У каждого из нас есть мечта. И чем дольше мы ждем ее осуществления, тем ярче эмоции и сильнее чувства, которые мы испытываем, когда эта мечта сбывается.
Моей многолетней мечтой было побывать на Соловецких островах. Более двух лет назад меня пригласили участвовать в конференции на Соловках, но мероприятие все откладывалось по причине ковида. Прошлым летом, когда я находилась в Архангельске, где работала в архиве, поездка на Острова также не сложилась. Позднее я услышала фразу, в которой кроется глубокая мудрость: «Соловки сами решают, кто и когда к ним приедет».
И летом 2023 года Соловки, наконец, выбрали меня. Я приехала на конференцию «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», посвященную 100-летию создания Соловецкого лагеря особого назначения. Конференция проходила с 29 июня по 2 июля; ее организаторами выступили Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Спасо-Преображенский соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Это были дни, которые я буду вспоминать еще очень долго и, возможно, в полной мере осознаю всю значимость произошедших событий спустя некоторое время.
Несколько слов о том, как я оказалась на этой конференции. В процессе поисковой работы по сбору информации о моем деде, Тарловском Герасиме Осиповиче* , который, как я сейчас знаю, являлся одним из первых узников Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), я делала множество запросов в различные архивы. Чаще всего получала краткий отрицательный ответ, что сведений по данному лицу в означенном учреждении не имеется. Но однажды я получила письмо из МВД по республике Карелия, в котором, помимо вышеуказанной фразы, следовал целый перечень инстанций, куда мне предлагали обратиться для поиска информации. В этом списке числился и Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. У нас завязалась переписка, в результате которой меня любезно пригласили участвовать в данной конференции с докладом, посвященным моему деду Тарловскому Герасиму Осиповичу.
Дорога до Соловков долгая. Сутки я ехала поездом из Кирова до Санкт-Петербурга, затем пересела на поезд, который через 13 часов доставил меня в Кемь, небольшой городок в Карелии. Изучив по Яндекс-картам маршрут до поселка Рабочеостровск (14 километров от Кеми), из которого ходят катера на Соловки, я уточнила у прохожего, где находится автобусная остановка. И тут я столкнулась с местной «мафией».
- Автобус на Рабочеостровск? Так он не ходит, - честно глядя в глаза, заверил меня мужчина. – Мало ли что в интернете пишут. На такси езжайте. Видите – машина стоит, водитель Александр, за 500 рублей довезет». Я решила не спорить и поддержать местный бизнес - и ни разу не пожалела об этом. Александр оказался не только хорошим водителем, но и душевным человеком и опытным гидом. Он провез меня по историческому центру Кеми, где я увидела великолепный Успенский собор, жемчужину деревянного зодчества, а также Благовещенский монастырь.
Я прошла по узкому мосту через торопливую речку Кемь, по которому до недавнего времени даже разрешалось ездить автомобильному транспорту, во что трудно поверить.
Дорога до Рабочеостровска заняла минут пятнадцать. Александр доставил меня прямо к воротам монастырского подворья, где мне предстояло переночевать. Вообще-то в поселке есть современная гостиница прямо на берегу Белого моря. Но в апреле, когда я брала билеты на Соловки, мест в гостинице уже не было. На подворье места есть всегда, но условия проживания там спартанские: половина женская, половина мужская; в комнатах нары в три яруса, рукомойники в сенях, остальные удобства на улице. На подворье в основном останавливаются паломники, которые едут к соловецким святыням, и для них бытовые условия не имеют значения.
Кто из вас может похвастаться тем, что ночевал в монастырском подворье? Сейчас я могу!
Заселившись, я отправилась гулять вдоль берега Белого моря. И уже здесь началось мое погружение в лагерную атмосферу. Помимо удивительных северных пейзажей – гранитных россыпей и массивов, низкорослых ярких трав и цветов – повсюду бросались в глаза следы ГУЛАГа, которые время то ли не может, то ли не хочет уничтожить, чтобы напоминать нам, потомкам, о тех страшных событиях. Именно на этом берегу много лет назад находился кемский пересыльный пункт, откуда заключенных переправляли туда, откуда немногие возвращались.
Тут и там встречаются раскрошенные фундаменты бывших лагерных построек и остатки колючей проволоки, переплетающиеся с растительностью и деревянными фрагментами. А в море сползает остов бывшего причала, по которому когда-то шли рельсы: прямо по ним к воде подходили вагоны с заключенными для погрузки на баржи, отвозившие узников на Соловки.
В семь часов утра всех участников конференции забрал катер «Святитель Николай», предоставленный монастырем; и после трехчасовой прогулки по Белому морю мы, наконец, ступили на Соловецкую землю.
Нас поселили в разных гостиницах и гостевых домах. Я жила в гостинице «Петербургская», в конференцзале которой и проходила сама конференция. Это старинное здание, построенное в 30-е годы 19 века.
Безвременье – так сегодня мне видится пространство, в котором я оказалась.
Разместившись в номере, я собралась позвонить домой, но в правом верхнем углу экрана увидела лишь значок зарядки. Связи не было. Никакой. Ни телефона, ни интернета. Это непередаваемое ощущение для современного человека, когда твой гаджет, без которого ты не можешь представить свое существование, превращается в часы с фотоаппаратом.
- Билайн здесь не берет, только Мегафон и МТС, - объяснила мне Анна Петровна, организатор конференции, наша «мама», которая заботилась о нас и благодаря которой все проблемы вмиг разрешались чудесным образом. Она тут же предложила воспользоваться ее телефоном, что я и сделала, предупредив родных, чтобы не беспокоились.
Итак, я осталась без какой бы то ни было связи с внешним миром. Выпадаю из текущих событий, теряю связь со временем. Это ощущение особенно усиливается, поскольку нет привычной для нас ночи – я во власти полярного дня. Солнце светит круглые сутки; к полуночи сумерки начинаю робко сгущаться, но затем, словно передумав, отступают, и вновь на тебя обрушивается свет, не дающий уснуть.
И неожиданным образом смешались эпохи. Великолепный монастырский комплекс полон величия и благодатности, вселяя спокойствие и веру в вечную истину. Непрекращающиеся реставрационные работы постепенно стирают печать недавнего прошлого. Но все, что находится за стенами монастыря, дышит страданиями и безысходностью, которые впитала Соловецкая земля за годы существования лагеря…
В центре поселка сохранились лагерные бараки. Сегодня они переоборудованы под жилые дома и даже гостиницы. Гостиница «Архангельская» расположена в бывшем женском бараке. Говорят, что внутри этого здания царит тяжелая гнетущая атмосфера и некоторые люди просто не могут там находиться.
И эти два чувства – мучения и благости – навечно переплелись здесь, терзая душу, но в то же время успокаивая ее…
В тот же день на обзорной экскурсии по Соловецкому монастырю в Свято-Троицком соборе я пережила особые моменты. Именно в его стенах находилась 13-я карантинная рота в первые годы существования СЛОН. В помещении собора на двух-трехярусных нарах размещалось до 800-900 вновь прибывших заключенных; они жили в изоляции определенный срок, чтобы не допустить попадания инфекции в лагерь.
Я стояла посреди храма, закрыв глаза, пытаясь ощутить через века присутствие здесь моего деда. В каком углу было его место? На какую из стен чаще всего падал его взгляд? Высокий сводчатый потолок – его он точно рассматривал, лежа на нарах. И сейчас я находилась вместе с дедом, в одном с ним пространстве, только в разных эпохах, разделенная вековой толщей. Вот мы и встретились…
Вышли в монастырский двор, мощенный старой брусчаткой. «Эти камни остались еще с лагерных времен», - пояснила Анна Петровна. Я медленно, осторожно ступая, прошла по истертым камням. Точно так же по ним ступали ноги моего деда – сто лет назад.
В те моменты мне не удалось что-либо ощутить. «Пройдет не один месяц, прежде чем тебя это накроет», - сказал мне один знающий человек…
После обеда состоялось открытие конференции, что более или менее вернуло меня в реальность.
За свою долгую научно-педагогическую карьеру я побывала на множестве конференций, но без преувеличения, на подобных мероприятиях мне присутствовать не приходилось. В каждом выступлении сквозила боль за людей, узников соловецкого лагеря, чувствовалось искреннее участие в судьбе страны, небезразличное отношение к трагическим событиям нашего прошлого.
Среди участников конференции были как светские, так и духовные лица.
Мы познакомились с историей Пертоминского исправительного трудового лагеря, являвшего собой жесточайший концлагерь, одно название которого вселяло ужас в сердца заключенных, отправлявшихся туда (докладчик Харитонова Яна Эдуардовна, кандидат богословия, г. Архангельск).
Интересно было узнать и об издательской деятельности в Соловецком лагере – оказывается, там существовали и периодические издания, предназначенные не только для заключенных, но и для сотрудников лагеря (докладчик Смирнова Марина Александровна, кандидат исторических наук, г. Архангельск).
Неожиданным для меня явился доклад, посвященный социальному портрету служащих охраны Соловецкого лагеря особого назначения, таким как Ногтев, Эйхманс и другим (докладчик Шурупова Елена Евгеньевна, кандидат исторических наук, г. Архангельск).
Аналитический доклад о положении женщин в Соловецком лагере особого назначения был подготовленного по материалам газеты «Новые Соловки», издававшейся в лагере (докладчик Аксенова Людмила Владимировна из Санкт-Петербурга).
Огромный интерес вызвал доклад «История соловецких лагерей в судьбах воспоминаний соловецких узников» (докладчик иерей Умнягин Вячеслав Вячеславович, клирик Соловецкого монастыря, кандидат филологических наук, г. Москва).
Познавательным и вселяющим оптимизм прозвучал доклад, посвященный судьбам бежавших в Финляндию соловчан (докладчик Шевченко Татьяна Ивановна, кандидат богословия, кандидат исторических наук, г. Москва).
Необычайно увлекательными были доклады, явившиеся результатом скрупулезной исследовательской работы и посвященные судьбам отдельных людей и целых семей, прошедших через Соловецкий лагерь: «Преображенское дело 1924 года» (докладчик Гундакова Людмила Викторовна, г. Архангельск); «Среди всех думавших людей он был самым независимым от внешних обстоятельств. (А.М. Бардыгин)» (докладчик Трегубова Екатерина Леонидовна, г. Москва); «Время репрессий: трагедия семьи Харузиных» (докладчик Керимова Мариям Мустафаевна, г. Москва).
Через Соловецкий лагерь прошло и множество служителей церкви, которые считали высылку в святые места подарком судьбы и благодарили Бога за это. Мы услышали истории нескольких великомучеников: «Соловецкий узник епископ Тихон (Шарапов): по неопубликованным материалам его соизгнанника церковного историка М. Е. Губонина и документам следственных дел (докладчик священник Александр Владимирович Мазырин, доктор церковной истории, профессор, г. Москва); «Узник Соловецкого лагеря епископ Алексий (Буй)» (докладчик Шкаровский Михаил Витальевич, доктор исторических наук, г. Санкт-Петербург); «Лагерное дело священномученика епископа Максима (Жижиленко) (докладчик Яковлева Анна Петровна, ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника, пос. Соловецкий); «Благодарил Бога, приведшего его на Соловки: соловецкий узник протоиерей Михаил Митроцкий (докладчик Сухова Наталия Юрьевна, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор, г. Москва); «Священноисповедник Петр Чельцов: путь от смоленского пастыря к соловецкому узнику, 1900-е – 1929-е» (докладчик Каиль Максим Владимирович, кандидат исторических наук, доцент); «И в страдании Его верую спастись»: соловецкие исповедники веры о страдании и мученичестве» (докладчик Чудинова Ирина Анатольевна, кандидат искусствоведения, г. Санкт-Петербург); «Работа историко-церковного кабинета Курского Свято-Троицкого женского монастыря по увековечиванию памяти Иоасафа (Жевахова), узника соловецких лагерей» (докладчик монахиня Иустина (Трофимова), заведующая историко-церковным кабинетом при Курском Свято-Троицком женском монастыре).
Но особенно меня впечатлили доклады, подготовленные людьми, которые не занимаются исторической наукой или архивным делом профессионально. Это энтузиасты, посвятившие свое личное время изысканиям, связанным с судьбами не только своих родственников, что вполне ожидаемо («Судьба музыканта в эпоху перемен: история Н.Я. Выгодского» (докладчик Гуров Олег Николаевич, кандидат философских наук, г. Москва), но и с судьбами совершенно незнакомых им узников Соловецкого лагеря.
Так врач из Москвы Григорий Шеянов, участвуя в восстановлении храма в Тамице (Архангельская область), натолкнулся на имя священника Димитрия Леонтиевского, которого местные жители обвинили в том, что он выдал красноармейцам несогласных с советской властью граждан. Священника сослали на Соловки, и судьба его печальна. Григорий поднял все имеющиеся сведения о Димитрии Леонтиевском и восстановил доброе имя этого человека, доказав, что он явился жертвой оговора.
Забашта Светлана из Санкт-Петербурга при посещении музея в Санкт-Петербурге заметила на витрине фотографию, и взгляд ее привлекло слово «Соловки». В результате упорной архивной работы появился доклад «Священник Павел Матвеевич Семенов – путь на Голгофу».
Атмосферу, в которой проходила конференция, мало назвать заинтересованной. Каждое выступление аудитория встречала аплодисментами. А далее докладчика наперебой забрасывали вопросами, дополняли своими соображениями и новыми фактами; порой следовали возражения, перерастающие в пламенную дискуссию.
Работа непосредственно конференции длилась два дня, и за каждым выступлением крылись не только месяцы, но и годы титанической работы по восстановлению истории Соловецкого лагеря особого назначения, судеб людей, прошедших через него. Это лишь крупица вечности. Но благодаря проделанной работе история нашей страны стала, хотя и на малую долю, но полнее. И пока существуют такие небезразличные люди, остается надежда не потерять себя в веках, определить своё место в потоке времени, увидеть историю отдельного человека как часть большого целого – нашей страны, нашего народа, а возможно, и осознать свою ответственность за происходящее.
Проведение конференции было бы невозможна без слаженной работы ее организаторов. Но главной движущей силой всего происходящего была Анна Петровна Яковлева, ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника, автор целого ряда научных исследований, посвященных истории Соловецкого лагеря. Анна Петровна являла собой тот источник энергии, который обеспечивал бесперебойную череду всех событий конференции.
- Да что я? У меня столько помощников! – с улыбкой отмахивалась она.
Но мастерство в том и состоит, чтобы организовать работу таким образом, чтобы все винтики крутились в нужном направлении и с заданной скоростью. И когда со стороны мы не замечаем работу всего этого механизма, когда нам кажется, что все происходит само собой, — это и есть великое искусство организатора.
Для участников конференции была подготовлена и интересная культурная программа.
Второй день начался с молебна с акафистом Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, который проходил в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря. Необычайно торжественная атмосфера пронизывала все происходящее.
На третий день нас повели на экскурсию в музей Истории ГУЛАГа. Он располагается в старом бараке и внешне выглядит именно так, как и около ста лет назад. Но внутри нас ожидала вполне современная экспозиция.
После музея мы отправились на аллею памяти, созданную на месте известного соловецкого расстрела 36 человек по делу о так называемом кремлевском заговоре в 1929 году. В центре аллеи высится православный крест, а по периметру расположены камни в память о различных категориях соловецких узников: социалистов и анархистов; вайнахов, чеченцев и ингушей; узников Белоруссии; узников Украины; поляков; якутян; русских, погибших в СЛОН.
На аллее нас ждала Татьяна Юрьевна Якимович, главная помощница Анны Петровны, с большой охапкой свежих ярко-алых гвоздик. Гвоздики не растут на Соловках. Их специально для этого события привезли с материка.
Каждый из нас возложил по два цветка к самому большому камню – памяти всех соловецких заключенных. Это было незабываемо и очень трогательно, за что я особенно благодарна организаторам конференции.
Отмечу, что конференция проходила спустя буквально несколько дней после пресловутого «Пригожинского мятежа». Организаторы конференции сказали, что у них до последнего момента были опасения, что конференцию отменят, но, к счастью, все «прошло по плану». Однако, было предупреждение: «Никаких митингов! Цветы возложите – и все!»
День завершился поздней экскурсией в Морской музей, обустроенного в помещении бывшего амбара.
Музей работает как некоммерческая организация, его сотрудники – волонтеры из различных городов, которые приезжают на Соловки на летний сезон.
На четвертый день состоялась экскурсия на Заяцкий остров, которую проводил удивительный человек Александр Яковлевич Мартынов, главный археолог музея, автор многочисленных научных трудов по археологии Архангельского Севера.
Этот специалист, фанатично увлеченный своим делом, два часа взахлеб рассказывал нам о таинственных лабиринтах острова, о различных теориях их возникновения и назначения, о флоре и фауне, о Свято-Андреевском ските и окружающих его постройках.
После обеда мы собирались посетить поселковое кладбище – место массового захоронения заключенных лагеря. Но нас ожидало разочарование. Анна Петровна принесла нам невеселое известие: на море ожидается шторм и всех участников конференции в срочном порядке вывозят с острова.
На глазах у многих слезы. Как неожиданно все закончилось…
Значит, Соловки решили, что так надо, что нам пора.
Пусть мое пребывание на этой земле было недолгим, но зато очень насыщенным: я повидала и узнала массу нового, а главное, познакомилась с замечательными людьми, с которыми буду «на связи», и с которыми также возможны интересные проекты в будущем.
Я очень надеюсь, что Соловки позовут и примут меня вновь и эта земля раскроет и покажет все свои красоты, а главное, места, связанные с моим дедом – ведь он провел на этом острове три с половиной года.
Мы еще встретимся…
-------------
* https://www.chayka.org/node/10641
https://www.chayka.org/node/11538
https://www.chayka.org/node/13814
Комментарии
Количество этих узников было
Количество этих узников было в десятки раз меньше всего населения. И, мягко говоря, непонятно, почему надо изучать историю страны по судьбам абсолютного меньшинства ее народа.
Шёл бы ты отсюда, Прохожий!
Спорить с подонком - значило бы опуститься до его уровня.
Добавить комментарий