Памяти Матери Марии

Опубликовано: 16 июля 2020 г.
Рубрики:

24 июня 2020 года на знаменитом парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа установили мемориальную доску в память о Матери Марии. Это свершилось благодаря усилиям Ксении и Никиты Кривошеиных, авторов и членов редколлегии нашего журнала. Мы поспросили Ксению Кривошеину рассказать нашим читателям об этом событии. 

В этом году мы отмечаем 75-летие с окончания Второй мировой войны. И вспоминаем 75-летие гибели матери Марии. Как все неразрывно связано! Это праздник скорби и слез по погибшим, но и радость окончания страданий! Мой муж, Никита Кривошеин, помнит этот праздник победы на улицах Парижа. Народ ликовал! Его отец, герой Сопротивления, вскоре вернулся из лагеря Дахау. Он чудом выжил. Игорь Александрович был хорошо знаком с монахиней Марией. Когда Игорь Александрович оказался в СССР, то именно он был практически первым, кто стал рассказывать и писать о героях Сопротивления – Вики Оболенской, Борисе Вильде, Левицком, матери Марии и многих других. Игорь Александрович лежит здесь, на кладбище Сент Женевьев де Буа, его могила недалеко от этого Мемориала.

Нужно обязательно помнить и о Николае Васильевиче Вырубове! Герой Сопротивления, кавалер Ордена Освобождения, он много сделал для увековечивания памяти русских героев и много десятилетий занимался этим Мемориалом. 

О матери Марии Скобцовой за последние десятилетия стало известно не только в России, но и на Западе. Тексты и эссе самой матери Марии звучат и сегодня очень своевременно. Имя этой замечательной женщины вписано в историю ХХ века. Она прожила непростую жизнь, похожую на судьбы многих русских людей, оказавшихся на чужбине после революции 1917 года. О матери Марии сняты фильмы и написаны книги, ей посвящаются конференции. В Париже есть улица, названная ее именем, а в Риге, Петербурге, Анапе и Ялте – открыты мемориальные доски на зданиях, где она жила и училась. 

В наш тяжелый век, можно только уповать, что мать Мария будет помогать нам своей молитвой и станет опорой в испытаниях.

О монахине не принято говорить пафосно, но как не вспомнить о ее бесстрашии – «на войне как на войне». Ее битва за спасение людей началась в конце 1920-х, когда она, еще будучи мирянкой и многодетной матерью, стала посещать психиатрические лечебницы, после принятия пострига - основала санаторий для туберкулезных больных, открыла храм и общежитие для неимущих.

Во время Второй мировой войны, в оккупированном Париже, мать Мария спасала людей от арестов, укрывала в своем храме перемещенных лиц - советских беженцев, выдавала крещенские метрики евреям, активно сотрудничала с французским Сопротивлением. Пережив войны и революцию, голод, смерть друзей, похоронив своих детей, Мать Мария была арестована и погибла в нацистском лагере смерти Равенсбрюк. Ее солагерница Женевьев Де Голь, племянница генерала Де Голля, вспоминала: «В этом лагере смерти несмотря на ужасающие условия, она старалась поддерживать заключенных. Особенно она любила бывать у советских узниц в 31-ом бараке».

Более того, она находила в себе силы продолжать творить. В ожидании победы, она вышивала косынку (она чудом сохранилась), которую назвала «Победа над злом». Ее окружали люди разного возраста и разных национальностей, для всех она находила слова утешения и материнской заботы. Она не переставала говорить о том, что даже в тяжелейших условиях человек должен помогать ближнему. Узницам лагеря она рассказывала о русской женщине Анне Марли, которая в 1942 году написала знаменитую « Песню партизан», ставшую гимном Сопротивления во время войны.

До ареста, в Париже, она мечтала вернуться на родину, а в лагере, на краю гибели, она все чаще повторяла «Если выживу, то обязательно поеду в Россию и буду бродить по дорогам… миссионерствовать среди простых людей». Победа была очевидна, в лагере находившемся недалеко от восточных границ Германии, была слышна канонада советской артиллерии!

 Но судьба распорядилась иначе. 31 марта 1945 года в Великую Субботу Страстной седмицы, мать Мария была отправлена в газовую камеру. Ее пепел, как и пепел тысяч сожжённых в крематории, был высыпан на ближайших к лагерю холмах. 

У Матери Марии нет могилы, впрочем, как и у героя Сопротивления Вики Оболенской. Теперь они лежат рядом - на кладбище, которое стало погостом ХХ века. Здесь, в этом Мемориале, лежат не только русские, но и герои разных национальностей и разных вероисповеданий.

На доске матери Марии написано:  

Св. Мать Мария Скобцова 1891-1945

Монахиня, поэт, художник и Сопротивленец,

Уничтоженная нацистами в лагере Равенсбрюк.

 Место захоронения неизвестно. 

 В заключение хочу особенно поблагодарить Посла РФ Алексея Юрьевича Мешкова и директора РЦНК Константина Михайловича Волкова, а также их сотрудников, которые поддержали меня в осуществлении замысла этой мемориальной доски. Без их активной доброжелательной позиции и сплоченной работы вместе с Мэрией Сент- Женевьев- де - Буа ничего бы не получилось. Низкий поклон владыке Иоанну, который помолился вместе с нами и освятил это место. Он замечательно сказал: « До сегодяшнего дня у Матери Марии не было места, куда мы могли бы прийти и помолиться о ней, но теперь оно есть!»

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки