“EVITA” в Бостоне 

Опубликовано: 13 июля 2023 г.
Рубрики:

Едва ли в нынешнем мире найдется кто-либо, кто хотя бы не слышал о знаменитых творениях английского композитора Эндрю Ллойд Уэббера, созданных в содружестве с автором либретто и стихов Тимом Райсом. ”Иисус Христос - супер стар”, “Сats” –“Кошки”,

“Фантом оперы”, “Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов” (Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat”… ”Эвита”- тоже шедевр, и ныне речь о нем.

 Премьера рок-оперы или мюзикла (тут трудно различимая жанровая грань) “ЭВИТА” в нынешнем сезоне была представлена в бостонском Американском Репертуарном Театре- сокращенно АРТ- 19 июня 2023 года.

Само произведение увидело свет рампы впервые в Лондоне 21 июня 1978 года, и вслед за предыдущими сочинениями вышеназванного альянса, восхищающими мелодиями, ритмами и отточенной поэтической лирикой, оказалось также “обречено на успех”. Между нынешней постановкой и премьерой вновь рожденного шедевра прошло ровно 45 лет.

Вскоре после первого появления на сцене в Лондоне были постановки на Нью-Йоркском Бродвее по инициативе известного продюсера Харолда Принса с ошеломляющими хореографическими воплощениями на фоне вокальных…

Количество театральных постановок “Эвиты” по всему миру с севера на юг и с запада на восток зашкаливает.

Знаменитая экранизация рок-оперы, осуществленная американским режиссером Аланом Паркером с участием “звезд”- певицы Мадонны и актера Антонио Бандераса, а также других талантливых киноартистов, принесла ей новую славу в 1996 году.

Этот мюзикл создан по книге Мэри Мэйн “THE WOMAN WITH THE WHIP” (Женщина с хлыстом”). Спустя время появились возражения против правдивости некоторых фактов, приведенных автором. Но мюзикл основан на них. Поэтому будем следовать сюжету сценического произведения, в котором авантюрная биография молодой талантливой женщины началась со связи с женатым музыкантом Агустином Магальди. В нынешнем спектакле его роль исполняет Габриэл Буррафато. Он появляется дважды, - в начале, когда его персонаж бросает соблазненную пятнадцатилетнюю девушку в Буэнос-Айресе, и спустя годы, когда встречает её , уже ставшую ослепительной и знаменитой, и пораженный смотрит на неё, не смея приблизиться.

Реальная Эвита (Мария Эва Дуарте), чья биография и судьба стали легендарными, родилась в 1919 году в бедной семье, в захолустном патриархальном городке Аргентины. И прожила бы свою жизнь тускло и неприметно, в подчинении обстоятельствам, не пытаясь вырваться из своего мирка, своей среды, если бы не оказалась смелой, даже отчаянной, и далеко не брезгливой в способах добиваться своей цели.

Её можно осуждать в нравственном аспекте, ею можно восхищаться как очаровательной артисткой и певицей, она может вызывать изумление, когда приходит неожиданно к политической деятельности и завоевывает на этом поле любовь своего народа. Наконец, ей можно аплодировать в умении влюблять в себя мужчин, ведь она покорила сердце президента Хуана Доминго Перона и стала его женой… Когда нужно было его заменить на политической и дипломатической арене, она провела сложную миссию посла мира, предполагающую широкую образованность, в то время как окончила всего шесть классов обычной школы…. Необычная личность, необычная судьба… Её сравнивали с пролетевшим метеоритом. Но на взлете карьеры и счастья она умерла от рака в возрасте 33-х лет в 1952-м году. Сама её короткая жизнь, часть которой совпала со временем 2-й мировой войны и военными переворотами в Аргентине, – сюжет для произведений искусства.

Нынешнее обращение крупнейшего драматического театра Америки к мюзиклу, посвященному этой необычной героине, новое подтверждение неугасающего интереса и к ней самой, и к превосходному, богатому мелодиями, насыщенному динамикой действия музыкальному шедевру.

В сравнении с фильмом спектакль некоторые подробности опускает или передает только намеком. Если в фильме героиня, добившись того, что музыкант Агустин Магальди, вступивший в мимолетную связь с нею, привозит её в Буэнос- Айрес, но там уже оставляет, и она – только потерянно смотрит на него, входящего в дверь своего дома, где ждут жена и дети, то в спектакле акцентируются другие детали, и они более обобщены. Тут появляются несколько претендентов на недолгие отношения, и она в танцевальных ритмах легко отталкивает каждого. Черноволосая смуглянка Эвита – Ширин Пиментел умеет за себя постоять. Но она умеет, как выясняется, и преобразиться.

Девушка из провинции, меняясь внутренне и внешне, пробивается на сцены театров, на радио, на подиум как модель, становится законодательницей и иконой моды, стиля, обретает уверенность и властность. И это восхождение режиссер-постановщик Сэмми Кэннолд прослеживает, выстраивает от эпизода к эпизоду, мелькающему один за другим в вихревом темпе. В своих интервью она рассказывает, что четыре раза летала в Аргентину, чтобы побеседовать с теми живыми свидетелями, кто мог об Эвите рассказать. Возникало много вопросов: какой была эта женщина в реальности при очевидной противоположности её поступков? 

Была она добра или жестока? 

Была она искренне устремлена к политической деятельности потому, что вышла из народа и болела за свой народ, или это были проявления неумеренного тщеславия?

Что помогло ей вызвать к себе огромную любовь жителей её страны- Аргентины?

Выяснялось, что в разных ситуациях она проявляла себя как человек, в котором была намешана бездна противоречий.

 Для режиссера-постановщика важно было разобраться в мотивировках поступков героини мюзикла, чтобы осветить её образ на сцене правдиво. Замечу, всю постановку осуществляют совершенно молодые женщины: вышеназванная режиссер Сэмми Кэннолд и постановщики – хореографы Эмили Мэлтби и Валериа Соломонофф, а также дирижер оркестра Мона Сейд-Болорфорош. 

И это означает, что ставят спектакль ныне представительницы нового поколения для зрителей также нового поколения. Произведение продолжает свою театральную жизнь.

 Каждая сцена, каждый эпизод отработаны хореографически и сценически с точностью до минуты и с зафиксированным финальным жестом… Все действие прохронометрировано, прорисовано, в этом залог успеха жанра, и нужно суметь все необходимое ввести сжато, в динамике и подчеркнуто выявить.

Исполнительница роли Эвиты – Ширин Пиментел – истинная звезда спектакля. У неё сильное меццо-сопрано с богатыми регистрами. В мюзиклах пение отличается от оперного, тут включаются характерные особенности, даже легкая хрипотца. Именно эта окраска звука в голосе певицы преобладает поначалу. Но по мере вхождения в культурный слой аргентинского общества преображение её героини происходит и внешне, и вокально. Голос становится чистым, обогащенным, в нем появляются глубина, теплота, обертоны. А внешне перед публикой уже не простоватая особа, умеющая, если нужно для самозащиты в кабаке дать затрещину, а изысканная элегантная леди с волосами цвета золота… Молодая артистка, в послужном списке которой уже и роль Марии в знаменитой “Вест-Сайдской истории” Л. Бернстайна, обладает великолепными сценическими данными помимо вокальных.

С образом её Эвиты публика знакомится еще до начала спектакля.

Входя в зал, видишь открытый портал сцены, над которой по центру с колосников повешено ослепительно нарядное белое сверкающее бальное платье героини. Мечта той, что некогда была Золушкой? Почему нет? К платью с затянутой в рюмочку талией прикованы глаза зрителей. А что на сцене – под ним? То ли мелкие камешки (не на могилу ли?), то ли невзрачные поросшие как вереск цветочки ( тоже не на могилу ?)… И они высажены ряд за рядом, устремляясь в высоту, образуя задник, восходящий от низа сцены до самого верха над ней.

Внезапно платье взметнется вверх, все ряды с неприметными цветочками станут подниматься, и действие начнется сразу после того, как вышеупомянутый портал будет обведен яркой кроваво-красной линией неоновой рекламы. Цвет этой постоянной линии будет меняться, но все происходящее окажется заключено в раму. Художник – сценограф – Джейсон Шервуд и художник по свету Брэдли Кинг калейдоскопом меняющегося цвета достигают и ощущения ритма грандиозного города, куда попала Эвита, и передачи драматизма в жизни героини.

В глубине сцены также яркими цветными линиями обозначатся узкие арки, из них будет появляться разный люд, включая одетых в военную форму мужчин. Они будут выходить со стульями, что указывает на их привычку заседать, занимаясь политической деятельностью. И прозвучит интереснейшее соло “Искусство возможностей”… Сцена постоянно будет заполнена танцующими артистами, и их танго – то самое знаменитое непревзойденное аргентинское танго становится не фоном, а потоком действия, которое вынесет героиню на самый верх аристократического общества. Туда, где высокомерные леди и джентльмены ей вовсе не рады. Но нужно преодолеть и это. И подчинить их узаконенности своего пребывания в их кругу. 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого столетия, когда проходила бурная молодость Эвиты, танго с его пряностью, эротикой, чувственностью заполняло собой весь мир Аргентины. Да, охватило и Европу. И в спектакле эта атмосфера передана. Эффектная зрелищность и яркое звучание небольшого оркестра под управлением дирижера Моны Сейд- Болорфорош создают ауру на сцене.

 Ауру создает и обрамление действия: спектакль открывается тем, чем закончится: похоронами героини, музыкой оплакивания, Реквиемом.…. Но, если в первом действии мы попадаем на похороны неизвестной, ничего не зная о героине, то в финале 2-го действия наши сердца уже ей отданы.

Все музыкальные номера, соло, ансамбли, исполняемые интернациональным составом, разнообразны по настроениям, краскам, нюансам. Начиная от соло Эвиты “Буэнос – Айрес”, продолжая “Rainbow High”- “(Радуга высоко”), Вальсом с Че, и заканчивая трагическим прощаньем героини с жизнью “Не плачь по мне, Аргентина”.

Глядя на костюмы дам и кавалеров, я вспоминала журналы мод, попадавшие по случаю на мои глаза в детстве. 50- годы прошлого века… Конечно, в Аргентине носили то, что и не снилось советским женщинам. Но платья были в талию, с подложенными плечиками, с красивыми воротниками, с длиной юбок ниже колен, с отстроченными линиями, из шелковых тканей… Красиво! К тому же одежда была всегда отглаженной. Женственными были фасоны…

Женщинам того времени - самым бедным - не пришло бы в голову ходить в бесформенных фуфайках или майках, облепляющих излишне полные тела, и шортах, демонстрирующих рыхлые ноги… Пардон за отход от темы…

И вот можно полюбоваться нарядными платьями вновь… Художник по костюмам Аледжо Вьетти с тонким вкусом и чувством, передающим аромат прошедшего времени, воссоздает канувший в лету мир. И в нем царит Эвита, сумевшая привлечь внимание будущего президента Хуана Перона, вскоре его жена, первая леди Аргентины! Её туалеты ослепительны! И кажется, все вокруг неё танцуют, все устремляются в резких внезапных поворотах и па на праздник радости.

Как во всех мюзиклах Уэббера и Райса в либретто действие сопровождает рассказчик.

В данном спектакле – это персонаж по имени Че. За этим сокращением легко угадать легендарного борца, главу освободительного движения на Кубе Че Геварру. В этой роли выступает Омар Лопес- Сеперо. Он красив, подчеркнуто нейтрально спокоен, но, похоже, и в его сердце Эвита обрела место. Некоторые стороны характера и поступков Эвиты освещает он без прикрас. Между ними происходит лирическая сцена - их Вальс.

 Когда Эвита заполонила сердце овдовевшего Перона и вошла в его дом полноправной хозяйкой, безо всякой жалости она выгнала из постели на улицу его молоденькую любовницу - в этой роли выступает Наоми Серрано. Девушке некуда идти, как было некогда Эвите самой, когда она приехала в Буэнос-Айрес, но теперь ей не до сентиментальности. “Другой Чемодан в Другом зале”, -таков её краткий ответ ныне. Сейчас она борется за свое положение, за власть, за того, кто стал её мужем. Свадебное ложе представлено под великолепным покрывалом, но далее следует деликатное затемнение. Откровенные эпизоды в кино давно допустимы, и никого не шокируют, но по законам театр тяготеет к условности…

А по контрасту с жестоким обращением Эвиты, выгнавшей молоденькую любовницу Перона на улицу, она внезапно проявляет доброту, когда, встретив случайно в городе бедную девочку, обласкивает её. Нарядная, в роскошных украшениях, счастливая, теперь она может и одаривать. И это красивая нежная сцена…

Какая же Эва Перон на самом деле? 

 Когда Хуана Перона в результате противостояний в политике, посадили в тюрьму, она подняла на его защиту трудовой народ, тех, кого называли безрубашечниками, обращаясь к ним с общественными речами. Она на глазах зрителей становится пламенным трибуном и достигает ответной реакции. По требованию масс, Перона освободили. После этого он пришел к власти. Её заслуга несомненна. Сцены с речами Эвиты с балкона правительственного дома и реакция толпы вошли в ткань спектакля как чрезвычайно выразительные и высокие по эмоциональному накалу. Личность Эвиты становится культовой в стране. И сценическая Эвита - Ширин Пиментел в спектакле обретает все большую привлекательность, обаяние, значимость.

Сцены Эвиты и Перона (Цезарь Самайя) раскрывают тему их большой взаимной любви. Все вокальные номера звучат захватывающе. Но, наверное, самой сильной оказывается её ария “Не плачь по мне, Аргентина”. Осознав, что её болезнь смертельна, окруженная больничной атмосферой, она все-таки, преодолевая боль, встает с постели, и тогда звучат слова, которые Эвита сказала в реальности- “Не плачь по мне, Аргентина!” Поразительный по красоте монолог-ария… И уже на сцене не цветущая красавица, а бледная(грим) словно истаявшая женщина в инвалидной коляске. Известно, что к этому времени она стала любимицей народа, и на самом деле добилась как политический лидер улучшения условий жизни для бедных…

Спектакль, напомню, начался с похорон Эвиты, и, предоставив более, чем противоречивой героине прожить её жизнь на глазах у зрителей, закончился тем, с чего начался, с похорон. Но в финале, пережив перипетии судьбы Эвиты и ощутив силу её привлекательности, сидящие в зале, испытывали сожаление и печаль.

Этот великолепно выстроенный, отрепетированный, виртуозный по исполнению спектакль будет идти до конца июля на сцене АРТ в Бостоне, после чего продолжит свою жизнь в Вашингтоне.

 

Комментарии

Я прочел статью, Алла. Большая статья, – большая работа. Я конечно помню и даже сейчас слышу арию [?] Don’t cry for me, Argentina – она часто исполнялась, и иногда без упоминания мюзикла. Например, по радио, которое у меня было включено когда я ездил на работу. Я знал историю Эвиты в общих чертах; не помню откуда, и понимал направление песни. Ну а Вы сделали большую работу, – описали и историю и достоинства спектакля как одно развернутое критическое полотно. Я думаю театралам будет интересно читать.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки