"Я вижу смысл, потому что он там есть".
Донна Тартт. "Щегол"
На 827 страницах мальчик, потерявший маму во время взрыва в нью-йоркском музее, затем юноша, потом уже двадцативосьмилетний мужчина, ищет себя и пытается склеить осколки жизни, навсегда разорванной на "до смерти матери" и "после". Нежная, ранимая, неприкаянная душа мальчика, тоскующего по маме, ищет понимания взрослых и сверстников. Но все заняты своими делами. И мальчик ежедневно пишет маме письма. Будут еще потери, но гибель мамы перевернула весь его мир.
Щегол - это певчая птица, а еще - это картина Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта, молодого, богатого, известного художника, погибшего от взрыва порохового склада в 1645 году. Фабрициус написал "Щегла" и поставил дату: 1645 год.
Мама повела сына в музей, чтобы показать свою самую любимую картину – «Щегла», в которую влюбилась еще в школе, увидев репродукцию в библиотечной книге.
Не буду пересказывать сюжет, скажу только, что все восемьсот страниц меня (вместе с героем) преследовал извечный вопрос о преступлении и наказании, проступка и последующих затем шестнадцати годах душевного наказания, чувства вины, которые сжигали героя, кололи в сердце, накрывали неизбежностью раскрытия тайного даже в самые счастливые часы.А еще эта книга для настоящих нью-йоркцев, которые никогда не променяют свой пыльный, шумный, бестолковый город ни на какие прелести мира. Мальчик живет вместе с Нью-Йорком, дышит вместе с ним, любит, теряет, открывает, познает, покидает и возвращается. Он не может существовать без постоянного скрежета строительных лесов, зимней слякоти, запахов улиц, сырости метро.
Книга хороша, очень даже. Оторваться невозможно, тянет подумать, поразмыслить над тем, "что есть правильно, а что - нет". И, может быть, через неправильное в конце концов и приходишь к верному, нужному. И, как всегда, красота и любовь, добро и дружба спасут мир, а с ним и мальчика.
Чувства и эмоции переполняли меня, когда я открывала "Щегла" и, чтобы не лопнуть от впечатлений, мне приходилось делать передышку: высушить слезы, сделать глубокий вздох. Тысячу раз хотелось крикнуть герою: нет, не надо, не делай так, ты себя погубишь!
Неделю я жила вместе с героем Донны Тартт, дышала с ним, сопереживала. Книга мне очень понравилась. Пронзительная, эмоциональная, искренняя. О большой любви и большой утрате. О невозможности забыть любимых, о том, что нельзя вернуться назад, когда еще все можно изменить. А память все хранит и хранит в душе мелочи , взгляды, слова, которые давно ушли в прошлое, а сердце просит поделиться - иначе жизнь становится невыносимой.
"Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины" (Ницше).
Добавить комментарий