25 ноября после продолжительной болезни из жизни ушла замечательная скрипачка Нина Бейлина. Ее скрипка замолчала.
У скрипки Нины Бейлиной был удивительный звук. Наверное, когда говорят, что в скрипке поет душа музыканта, именно это имеют в виду.
Очень часто я слышу, что играют на скрипке, а впечатление, что на дудочке - тоненько, немощно, без глубины и силы, а главное - без чувства. Нина Бейлина была из тех, кто по-настоящему играет на скрипке, на разрыв аорты.
В Московской консерватории ее учили великие учителя - Абрам Ямпольский, Давид Ойстрах.
Потом были победы на конкурсах: первая премия на международном конкурсе им. Энеску в Бухаресте, третья на конкурсе им. Чайковского а Москве, Гран При на конкурсе имени Марии Лонг и Жака Тибо в Париже.
А в 1977 году, оставив на родине могилу мужа, талантливого дирижера Израиля Чудновского, Нина вместе с сыном уезжает в Америку. Здесь она преподает и концертирует - во главе созданного ею струнного ансамбля Баханалия. Каждый год делает новые программы, открывает новые композиторские имена и произведения...
Сложилась ли артистическая карьера Нины Бейлиной в Америке? Думаю, не вполне. Ее талант и владение инструментом, ее удивительная музыкальность заслуживали большего. Но в Америке она была свободна. Никто не мешал ей концертировать там, где она хочет, и играть то, что она хочет. В Советском Союзе этого не было.
Нина Бейлина много раз была гостем нашего журнала. У нас помещены два интервью с нею: «Чем поет скрипка?» и «О чем поет скрипка?» Ей посвящено и видеоинтервью, взятое полтора года назад.
Нина Бейлина была родственницей и ближайшей подругой автора нашего журнала Юлии Добровольской и оставила о ней воспоминания, которые также печатались в ЧАЙКЕ. А Юлия Абрамовна в своей книге «Постскриптум» посвятила Нине целую главу «Скрипка Нины Бейлиной».
Трудно забыть, как тринадцать лет назад мы встретились в Нининой нью-йоркской квартире с приехавшей из Милана Юлией Добровольской. Она прилетела в Нью-Йорк для лечения, но и повидаться, и мы с мужем приехали для этой цели из Бостона.
Замечательная была встреча. С Юлией Абрамовной мы уже были знакомы по Италии, а с Ниной и ее мужем-архитектором встретились тогда впервые. Их гостеприимая квартира в Манхеттене стала для нас прибежищем на целую неделю.
С той поры Нина присылала нам свои записи. Мне особенно полюбился ее «Нигун», еврейская молитва, которую она исполняла как-то особенно выразительно, нельзя было оторваться от этой мелодии...
Трудно поверить, что Нины Бейлиной нет больше с нами. Мы сохраним память о тебе, Нина!
***
Эрнест Блох "Нигун". Нина Бейлина. RAI, Rome, Italy
Журнал ЧАЙКА в гостях у Нины Бейлиной
Комментарии
Nina Belylina
Дорогая Ирина, спасибо за статью о Нине. Нина это человек, оказавший большое влияние на многих, своим талантом, искренностью исполнения, да и своей жизнью. Я в их числе. Я ее много слушал и в Москве и здесь в Америке. Жаль. Бесконечно жаль нахлынувшей теперь тишины уже ничто не приподнимет.
Саша.
Добавить комментарий