«Суммарные суммы и разные разности,
В итоге приводят от крайности к крайности».
Математика, если уж говорить откровенно, не только точная наука, но и наглядный пример того, как могут сочетаться на первый взгляд совершенно несоединимые друг с другом вещи. Вот, например, цифры и буквы. Ясно, что и те и другие можно суммировать в любой последовательности, но только с себе подобными, то есть цифры с цифрами, а буквы с буквами. Можно даже записать цифру буквами, типа 4 - это «четыре», а букву – цифрой, как в той шифровке, когда 5 – это никакая не цифра, а положим буква «А».
Но вот сложить в математике букву и цифру нельзя. Нет, дотошный любитель этой занимательной науки, конечно, тут же мне возразит, скажет, что вполне можно записать как 3 плюс «В», получится какое-нибудь условное «W» с верхним подчёркиванием - и формально будет прав. Но дело не в условностях, а в чётком определении результата всех этих действий. Иначе, плутая в дебрях формул, мы так никогда и не поймём: в чём, собственно, состоит сходство, или различие всяких математических законов с правилами, действующими в человеческом обществе.
Возьмём, к примеру, парламент какой-нибудь отдельно взятой страны. Той же африканской Булькнула Фасоль. Там у них и правые, и левые, и оппозиция – та, что в центре, и анархисты, которым на все эти крайности и равновесия наплевать. Попробуйте их сложить друг с другом. Никакой суммы не выйдет. Сразу начнут драться, поливать друг друга кокосовым молоком из графина, обзываться «фасолькой тухлой», вычёркивать из мобильников контакты оппонентов. А в Пуссии? Вроде тоже всяких партий и блоков хватает. А как соберутся вместе – превращаются в единое целое. Нерушимое, неделимое, неразлейводойное сообщество.
И в этом сообществе не то что двух депутатов с противоположными взглядами не увидишь - даже одного, хоть с каким-нибудь микроскопическим собственным мнением, рассмотреть невозможно. Некоторые так незаметны, что их годами не видно, несмотря на то, что все они исправно присутствуют на всех парламентских слушаньях и заседаниях, потому как по итогам голосования видно: здесь они! И пусть в зале пять человек, а проголосовало 347. Что делать, не каждого депутата заметишь с первого взгляда! А на второй взгляд времени не остаётся.
В Пуссии заседания парламента по телевизору долго не показывают. Говорят, что эфирное время дорогое очень и лучше деньги отдать детям и больным старикам. Или ещё вот такой пример разностей: судья и жулик. Каждому же понятно, что в таком сочетании ни о какой сумме речи быть не может. Либо судья, либо жулик. В крайнем случае, был судьёй - стал жуликом. Променял чёрную мантию на полосатую робу. Наоборот – уже никак. Полосатый мундир запросто не снимешь и на мантию не заменишь.
Так думают везде, кроме Пуссии. В Пуссии можно сложить любые разности и подобные – в том числе. Судья плюс жулик равно судья тире жулик. Одной рукой подписывает решение о помиловании, другой – деньги пересчитывает, которые за это самое решение и получил. Или жулик плюс судья. Та же картина. Карьера многолетнего сидельца в местах повышенной дальности вполне может привести к судейской деятельности. И тогда, не покидая тех самых мест, жулик даже не просто судит, типа: вот ты – прав, а ты – нет, а выносит реальные приговоры, в том числе и смертные.
А теперь поговорим о разности сумм. Ну, когда: 2+5+8=15 и 3+4+1+7=15. Суммы одинаковы, но при этом, как видно из действий, ничего общего между ними нет. И так не только в математике, могу вас уверить. Из чего, к примеру, складывается бюджет страны? Теперь мы уже понимаем, что везде по-разному. В Булькнула Фасоль он складывается из налогов, сборов, всяких таможенных платежей за вывоз фасоли, и тому подобных глупостей.
В Пуссии бюджет складывается из выделении средств знакомому бизнесмену на строительство стадиона в центре необитаемого острова; на спасение друга-банкира, промотавшего все деньги банка; на помощь кинематографисту, ищущему себя в деле искусства общепита; и даже на закупку игроков и шайб для придворного хоккейного клуба, ибо в Пуссии играть почему-то не хотят, а делать шайбы не умеют. Вот вам и бюджеты двух стран, которые мало того, что суммами отличаются, так ещё и слагаемые их совершенно различны.
Или сравним две такие суммарные по своей сущности должности как министр. В Булькнула Фасоль (далась же мне эта страна) министр складывается из двухкомнатной служебной квартиры, автомобиля-пятилетки, велосипеда для летнего отдыха и министерского портфеля из кожзаменителя (никаких крокодилов, ни-ни).
Пусский же министр состоит из записанного на тёщу домика, затерянного в испанских дюнах; из алюминиевого заводика, как хобби супруги; высокогорного отельчика в Швейцарии под управлением любимой дочурки и четырёхкомнатной квартиры неподалёку от министерства для одной знакомой блондинки. Налицо несоответствие разностей одной и той же итоговой суммы.
И можно, конечно, заявлять на весь мир, что в Пуссии опять всё не так, как у других, опять свой путь и свои порядки, которые скорее – беспорядки, но ведь, как мы только что убедились, в математике тоже не всё гладко. И притом, что это – Математика! В сравнении с ней Пуссию можно всего одной формулой описать. 2+2=3. То есть, два миллиарда плюс два миллиарда равно три миллиарда. И незачем ломать голову над калькулятором или у правительства спрашивать, куда ещё один миллиард подевался. Формула такая.
Добавить комментарий