Есть такой фильм-сказка «Принцесса на горошине». В нем повествуется о поисках принцем настоящей принцессы, а также о кастингах, что устраивали королевские дочки при выборе суженого. Одна из принцесс пожелала взять в мужья творца самого необыкновенного произведения искусства. Победителем оказался вульгарный тип, уничтоживший общепризнанный шедевр. Если исходить из позиции упомянутой принцессы и признать, что уничтожение подлинного произведения искусства является самым притягательным и интересным, то мюзикл-контемпорари «Демон Онегина» удался. Создатели сего спектакля низвели великий роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» до уровня китча.
Это присказка. А теперь перейдем к сказке. Несколько слов о создателях контемпорари. Музыку к «Демону Онегина» (продюсерская компания «Makers Lab») написали Танонов и Матвейчук, постановка и либретто Афанасьевой и т.д. Увидеть его можно на сцене Петербургского мюзик-холла. Общая канва действия близка к сюжету романа. После смерти дядюшки Онегин уезжает из столицы в деревню с целью вступления в права наследства. Знакомится с соседями, в том числе, с Ленским и сестрами Ларинами. Одна из девушек, Татьяна, признается Онегину в любви, тот отвечает ей отказом, начинает ухаживать за ее сестрой. Что приводит к дуэли с Ленским и смерти последнего. В дальнейшем Онегина ждет встреча в столице с уже замужней Татьяной. Год назад на этой же самой сцене шел мюзикл «Онегин» той же самой продюсерской компании. Достойная постановка. Не знаю, что двигало создателями контемпорари, когда они приняли решение видоизменить результат собственного творчества.
Итак, о том, что мне не понравилось и послужило поводом для подобного вступления. Во-первых, сам термин «контемпорари». Слово-то какое непонятное! А произносится – «язык сломаешь». Ничего общего с «пушкинским» слогом.
Ученые со своим жонглированием терминами нервно курят в сторонке. Перейдем к «Онегину» Пушкина.
Как вы помните, великий поэт уделил достаточно внимания зарождению и созреванию чувств героев по мере развития событий.
Постановщики контемпорари сместили акцент с чувств на плотское желание. Помню, в одной дружеской компании за рюмкой чая под домашнюю пиццу и приглушенную музыку услышала рассказ о том, как педагог по актерскому мастерству в ГИТИСе учил играть любовь.
Речь шла именно о любви, а не о вожделении. Это, прежде всего, не должно быть «чернухой». Плотское проявление любви является высшей стадией накала чувств, их материализацией. Зрителю нужно показать это «восходящее» движение эмоций, если позволите - материализацию чувственных идей. Создатели же «Демона Онегина» предпочли двигаться по нисходящей, отдав пальму первенства именно плотскому желанию, которое если и не реализуется, то из-за условностей либо из-за страха перед последствиями. Полагаю, это и имели в виду создатели мюзикла в анонсе спектакля: «возвращение в эпоху романтизма в реальном времени». Невысокого мнения они о своих современниках.
Теперь о главном герое – Евгении Онегине. Не удивляйтесь, господа. Несмотря на название, Онегин так и остался главным героем. Чем руководствовался Иван Ожогин, работая над образом своего персонажа, сказать трудно. Возможно, в основе лежал высокий гонорар вкупе с желанием угодить режиссеру. Если в прежнем мюзикле «Онегин» актер добавил своему герою романтизма, что как нельзя лучше сочеталось с «бархатным» тембром его голоса, то в контемпорари романтизма у Онегина заметно поубавилось. Перед зрителями предстал некий гибрид Пьера Безухова и Анатоля Курагина из «Войны и мира» Льва Толстого. Внешний облик героя – облик Пьера, плотские наклонности – Анатоля.
По спектаклю Онегин, хорошо развлекшись в столице и наделав массу долгов, получил спасительное наследство от дядюшки и отправился в деревню, чтоб вступить в права владельца поместья, а заодно и быть подальше от искушений и проблем как следствий разгульной жизни. Пушкин охарактеризовал своего героя несколько иначе: «Зато читал Адама Смита/ И был великий эконом,/ То есть умел судить о том,/ Как государство богатеет,/ И чем живет, и почему/ Не нужно золото ему,/ Когда простой продукт имеет». Взаимоотношения с деревенскими барышнями разворачиваются как действия столичного ловеласа, избегающего проблем, но не имеющего ничего против интрижки. При поздней встрече с Татьяной, когда дама была уже замужем, Онегин воспылал к ней желанием, пытался добиться своей цели пламенным красноречием. Далее зрителям дают понять, что хотя женщина первоначально ответила отказом, впоследствии не исключается смена ее гнева на милость.
Воспоминания состарившегося Онегина – могут трактоваться как переживания мужчины в преклонном возрасте о былом, о том, что сейчас ему уже недоступно. Обидно и за Ожогина, и за его героя. Признаться, и актерская игра исполнителя не безупречна в контемпорари. Возможно, из-за трактовки роли. Но надо отдать должное вокалу Ожогина. Поет он хорошо. Если закрыть глаза и не следить за происходящим на сцене, можно получить подлинное удовольствие. Один мой знакомый, слушая чистые голоса, именно так и поступает, дабы ничего не мешало наслаждаться как красотой голоса, так и музыки.
Не понравилась интерпретация образа матери сестер Лариных. В исполнении Лагацкой это особа, интересующаяся лишь организацией праздников и гуляний. Актриса, вкупе с постановщиками, как-то забыла о том, что ее героиня успешно управляла поместьем.
Разочаровала Татьяна в исполнении Макеевой – здесь уже не таинственная блоковская незнакомка из прежнего «Онегина», при взгляде на которую на ум приходят строчки «дыша духами и туманами». Скорее, это дама полусвета, подобная героини «Травиаты», но лишенная тонкости души.
Образ той же самой героини, созданный Верой Свешниковой, мне понравился. Актриса не позволила себе принизить свою героиню. Свешникова добавила своей Татьяне народности, ее «книжным» желаниям - простоты, благо по сюжету девушка была очень близка с нянюшкой, простой крестьянкой. В противоречии между народностью и «книжностью» и кроется причина терзаний свешниковской Татьяны.
Прекрасен и демон. К слову сказать, демон нисколько не изменился со времен прошлогоднего мюзикла. Все тот же яркий, интересный образ. Думаю, из-за привлекательности его и включили в название спектакля и активно эксплуатировали в рекламной кампании. Исполнил эту роль и в старой версии «Онегина», и в контемпорари Сергей Худяков.
По сюжету демон является воплощением темной человеческой сущности и управляет поведением героев. Актер смог создать пленительный и романтичный персонаж. Худяков языком танца, языком тела воплотил на сцене огонь чувства, метания человеческого сердца. Его движения выверены, пластичны. Сцены с демоном красивы, без намека на вульгарность. Худяков не только танцор. Замечательный результат его работы в качестве хореографа я видела в спектакле «Время жить». Думаю, опыт постановщика и помог ему сотворить волнующий образ, подобный демону Лермонтова.
Теперь, по поводу оформления спектакля. Оно практически осталось прежним - яркое, красочное. Удачные народные сцены, сцены бала и т.д. также заимствованы из прежнего мюзикла. Напрашивается вывод, что создатели контемпорари, не мудрствуя лукаво, поменяли название у прошлогодней постановки, сместили акценты на плотские желания героев, принизили образ Евгения Онегина по сравнению с героем Александра Сергеевича - и не стали при этом тратить дополнительные средства и усилия на изменение декораций и большинства сцен мюзикла «Онегин».
Публика на эту постановку ходит. Что не удивительно. В прежние времена большой популярностью пользовались такие жестокие представления, как показательные казни. Народ с извращенным удовольствием наблюдал четвертование, отрубленные изуродованные части человеческого тела, сожжение на костре, лопающуюся от жара кожу в смраде горящей плоти. Это «развлечение» вызывало сильные эмоции. Собственно, и спектакль можно рассматривать как издевательство над шедевром. Играла в дедовскую эпоху свою роль и реклама. Тогда, само собой, современных средств массмедиа еще не было, информация передавалась преимущественно путем устных слухов, ну или на худой конец - газетных публикаций.
Такое "сарафанное радио" часто приписывало известным преступникам всякие сверхъестественные способности и необычный внешний вид. Естественно, что на все это хотелось взглянуть. Создатели «Демона Онегина» со всей серьезностью отнеслись к рекламной кампании.
Привлекли внимание к спектаклю известными именами вкупе с малопонятными и труднопроизносимыми терминами, прельстительной мультимедийной рекламой, с которой постоянно сталкиваются завсегдатаи «Всемирной паутины», яркими баннерами, размещенными на узловых станциях метро и хорошо зарекомендовавшими себя в качестве рекламного средства еще во времена Древнего Рима. Не забыли и про доброе старое «сарафанное радио» в виде распространения скандальных слухов, касающихся некоторых исполнителей.
В заключение перефразирую слова одного из героев фильма «Побег из Шоушенка», сказавшего: «Занимайся жизнью или занимайся смертью». Я же хочу пожелать создателям таких контемпорари: «Занимайтесь искусством или занимайтесь деланьем денег, не касаясь при этом искусства».
Комментарии
Критика
Единственное, чтобы в данной теме хотелось бы отметить: "кто критик, это не секрет, не состоявшийся поэт". Критиковать и пускать насмех, унижать и сравнивать с землей-может каждый, но действительно творить, создавать что-то новое-единицы. Дабы не заниматься критикой чужих ошибок (успехов), нужно в первую очередь, задать, вопрос самому себе: "а что сделал я, в своей жизни, чтобы иметь право, опускать и осмеивать достижения других". Так вот, автору этого блога, хочется на веки пожелать, остаться в комментировании чужих достижений, удачных или нет, но таких как есть, хоть каких-то... И под лежачий камень вода-не течет. Так вот, лежачий камень, желаю оставаться, таким, какой ты есть! Успехов!
Добавить комментарий