПРЦ. Можно при этом продолжать верить, что таинственная жизнь Церкви в новосозданной структуре “продолжается”. Но в провинции слишком часто священник вынужден служить в совершенно пустом храме. А это противоречит Божественному замыслу о Церкви. “Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них”. Тяжелейший кризис Церкви Московской патриархии – следствие ее полного и безоговорочного слияния с государством. Все болезни государственного организма инфекционно передались церковному. Ложь, коррупция, насилие, пьянство, разгул гомосексуализма – все эти пороки пышным цветом расцвели в стенах РПЦ МП. Не каждый христианин в силах сохранить веру, видя все это.
Мощным заключительным аккордом уходящего года стало интервью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского РПЦ МП Варсонофия, в котором он заявил, что российские Новомученики не только не томились в сталинских лагерях, но пребывали в них, словно на курортах. К невежеству высшего епископата мы уже успели привыкнуть. Русский философ Густав Шпет писал в начале прошлого века: “Наш общественный и государственный порядок всегда был основан на невежестве. Создавалась традиция невежества. Наше общество и государство никогда не могли преодолеть внутреннего страха перед образованностью. Отдельные лица кричали об образовании, угрожали гибелью, рыдали, умоляли, но общество в целом и государство пребывали в невежестве и оставались равнодушны ко всем этим воплям”.
Когда пару лет назад секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ МП “деканонизировал” 36 российских Новомучеников, причисленных к лику святых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, никто из епископата не поднял голоса в их защиту. Этим они еще раз подчеркнули, что сегодняшняя РПЦ МП не имеет ничего общего с подвигом Новомучеников. Сегодня управляющий делами РПЦ МП считает, что Новомученики “отдыхали” в сталинских лагерях в то время, когда российский народ вымирал от голода и миллионами погибал на фронтах Отечественной войны. Это естественное продолжение многолетней лжи советского епископата, когда, выезжая за рубеж, они свидетельствовали перед всем миром, что в СССР нет религиозных гонений. А если коммунисты сажали в тюрьмы христиан, то лишь за уголовные преступления. Пока не произойдет покаяния, прежде всего, в лоне Церкви за эту ложь, невозможно ожидать возрождения церковной жизни. Но пока, кажется, каяться никто не собирается...
Комментарии
And again about Russian Orthodox Church
Современное состояние РПЦ. Необходимость реформ. Историк православной религии Сергей Бычков
https://www.youtube.com/watch?v=YD0kpE0cpw8
Добавить комментарий