Вначале о героине этой публикации. Она родилась в Ленинграде в 1971 году. Училась и закончила ленинградское училище имени А. Вагановой, ныне именующееся Академия имени А. Вагановой. Оно уникально тем, что традиции хореографической школы, сберегаемые Агриппиной Вагановой как педагогом, были заложены великим французом, прожившим всю жизнь в Петербурге, Мариусом Петипа. Между петербургской и московской хореографическими школами есть разница. Пальму первенства сами москвичи отдают петербургской. Когда в Москве проходят гастроли балета Кировского, ныне вновь Мариинского театра, то артисты балета Большого театра высказывают восхищение. Чудо классики – балет “Баядерка”, знаменитый акт Теней остается непревзойденной тайной искусства, которой владеют именно петербуржцы. Этот уникальный балет, кроме Мариинского театра, можно было увидеть только в Пермском театре оперы и балета благодаря тому, что во время великой Отечественной войны Кировский театр был эвакуирован в Пермь и солисты театра сумели осуществить эту постановку там. В репертуаре других театров “Баядерку”- сложнейшую хореографическую фантазию, истинный шедевр Мариуса Петипа увидеть нельзя. И только в наши дни солисты Кировского (Мариинского) театра, приглашенные в качестве репетиторов в Бостонский балет, перенесли постановку на здешнюю сцену. Главную партию - партию Никии танцевала Александра Колтун.
Из хореографического училища имени А. Вагановой вышли лучшие балерины- представительницы классического балетного танца: Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест… Юная балерина Александра Колтун сразу после выпуска из училища получила приглашение в труппу Кировского театра на позицию солистки. И очень скоро ей стали давать ведущие партии в великих классических балетах. С нею работали как репетиторы выдающиеся мастера сцены Татьяна Терехова, Сергей Бережной, Ирина Колпакова… Но судьба солистки балета сложилась так, что через три года служения в Кировском театре она приняла решение выехать на Запад.
В Америке Александра Колтун получила приглашение вступить в труппу Бостонского балета. И весь срок, отпущенный балеринам для выступлений на сцене, Александра Колтун провела в этом театре, танцуя главный классический репертуар. А ныне она вместе со своим мужем – также солистом Бостонского балета Алексеем Лапшиным, а в прошлом солистом Большого театра Союза ССР ведет занятия для мечтающих учиться хореографическому искусству в созданной ею хореографической школе. О прошлом в театре и настоящем в преподавании я обратилась к ней с вопросами.
Корр.: Пожалуйста, расскажите о том, каким был Бостонский балет, когда Вы пришли в эту компанию, и какие изменения произошли за минувшие годы?
Александра Колтун: Мне повезло. Бостонский балет, пожалуй, был единственной компанией в Америке, где чтили традиции классики. Для меня как выпускницы Вагановского училища традиции, культура русской хореографии были главной ценностью. Я горжусь тем, что вышла из своего учебного заведения, где эти понятия и навыки были приоритетом. В Бостонском балете артистические руководители, сменившиеся на этом посту несколько раз за время моей работы, все были приверженцами русской хореографии. Мне предложили сразу контракт. В качестве репетиторов были приглашенные из Петербурга бывшие солисты Кировского театра, ставшие замечательными педагогами для новых поколений танцовщиков. Назову имена прежде всего тех, с кем встретиться снова для меня было счастьем: Татьяна Терехова, Сергей Бережной, к несчастью, он рано умер…
Корр.: И, наверное, светлой памяти Татьяна Легат?
А. Колтун: Да, но так получилось, что с этой замечательной балериной я сталкивалась меньше. Конечно, присутствие в театре опытных талантливых и высоко профессиональных педагогов и репетиторов из цитадели русского балета, поднимало общий уровень труппы, отточенность стала присуща и кордебалету. В репертуаре Бостонского балета шла классика, и рука российских мастеров сцены, невидимая зрителям, очерчивала рисунок танца, жеста, выразительность и слаженность. Но очень важно назвать имена хореографов, руководивших труппой. Это были Брюс Маркс, Кристофер Уилдон, Анна Мария Холмс…
Корр.: Вы танцевали все ведущие партии. Многие я видела, как например, “Жар-птицу” Стравинского…
А. Колтун: Да, это как раз была постановка Уилдона. Он был очень талантливый танцовщик, но из-за какой-то травмы очень рано, в 26 лет, прекратил танцевать и стал ставить балеты. К сожалению, в Бостоне он проработал недолго. Потом он нашел свое место в Балете Нью-Йорка (АБТ). И вот недавно нашумела его последняя постановка по мотивам мексиканских историй “ Like water for Chocolate” (“Как вода для шоколада”)…
Корр.: Пожалуйста, назовите еще исполненные Вами партии…
А. Колтун: Одетта - Одиллия в “Лебедином озере”, Аврора в “Спящей красавице”, Китри в “Дон-Кихоте”, Никия в “Баядерке”, Маша в “Щелкунчике”, так зовут героиню в российской версии, на Западе она носит имя, данное ей Мариусом Петипа, - Клара.… Еще танцевала я в балете “Four seasons” (“Четыре времени года” на музыку Вивальди в постановке Уилдона… Кстати, он за постановку “An American in Paris” (“Американец в Париже”) на музыку Гершвина был удостоен четырех самых почетных премий в Америке- Tony Award. Это был его триумф. Я танцевала в трех его балетах на сцене Бостонского Балета - и отмечу его необычайную музыкальность как балетмейстера. К тому же у нас есть общее: он как артист балета, будучи англичанином, сформировал свое искусство на европейской школе танца, наши школы близки. Русская и европейская школа хореографии основаны на тех же принципах.
Корр.: Вы на сцене воплощали образы героинь балетов, диапазон чувств которых раскрывается от лиризма до драматизма. Каждую из исполнявшихся Вами партий я видела задолго до того, как Вы вышли на сцену, и казалось, у меня в памяти живы были прекрасные балерины, но Вы не только не уступили никому, но сумели приворожить своим проникновением в образы. Ваша Никия из “Баядерки” в последнем её соло, передающая и моменты радости, ликования от надежды, что корзина с цветами, передана ей от возлюбленного, до отчаяния и смертельного испуга в момент, когда из корзины выползает жалящая её змея, и сцены смерти, вызывала волнение, сострадание, трепет… Тут буквально захлестывал зрителей драматизм. Помимо великолепной хореографической школы Вы владеете актерским даром. Ныне из балетных спектаклей убирают пантомиму. И напрасно. Пантомима дорисовывает сюжеты, чувства, состояния…
А. Колтун: Спасибо. Сцена требует драматических переживаний.
Корр.: Очень важно, что на You Tube есть записи Ваших выступлений. И сегодня любители балетного искусства могут видеть Вас в танце, в полете, во вращении, в фуэте. Вот гибель Никии-служительницы восточного храма, вот юная Аврора, дитя европейского короля, радостная в танце до мгновенья, когда она уколола пальчик спрятанным веретеном…
В классике всегда сталкиваются Добро со Злом. И юные души, воспринимая искусство, учатся осознавать ценности Добра… Этим также особенно драгоценно воздействие хореографического искусства.
Александра Колтун: Это то, что заложено также в петербургской хореографии.
Корр.: У Вас были прекрасные партнеры! Один из них – Ваш муж - Алексей Лапшин, также представитель русской хореографической школы… Если Вы – представительница Мариинского театра, он – представитель Большого театра Союза ССР! Вы оба - очень яркая пара! Но рядом с Вами я видела и замечательного солиста, его имя Paul Trassel. Мне кажется, по сцене он летал. А более озорного, лукавого и очаровательного персонажа по имени Пак, каким он представал в постановке “Сон в летнюю ночь”, представить трудно.
А. Колтун: Да, труппа вся была очень сильной. С яркими индивидуальностями.
Корр.: Например, Вы танцевали главные партии в очередь с другой очаровательной балериной Ларисой Пономаренко, и её воплощения были выразительны по-иному…
Колтун: Да, мы учились с нею в Вагановском училище в параллельных классах. Она очень хорошая балерина, ученица Нинель Кургапкиной, и у неё иная техника, подчас иное исполнение. Мы разные. Но подход к танцу у нас один, сформированный нашей общей школой…
А впоследствии в бостонской балетной компании произошли коренные изменения в направлении репертуара, да и всей жизни труппы…
Корр.: Они произошли с приходом сменившего Анну Марию Холмс Микко Ниссинена?
А. Колтун: Да, его направление устремилось к современности, к модернизации танца. Мы с мужем протанцевали еще 5 лет до прихода к руководству труппой Микко Ниссинена, и уехали, на время осели в Калифорнии. Мой последний спектакль в Бостонском Балете был в 2001-ом году. Потом я еще танцевала по приглашению других компаний, но мы не видели для себя места больше ни в какой труппе - и решили путешествовать. За это время я родила сына, ему уже 19 лет.
Корр.: И затем вы решили вернуться в Бостон?
А. Колтун: Да. И мы решили открыть школу хореографического искусства. Этой школе сейчас уже 10 лет. Начали со старших, которые уже где-то поучились, но хотели получить твердую подготовку, стать танцовщиками. Они были в возрасте от 12-ти до 15-ти лет. Им нужно было помочь в их устремленности. Мы стали разрабатывать систему преподавания.
Конечно, базируемся на школе Вагановой в отношении техники танца. Нашему училищу в нынешнем году будет 285 лет. В нем исторически сложились европейские и российские традиции, признанные в мире хореографии лучшими. Они дают professional fundamental training - профессиональный фундаментальный тренинг (эти слова Александра Колтун произносит по-английски, очевидно, так уже стало привычнее. Примеч. мои. А. Ц.). Мы – те, кто получил подготовку и был выпущен из нашего училища, гордимся принадлежностью к этим традициям. И в то же время мы ощущаем ответственность за эту принадлежность. Ведь мы передаем свой опыт, свои умения, свое мастерство следующим поколениям танцовщиков. Но мы живем в настоящем. Поэтому пользуемся и нововведениями современного танца выдающегося хореографа Джорджа Баланчина.
Еще для нас жизненно важно при обучении студентов отгородить их от травм, практически неизбежных в нашей профессии. И травм у нас никто не получил и не получает. Но при этом мы принимаем в обучение не всех желающих, а тех, у кого есть данные, отбираем по таланту.
Сейчас мы готовимся к началу учебного года, открытию сезона.
Корр. : Как происходят занятия, существуют группы?
А. Колтун: У нас 7 уровней. Первый – от 3-х до 4 лет. Урок раз в неделю 45 минут.
Корр. : Трехлетние крохи уже учатся стоять у станка?
А. Колтун: Развитие навыков хорошо начинать рано. Следующая группа - это уже от 5 до 7 лет. Тут идет работа по развитию координации, по способности к танцу. Затем группа от 8 до 10 лет. Это уже 3-й -4-й уровень развития танцевальных способностей.
Корр.: Родители ориентируются на профессиональное становление детей или их общее культурное и физическое развитие?
А. Колтун: Можно сказать приблизительно, что 50% ориентируются на профессиональную направленность, 50% хотят, чтобы дети были тренированными физически, чтобы эти занятия повлияли на их облик эстетически, чтобы у них выработалась красивая осанка, чтобы они были приучены к учтивости, ведь балет учит благородству в жестах, воспитанности человека. Об этом беспокоятся родители, стремящиеся в своих детях развить любовь к искусству. И надо сказать, что к нам приходит очень много американцев, доверяющих нашему преподаванию. Ведь на самом деле, никто не преподает так, как мы, обученные в русской хореографической школе. А мы действительно даем фундаментальную подготовку. Обучение в нашей школе дает ученикам ряд преимуществ, скажем, наши выпускники получают scholarship for college.
Корр. : Практический вопрос. Как дорого обучение в Вашей школе?
А. Колтун: оплата зависит от уровня, от $1000 до $12000. Последняя цифра – это оплата за 7-й уровень. Это preprofessional education.
Корр.: Как можно поступить в Вашу школу?
А. Колтун: Нужно позвонить по телефону и прийти в назначенное время на пробу. Этот способ существует всюду при приеме на учебу в Америке, нужно пройти audition.
Корр. :Как визуально представить себе ваши занятия?
А. Колтун: Недавно вышла книга на английском языке, это альбом фотографий наших занятий с нашими учениками и их выступления. Мы будем рады всем, кто захочет прийти к нам в нашу школу, расположенную в Watertown, уютном городке Большого Бостона.
Комментарии
Бостон Балет.
Отличная статья, Аллочка !
Бостон Балет
Дорогая редакция, исчез мой комментарий к этой статье 09/17/2023, надеюсь, что на этот раз проблем не будет.
Спасибо Аллочка, очень интересное интервью и рассказ о замечательной балерине Александре Колтун. Желаю успеха школе хореографического искусства в Бостоне.
Добавить комментарий