Юра, мне хотелось бы узнать, откуда вы получаете информацию о событиях. Я до последнего времени из новостей «Эха Москвы». Сейчас переключаюсь на радио «Свобода». Такое ощущение, что «Эхо», стремясь угодить и нашим, и вашим, неотвратимо накреняется в сторону официоза. У вас нет такого впечатления?
Я в основном получаю информацию из твиттера. На мой взгляд, в этом ресурсе есть всё – и собственно новостной контент и аналитика. Что до «Эха Москвы», то мне трудно быть объективным и беспристрастным: как известно, моя жена, Марина Королёва, проработала на «Эхе Москвы» более двадцати лет и ушла в декабре 2015 года. Могу сказать только, что лично я перестал слушать «Эхо Москвы» задолго до ухода моей жены с этой радиостанции. Перестал – потому что, на мой взгляд, из эфира совершенно испарилось то, что и делало «Эхо Москвы» моим любимым радио: ушла острота, исчезла оригинальная живая интонация новостников и ведущих программ, бесследно канула в Лету былая неизменная актуальность обсуждаемых событий. «Эхо» стало заигранной пластинкой, к тому же, грешащей старческим брюзжанием. Жаль, но ничего не поделаешь. Ничего вечного нет, как известно.
Знаю, что вы не слишком жалуете Навального. Я же отношу его к наиболее искренним и бескомпромиссным политикам сегодняшней России. Несмотря на угрозу новых арестов, на то, что его брат безвинно отбывает срок, он не боится обличать коррупционеров, говорит о «яхте» и «самолете» Шувалова. И что же? На «Эхе» дама-комментатор обвиняет его в том, что не нужно было копать против Шувалова, а следовало вместе с «Новой» обличать Сечина. Или еще такое: главный редактор "Эха" с невероятным энтузиазмом и прытью взялся отмывать Шувалова от претензий Навального, демонстрируя какую-то поразительную гуттаперчивость. Что это? такой способ сохранить станцию?
Давайте по порядку. Я не то чтобы не жалую Навального – у меня просто есть вопрос, и не к Навальному даже, а к его горячим сторонникам. Я искренне не понимаю, каким образом остаётся на свободе в современной России человек, который совершенно бесстрашно и с поразительной последовательностью обвиняет в коррупции чиновников, находящихся буквально в двух шагах, если можно так сказать, от фигуры Отца Отечества. С одной стороны, получают реальные сроки люди, которые всего-навсего нечаянно сорвали погон с плеча полицейского или просто-напросто перепостили в своём блоге какую-то статью. С другой стороны, неизменно получает полную свободу действий человек, обвиняющий в воровстве самого Шувалова! Мне это просто непонятно, вот и всё. Что до брата, сидящего в тюрьме – всё это сильно напоминает провокативную тактику элементарного и гнусного заложничества, когда кого-то, кому поручено выполнять важную работу, подсаживают на крючок родственного шантажа, дабы работник не позволил себе чего лишнего ненароком… Что же касается поведения ведущих программ на «Эхе Москвы» и самого главного редактора, то всё это очень грустно. Искренне надеюсь, что господин Венедиктов и его коллеги ведают, что творят. Хотя, может быть, для них и для всех нас было бы лучше, если бы они не ведали этого. В версию совершаемого подвига во имя необходимости сохранения радиостанции лично я не верю, прошу меня простить.
Когда я слышу, что у Шувалова может быть еще какая-то неведомая людям декларация о доходах, которую он предъявляет только в Кремле, я думаю о том, как же «дурят нашего брата». Для чего тогда все эти декларации, представляемые для всеобщего обозрения, если это «филькина грамота», а все главное указано где-то еще? Что это? очередной словесный трюк, чтобы спасти репутацию Шувалова? или обнаружение такого издевательства над обществом, какое нам и не снилось?
Мне кажется, вы совершаете ошибку, когда проецируете свои мысли и чувства «на экран» нынешнего российского социума. Я уже говорил в одном своём интервью вашему журналу и повторю снова, что основная масса российского электората совершенно искренне очарована Владимиром Путиным. Эта «очарованность» базируется на прекрасно реализованном Путиным известном психологическом феномене «один из нас». «Усреднённый» сегодняшний россиянин – это Владимир Путин. Этот «усреднённый» представитель основной массы населения России живёт не в реальном, а в телевизионном пространстве. Он немедленно и безоговорочно принимает на веру любую чушь и ложь, которая продуцируется пропагандистскими «стволами», направленными в сердце и голову обывателя из глубины телеэкрана. Поэтому все эти филькины грамоты в виде сфабрикованных бумажек, слухов и наборов словесной эквилибристики рассчитаны вовсе не на вас, а на людей, радостно и добровольно отказавшихся от права на самостоятельное мышление во имя беспроблемного элементарного полуживотного существования. А вы и ваши читатели и в России и вне её можете возмущаться, сколько вам будет угодно: вас очень мало. Критически и ужасающе мало.
Как вам живется в сегодняшней России, Юра? Вы занимаетесь медициной, связанной с наукой о стволовых клетках. Между тем, с наукой в России швах, да и со здравоохранением. Можно ли сохранить островок нормальной медицины в океане медицины бесхозной, не обеспеченной ни медикаментами, ни финансами?
В сегодняшней России мне живётся просто превосходно. Вы говорите о моей врачебной работе, но в первую очередь я русский поэт. И мне неслыханно повезло. Такой бездны превосходного материала, как сегодня в России, у самого Пушкина не было. Я очень много пишу – и пока, как мне кажется, есть все условия для сохранения максимальной интенсивности моей работы. Что до медицины...Не будет скоро в России вообще ничего – ни образования, ни науки, ни медицины. Всё будет разворовано, разрушено и уничтожено. Если, конечно, в дело не вступит пресловутый фактор «русского чуда».
Стали ли ваши стихи еще жестче и ироничнее или вы переключились на лирику, что бывает? Какие у вас поэтические планы?
Мне кажется, я, слава богу, пока не изменяю своей интонации. Есть очень жёсткие стихи, есть очень чистые и нежные лирические ноты. Планов никаких у меня нет – какие планы могут быть у поэта? Пишется – и прекрасно. Отвернётся Муза – ну, что же тут поделаешь…
Пойдете ли вы голосовать в сентябре за новую Думу? Есть ли у вас надежда на партию ЯБЛОКО, которая в последнее время сплотила вокруг себя команду из молодых и дельных кандидатов?
Голосовать давно не хожу – и не пойду и в этот раз. Никаких «молодых и дельных кандидатов», воля ваша, я не вижу. Есть наивные романтики, есть актёры – плохие и хорошие, есть откровенные циники, есть провокаторы, есть просто так называемые демонстративные личности, то есть, истерически настроенные граждане. Что до партии «Яблоко» - убейте меня, ничего интересного я в ней не вижу уже много лет. А фигура господина Явлинского давно производит на меня удручающее и чисто врачебное, если хотите, впечатление.
Стали ли вы хуже питаться? Действительно ли пропали нормальный творог, сыр, рыба? Чувствуете ли вы, что Россия находится в блокаде, отчасти организованной ею же самой?
Сыр и все молочные продукты – отвратительные, да. Но лично на меня это не действует угнетающе: я неприхотлив в еде. И знаете, если бы отсутствие хорошего сыра было сегодня самой большой российской бедой – я бы считал, что живу в раю.
Что вы думаете о ближайших перспективах России? Есть у нее будущее? Что делать жителям, интеллигенции? работягам?
Я убеждён, что в ближайшей исторической перспективе Россия повторит судьбу СССР. И я не вижу в этом ничего плохого: я не знаю явления, более отвратительного, чем империя. Что же касается одного из любимейших наших национальных вопросов – я имею в виду ваш вопрос «Что делать?» - то моё мнение остаётся неизменным: те, у кого есть желание и возможность уехать из России, должны уехать, чтобы использовать все имеющиеся механизмы для реализации своих способностей и талантов. Я имею в виду в первую очередь молодёжь, естественно. Всем остальным – и себе тоже, кстати! – я желаю здоровья, терпения и мужества. Всё это пригодится в России. Обязательно пригодится.
***
Юрий Хейфец. Из последних стихов
Догадка
Быть может, так оно и есть –
И впредь от оста и до веста
Труд, что за совесть и за честь,
Труду за страх уступит место?
Быть может, так и есть оно –
И впредь, хоть зюйд притисни к норду,
В какое ни взгляни окно,
Увидишь не лицо, а морду?
Быть может, есть оно и так
Уже сейчас – а я, придурок,
Лубка потрескавшийся лак
Люблю, как полумесяц – турок,
И, видя сказки наяву
В трюмо необозримо мутном,
В реальности живу в гробу,
По счастью, тёплом и уютном,
И ем не то, что подают,
И пью не то, что разливаю –
И черти жару поддают,
Кося под ангельскую стаю?!
Пусть так: мне, право, всё равно –
Хоть это и звучит нелепо! –
Какое крутит нам кино
То, что само от веку слепо:
Оно, чем ни считай его,
Хоть чудом, хоть игрой природы,
Уже не ведает само,
Где ямы, отмели и броды,
И, значит, сами вправе мы
Решать, куда нам класть поклоны –
Туда ли, где откосы тьмы,
Туда ли, где покаты склоны
Сплошного света – и не спорь
Ни с кем, себя не исключая,
Закатных и рассветных зорь
Чередование встречая
С холодным носом, словно весть
О том, что осень лето гложет –
Быть может, так оно и есть?
Да, так оно и есть, быть может...
09.08.16
«Москва-Петушки»
Электричка "Москва-Петушки" –
Это вправду Россия в разрезе:
Боль на боли, протез на протезе –
Всё путём: и грехи, и грешки:
Кто рыдает на старых дрожжах,
Кто хохочет на свежей закваске...
То ли лица вокруг, то ли маски –
И друг с другом они на ножах,
Что ни тамбур, то дым с матерком,
Нет вагона без визга и стона,
От перрона летит до перрона
Грязь, размазанная мастерком –
И – у каменщика под рукой! –
Кирпичами – не треснула грудь бы! –
Тяжеленные русские судьбы
Отнимают у сердца покой:
Гармонисты лотошникам вслед
Завывают фальшиво и хрипло,
И сметьё заоконное влипло
В череду нескончаемых бед,
И до рвоты всё рвёшься уйти –
И до хруста зубовного едешь:
Ведь неловко, сосед на соседе ж! –
Вроде, с ними тебе по пути,
Вроде, все мы – братва да родня:
Ни татар, ни хохлов, ни евреев!..
И угрюмо молчит Ерофеев,
Избегая глядеть на меня...
07.08.16
Добавить комментарий