Достали телевизионные анонсы. По всем телеканалам без изъятия во всякую рекламную паузу день за днем принялись крутить нарезку кадров из нового фильма Федора Бондарчука «Притяжение». Дескать, такого вы не видели. Эйзенштейн, Феллини, Кубрик, Кэмерон о достигнутых Федором кинематографических высотах и мечтать не могли. В нарезке над Москвою летел инопланетный космический корабль, очень похожий на старинный паровой котел, что-то взрывалось, рушилось, какие-то чудовища боролись с людьми, актер Меньшиков, сделав каменное лицо, говорил суровые слова непонятного назначения. Стало попахивать бредом.
Потом грянула премьера. Отвязные корреспондентки всех новостных программ в обязательном порядке принялись брать интервью у наших знаменитостей государственно-патриотического разлива сразу после их выхода из зрительного зала. Знаменитости закатывали глаза, неумело изображали экстаз и наперебой талдычили: «Это шедевр! Голливуд отдыхает! Какая тонкая режиссерская работа! Какая потрясающая игра актеров! Это новое слово! Россия – великая кинематографическая держава!» Создавалось впечатление, что Бондарчука со дня на день должны вызвать в Лос-Анджелес и внепланово вручить ему сотню-другую оскаров.Я отважился посмотреть (фильм уже проник в интернет)… Однако – круто замешано. Бред сивой кобылы в сравнении с «киношедевром» покажется выверенной, логически безупречной цепочкой умозаключений.
В окрестностях Земли, коварно маскируясь под метеоритный дождь, из созвездия Близнецов появляется инопланетный корабль – тот самый паровой котел. Наши доблестные военно-воздушные силы, поднятые с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» (тонкий намек на наши выдающиеся победы в сирийской войне), сбивают пришельца. И тот падает – не куда-нибудь, а точнехонько на Чертаново (что само по себе анекдотично, но не вечно же Америке колошматить инопланетян).
После такой затравки маразм начинает крепчать с каждым кадром. Тут вам и депутат Государственной думы (!), отправленный на переговоры с чужаками. И руководящий операцией сверхмужественный полковник непонятно какой службы и непонятно кем уполномоченный, но производящий впечатление человека, страдающего аутизмом. И дочь этого полковника, которая сначала отвечала взаимностью лидеру чертановской шпаны, а потом страстно полюбившая красивого инопланетянина. Он, естественно, не менее страстно полюбил полковничью дочурку (целуются они вполне эротично). И (вот он – апофеоз) переливание крови от этой барышни ее внеземному возлюбленному (у них, надо ж такому случиться, совпала группа и даже резус, да-да, так и сказано прямым текстом, пародисты до такого не додумаются). Хотя чуть позже выясняется, что инопланетный юноша… бессмертен и на кой черт ему кровь – непонятно. Тут вам и русский бунт – само собой, бессмысленный и беспощадный, но дающий возможность показать кровавый мордобой – без этого нынче никак. Ближе к концу начинают звучать многомудрые сентенции о любви и смысле вечной жизни, больше всего похожие на тезисы для выступления лектора районного общества «Знание» перед труженицами полеводческой бригады колхоза «Ленинские зори».
В конце концов смазливый инопланетянин трогательно спасает дочку полковника ценой своей вечной жизни (по замыслу режиссера зритель в этом месте должен рыдать). И теперь, как я смутно понял, бессмертной уже становится главная героиня, а заодно и ее пес. При этом выясняется, что пришельцы не хотели афишировать свое пребывание на Земле, поскольку человечество еще не доросло до всех тонкостей философического межзвездного духа. Но их взяли и сбили. Вот здесь Бондарчук малость переборщил и выказал политическую близорукость: то есть, до этого сбили малазийский «Боинг» под Донецком, а теперича – подымай выше – целый инопланетный корабль. Не учел товарищ режиссер сложной международной обстановки.
Как бы то ни было, но звездолет на паровой тяге благополучно улетает. В общем – куда там Стругацким, Станиславу Лему, Клиффорду Саймаку и Артуру Кларку. И это я только вскользь прошелся по сюжету.
Вот теперь гадаю: искренне нахваливали эту (будем называть вещи своими именами) бездарную кинематографическую поделку прикормленные властью популярные людишки или тупо выполняли возложенную на них миссию? И получается, что оба варианта могут быть верными. Устройство мозга многих представителей современной российской «элиты» заставляет их и в показанном пальце обнаружить грандиозное зрелище и глубину мысли. Вместе с тем, они же готовы выказать собачье рвение и угодить особе, приближенной государю-императору. А Федор ой как приближен, и в этом его сила как кинематографиста. Как выясняется, этого вполне достаточно, чтобы лудить бред за государственный счет.
Может, кто помнит некогда популярную частушку:
Над селом фигня летала
Серебристого металла.
Много стало в наши дни
Неопознанной фигни.
Так это как раз о новом фильме Бондарчука.
Немного отойдя от «Притяжения», включил телевизор и напал на скромный, снятый во время войны на скорую руку в пыльной Средней Азии «Небесный тихоход»… Господи, какое блаженство!
Комментарии
Не смотрела
Прочитав эту статью была удивлена тому, что первый раз слышала об этом фильме вообще. Хотя до этого фильмы Бондарчука смотрела и не могу сказать, что это человек не имеющий таланта и снимающий низкосортный продукт. Поэтому обязательно найду этот фильм и посмотрю, чтобы было свое мнение.
Добавить комментарий